Кузина Татьяна
Консультация для педагогов «Развитие речи детей путем чтения произведений художественной литературы»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Развитие речи детей путем чтения произведений художественной литературы»
2023-2024
(учебный год)
Цель: развитие у детей понимания речи, способности подражания, накопления словаря, формирования речи как средства общения с окружающими.
Задачи:
1. Изучить методическую литературу по данной теме.
2. Познакомить детей с различными художественными произведениями (сказки, потешки, прибаутки, стихи).
3. Формировать потребность в общении, научить слушать образную речь.
4. Развитие активной речи (воспроизведение коротких предложений, фраз, посредством формирования умения общаться по различным поводам с взрослыми, детьми, задавать вопросы, передавать в нескольких словах, фразах, ранее полученные впечатления.
5. Учить воспроизводить движения в соответствии с текстом, воспроизводить звукосочетания, слова, запоминать небольшие интересные тексты.
Актуальность темы:
Процесс развития речи ребёнка дошкольного возраста – сложный и многоплановый и для успешной его реализации необходима совокупность всех компонентов, которые влияют на качество и содержательную сторону речи. Одним из таких – является художественная литература. Литература оказывает большое влияние на развитие и обогащение речи ребенка, сопровождая человека с первых лет его жизни. Художественная литература ставит задачу – заложить в детях любовь к художественному слову, определяет тот круг произведений, которые надо рассказать, пересказать, прочитать, заучить наизусть. Особое значение в данный период времени приобретает знакомство с родной литературой, с текстами художественных произведений, что позволяет развивать и обогащать речь детей. Это является одним из главных условий овладения ребенком речью, условием ее развития и совершенствования.
Если ребенок дошкольного возраста не поймет, не почувствует, что читать хорошую книгу это очень интересно, то в школе он уже никогда не полюбит художественную литературу.
До сих пор самым действенным компонентом в воспитании является художественное слово. Ребёнок учится применять грамматические навыки и умения в диалогической (ответы на вопросы, беседа) и монологической (словесное творчество, рассказывание) речи, использовать средства художественной выразительности языка и его грамматических средств. Поэтому детей необходимо приобщать к миру художественной литературы, с раннего возраста, так как с взрослением теряется острота восприятия слова, способность восторгаться красотой и чудом человеческой речи.
Дети младшего дошкольного возраста с большим удовольствием слушают сказки, стихи и потешки, а также играю в пальчиковые игры и игры с словесным сопровождением. Поэтому темой самообразования я выбрала развитие речи через художественную литературу. Я считаю, что художественная литература имеет большое значение для развития речи детей.
Проблемы:
- в последнее время наблюдается снижение интереса к книгам, родители практически не читают с детьми;
- дети начинают разговаривать во всё более позднем возрасте, много логопедических нарушений речи;
- речь детей часто бедна, они не могут пересказать прочитанное, досказать сказку, стихотворение
Предполагаемый результат:
Дети:
- интересуются художественной литературой, используют в общении литературную речь, бережно относятся к книгам;
- учатся воспроизводить движения в соответствии с текстом, запоминают небольшие интересные тексты.
Взрослые:
- регулярно используют чтение произведений художественной литературы в повседневной жизни;
- укрепляются связи дошкольного учреждения с семьей. Побуждать родителей к совместной творческой деятельности с детьми.
Для решения всех поставленных задач был подобран материал по временам года, также в группе составлены картотеки пальчиковых, дидактических игр.
Книжный уголок регулярно пополнялся в течении года новыми красочными книжками. Также активно использовался уголок театрализованных игр.
Для работы с родителями использовала консультации на тему развития речи и влияния художественной литературы.
Активное использование художественной литературы в повседневной жизни детей благотворно повлияло на развитие речи.
Форма работы:
С детьми:
- чтение стихотворений, потешек, закличек;
- разучивание стихотворений с помощью драматизаций;
- знакомство с русскими народными сказками;
- театрализация русских народных сказок.
С родителями:
- консультации (в форме памяток, буклетов, листовок);
- беседы с родителями.
- План работы по самообразованию
Раздел плана Срок Содержание работы Форма работы
(практические выходы)
2022-2023 учебный год С детьми Педагогами Родителями
Изучение, анализ и обобщение литературных исследований по теме.
