Получи документы

Консультация для педагогов «Развитие речи детей путем чтения произведений художественной литературы»

Кузина Татьяна
Консультация для педагогов «Развитие речи детей путем чтения произведений художественной литературы»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: «Развитие речи детей путем чтения произведений художественной литературы»

2023-2024

(учебный год)

Цель: развитие у детей понимания речи, способности подражания, накопления словаря, формирования речи как средства общения с окружающими.

Задачи:

1. Изучить методическую литературу по данной теме.

Темочки:

2. Познакомить детей с различными художественными произведениями (сказки, потешки, прибаутки, стихи).

3. Формировать потребность в общении, научить слушать образную речь.

4. Развитие активной речи (воспроизведение коротких предложений, фраз, посредством формирования умения общаться по различным поводам с взрослыми, детьми, задавать вопросы, передавать в нескольких словах, фразах, ранее полученные впечатления.

5. Учить воспроизводить движения в соответствии с текстом, воспроизводить звукосочетания, слова, запоминать небольшие интересные тексты.

Актуальность темы:

Процесс развития речи ребёнка дошкольного возраста – сложный и многоплановый и для успешной его реализации необходима совокупность всех компонентов, которые влияют на качество и содержательную сторону речи. Одним из таких – является художественная литература. Литература оказывает большое влияние на развитие и обогащение речи ребенка, сопровождая человека с первых лет его жизни. Художественная литература ставит задачу – заложить в детях любовь к художественному слову, определяет тот круг произведений, которые надо рассказать, пересказать, прочитать, заучить наизусть. Особое значение в данный период времени приобретает знакомство с родной литературой, с текстами художественных произведений, что позволяет развивать и обогащать речь детей. Это является одним из главных условий овладения ребенком речью, условием ее развития и совершенствования.

Если ребенок дошкольного возраста не поймет, не почувствует, что читать хорошую книгу это очень интересно, то в школе он уже никогда не полюбит художественную литературу.

До сих пор самым действенным компонентом в воспитании является художественное слово. Ребёнок учится применять грамматические навыки и умения в диалогической (ответы на вопросы, беседа) и монологической (словесное творчество, рассказывание) речи, использовать средства художественной выразительности языка и его грамматических средств. Поэтому детей необходимо приобщать к миру художественной литературы, с раннего возраста, так как с взрослением теряется острота восприятия слова, способность восторгаться красотой и чудом человеческой речи.

Дети младшего дошкольного возраста с большим удовольствием слушают сказки, стихи и потешки, а также играю в пальчиковые игры и игры с словесным сопровождением. Поэтому темой самообразования я выбрала развитие речи через художественную литературу. Я считаю, что художественная литература имеет большое значение для развития речи детей.

Проблемы:

- в последнее время наблюдается снижение интереса к книгам, родители практически не читают с детьми;

- дети начинают разговаривать во всё более позднем возрасте, много логопедических нарушений речи;

- речь детей часто бедна, они не могут пересказать прочитанное, досказать сказку, стихотворение

Предполагаемый результат:

Дети:

- интересуются художественной литературой, используют в общении литературную речь, бережно относятся к книгам;

- учатся воспроизводить движения в соответствии с текстом, запоминают небольшие интересные тексты.

Взрослые:

- регулярно используют чтение произведений художественной литературы в повседневной жизни;

- укрепляются связи дошкольного учреждения с семьей. Побуждать родителей к совместной творческой деятельности с детьми.

Для решения всех поставленных задач был подобран материал по временам года, также в группе составлены картотеки пальчиковых, дидактических игр.

Книжный уголок регулярно пополнялся в течении года новыми красочными книжками. Также активно использовался уголок театрализованных игр.

Для работы с родителями использовала консультации на тему развития речи и влияния художественной литературы.

Активное использование художественной литературы в повседневной жизни детей благотворно повлияло на развитие речи.

Форма работы:

С детьми:

- чтение стихотворений, потешек, закличек;

- разучивание стихотворений с помощью драматизаций;

- знакомство с русскими народными сказками;

- театрализация русских народных сказок.