октябрь 2022 г. Планирование работы по самообразованию.
• определение содержания работы по самообразованию;
• выбор вопросов для самостоятельного углублённого изучения.
Изучение научно-методической литературы
-Систематизация теоретической части
-Систематизация практической материала
-Подборка материалов и составление «Приложения» (плана работы по самообразованию, презентаций, фотоматериалов и др.)
-Использование ресурсов интернет в подготовке материалов (сайты для педработников)
Познакомить с РНС «Репка»
и закрепить РНС «Репка» с помощью настольного театра.
Пальчиковые игры на основе р. н. потешек.
Консультация «Учим стихи с детьми» Консультация «Учим с ребенком стихи»
Консультация «Сказка в развитии речи детей»
ноябрь 2022 г. - Составление картотеки игр-драматизаций с использованием художественных текстов,
-Изготовление пособий для пересказа текста, атрибутов для театральной деятельности, пополнение РППС.
-Подготовка материала к публикации на сайте ДОУ
-Участие в дистанционных педагогических конкурсах
-Систематизация теоретической части
-Систематизация практической материала
-Подборка материалов и составление «Приложения» (плана работы по самообразованию, презентаций, фотоматериалов и др.)
Знакомство с закличками
Познакомить со стихотворением А. Барто «Лошадка»; Разучивание стихотворения «Лошадка» с помощью драматизации
Познакомить с Р. Н. С. «Маша и три медведя» Консультация «Читаем детям сказки» 1. Повторить дома стихотворение А. Барто «Лошадка»
декабрь 2022 г. -Подготовка материала к публикации на сайте ДОУ
- Участие в дистанционных педагогических конкурсах
-Систематизация теоретической части
-Систематизация практической материала
-Подборка материалов и составление «Приложения» (плана работы по самообразованию, презентаций, фотоматериалов и др.)
-Просмотр вебиноров по теме
-Использование ресурсов интернет в подготовке материалов (сайты для педработников)
Познакомить с потешкой «Ай дуду, дуду, дуду”
Разучивание потешки «Как у нашего кота”
Познакомить с шуткой – прибауткой «Шел кот скороход»
Консультация «Пестушки, потешки прибаутки как средство развития речи детей» Консультация «Пестушки, потешки, прибаутки»
январь 2023 г. - Участие в работе творческих групп
-Подготовка материала к публикации на сайте ДОУ
- Участие в дистанционных педагогических конкурсах
-Систематизация теоретической части
-Систематизация практической материала
-Подборка материалов и составление «Приложения» (плана работы по самообразованию, презентаций, фотоматериалов и др.)
-Использование ресурсов интернет в подготовке материалов (сайты для педработников)
Познакомить со стихотворением С. Черного «Приставалка»
Разучивание потешки «Коза-хлопота»”
Консультация «Воспитание детей через художественное слово» Консультация «Воспитание детей через художественное слово»
февраль 2023 г. -Подготовка материала к публикации на сайте ДОУ
- Участие в дистанционных педагогических конкурсах
-Систематизация теоретической части
-Систематизация практической материала
-Подборка материалов и составление «Приложения» (плана работы по самообразованию, презентаций, фотоматериалов и др.)
-Использование ресурсов интернет в подготовке материалов (сайты для педработников)
Познакомить с РНС «Волк и семеро козлят»
Разучивание песенки из РНС «Волк и семеро козлят»
Консультация «Театрализация и драматизация стихов и сказок» Закрепить дома песенку из РНС «Волк и семеро козлят»
март 2023 г.
-Подготовка материала к публикации на сайте ДОУ
-Участие в дистанционных педагогических конкурсах
-Систематизация теоретической части
-Систематизация практической материала
-Подборка материалов и составление «Приложения» (плана работы по самообразованию, презентаций, фотоматериалов и др.)
-Использование ресурсов интернет в подготовке материалов (сайты для педработников)
-Промотр вебинаров
Познакомить с РНС «Теремок»
Повторить РНС «Теремок» с театрализованным представлением
Консультация «Учим говорить красиво» Консультация «Научите ребенка красиво говорить»
апрель 2023 г. -Подготовка материала к публикации на сайте ДОУ
- Участие в дистанционных педагогических конкурсах
-Систематизация теоретической части
-Систематизация практической материала
-Подборка материалов и составление «Приложения» (плана работы по самообразованию, презентаций, фотоматериалов и др.)
-Использование ресурсов интернет в подготовке материалов (сайты для педработников)
Познакомить со стихотворением А. Бродского «Солнечный зайчик»
Чтение рассказа Чарушина «Курочка»
Консультация «Стихотворения русских и советских детских писателей: что читать» Повторить дома стихотворение А. Барто «Зайка»
май 2023 г.
-Выступление на педагогическом часе
-Подготовка материала к публикации на сайте ДОУ
- Участие в дистанционных педагогических конкурсах
-Систематизация теоретической части
-Систематизация практической материала
-Подборка материалов и составление «Приложения» (плана работы по самообразованию, презентаций, фотоматериалов и др.)
-Использование ресурсов интернет в подготовке материалов (сайты для педработников)
- Предоставление опыта работы в методический кабинет электронного материала по развитию речи
Чтение потешки «Киска»
Разучивание потешки «Киска»
Диагностика умений и знаний в области художественной литературы
Доклад «Взаимосвязь чтения и успешного развития речи детей» Консультация «Значение пальчиковых игр в развитии речи детей»
Используемая литература:
1. Алексеева М. М. Яшина В. И. Речевое развитие дошкольников. - М. : Академия, 2000. - 159 с.
2. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. - М. : Мозаика-Синтез, 2000. -- 272 с.
3. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества / Сост. С. Г. Бочаров, примеч. С. С. Аверинцев и С. Г. Бочаров. М. : Искусство, 2003. - 423 с.
4. Белоус Е. Развитие речи и фонематического слуха в театрально-игровой деятельности // Дошкольное воспитание. - 2009. - №7. - С. 66-70.
5. Герасимова А. С. Уникальное руководство по развитию речи / Под ред. Б. Ф. Сергеева. - 2-е изд. - М. : Айрис-Пресс, 2004. - 160 с.
6. Лямина Г. Учимся говорить и общаться // Дошкольное воспитание. - 2006. - №4. - С. 105-112.
7. Пичугина Е. А. Речевые игры в группе и на прогулке // Воспитатель ДОУ. - 2008. - №6. - С. 52-54.
8. Ушакова О. С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи. - М. : Сфера, 2012. - 288 с.
9. Федорова Г. П. На золотом крыльце сидели. Игры, занятия, частушки, песни, потешки для детей дошк. возраста. - СПб. : Детство-Пресс, 2010. - 128 с.
10. Чиндилова О. В., Баденова А. В. Наши книжки. Пособие для занятий с дошкольниками по введению в художественную литературу. Часть 1 (3-4 года). - М. : Баласс, 2008. - 64 с.
Мониторинг
усвоения детьми знаний и умений по теме
Развитие речи детей путем чтения произведений художественной литературы
Дата проведения 18.10.2022г. Воспитатель Толмачева Е. В. .
№
ФИО Проявляет интерес к сказкам, стихотворениям. С интересом рассматривает иллюстрации в детских книгах. Может закончить рассказывание знакомых сказок. Может ответить на вопросы по содержанию прочитанного произведения. Легко может запомнить и повторить небольшое стихотворение. Проявляет интерес к разным видам театра; может сыграть небольшую роль. Любит рассказывать о том, что читали дома. Итог
Высокий уровень – 6-7-(+) – 10 человек -23 %
Средний уровень –4-5 (+) – 11 человек - 26%
Уровень ниже среднего –1-3(+) – 22 человека - 51%
Мониторинг показал, что все дети в группе с интересом слушают сказки, стихотворения, с удовольствием рассматривают иллюстрации. Многие проявляют интерес и с удовольствием играют небольшие роли в театрализациях и драматизациях сказок. Многие запоминают короткие стихи и могут досказать конец знакомой сказки. Меньше всего могут рассказать о том, что читали дома вместе с родителями.
Инструментарий к мониторингу
Развитие речи детей путем чтения произведений художественной литературы
1. Наблюдение за детьми во время самостоятельного рассматривания книг.
2. Д/и «Назови сказку по обложке».
3. Настольный театр «Колобок», «Теремок».
4. Разучивание стихотворения по выбору воспитателя из серии «Игрушки» А. Барто.
5. Чтение и обсуждение сказки «Три медведя».