С родителями:

- консультации (в форме памяток, буклетов, листовок);

- беседы с родителями.

- План работы по самообразованию

Раздел плана Срок Содержание работы Форма работы

(практические выходы)

2022-2023 учебный год С детьми Педагогами Родителями

Изучение, анализ и обобщение литературных исследований по теме.

октябрь 2022 г. Планирование работы по самообразованию.

• определение содержания работы по самообразованию;

• выбор вопросов для самостоятельного углублённого изучения.

Изучение научно-методической литературы

-Систематизация теоретической части

-Систематизация практической материала

-Подборка материалов и составление «Приложения» (плана работы по самообразованию, презентаций, фотоматериалов и др.)

-Использование ресурсов интернет в подготовке материалов (сайты для педработников)

Познакомить с РНС «Репка»

и закрепить РНС «Репка» с помощью настольного театра.

Пальчиковые игры на основе р. н. потешек.

Консультация «Учим стихи с детьми» Консультация «Учим с ребенком стихи»

Консультация «Сказка в развитии речи детей»

ноябрь 2022 г. - Составление картотеки игр-драматизаций с использованием художественных текстов,

-Изготовление пособий для пересказа текста, атрибутов для театральной деятельности, пополнение РППС.

-Подготовка материала к публикации на сайте ДОУ

-Участие в дистанционных педагогических конкурсах

-Систематизация теоретической части

-Систематизация практической материала

-Подборка материалов и составление «Приложения» (плана работы по самообразованию, презентаций, фотоматериалов и др.)

Знакомство с закличками

Познакомить со стихотворением А. Барто «Лошадка»; Разучивание стихотворения «Лошадка» с помощью драматизации

Познакомить с Р. Н. С. «Маша и три медведя» Консультация «Читаем детям сказки» 1. Повторить дома стихотворение А. Барто «Лошадка»

декабрь 2022 г. -Подготовка материала к публикации на сайте ДОУ

- Участие в дистанционных педагогических конкурсах

-Систематизация теоретической части

-Систематизация практической материала

-Подборка материалов и составление «Приложения» (плана работы по самообразованию, презентаций, фотоматериалов и др.)

-Просмотр вебиноров по теме

-Использование ресурсов интернет в подготовке материалов (сайты для педработников)

Познакомить с потешкой «Ай дуду, дуду, дуду”

Разучивание потешки «Как у нашего кота”

Познакомить с шуткой – прибауткой «Шел кот скороход»

Консультация «Пестушки, потешки прибаутки как средство развития речи детей» Консультация «Пестушки, потешки, прибаутки»

январь 2023 г. - Участие в работе творческих групп

-Подготовка материала к публикации на сайте ДОУ

- Участие в дистанционных педагогических конкурсах

-Систематизация теоретической части

-Систематизация практической материала

-Подборка материалов и составление «Приложения» (плана работы по самообразованию, презентаций, фотоматериалов и др.)

-Использование ресурсов интернет в подготовке материалов (сайты для педработников)

Познакомить со стихотворением С. Черного «Приставалка»

Разучивание потешки «Коза-хлопота»

Консультация «Воспитание детей через художественное слово» Консультация «Воспитание детей через художественное слово»

февраль 2023 г. -Подготовка материала к публикации на сайте ДОУ

- Участие в дистанционных педагогических конкурсах

-Систематизация теоретической части

-Систематизация практической материала

-Подборка материалов и составление «Приложения» (плана работы по самообразованию, презентаций, фотоматериалов и др.)

-Использование ресурсов интернет в подготовке материалов (сайты для педработников)

Познакомить с РНС «Волк и семеро козлят»

Разучивание песенки из РНС «Волк и семеро козлят»

Консультация «Театрализация и драматизация стихов и сказок» Закрепить дома песенку из РНС «Волк и семеро козлят»

март 2023 г.

-Подготовка материала к публикации на сайте ДОУ

-Участие в дистанционных педагогических конкурсах

-Систематизация теоретической части

-Систематизация практической материала

-Подборка материалов и составление «Приложения» (плана работы по самообразованию, презентаций, фотоматериалов и др.)

-Использование ресурсов интернет в подготовке материалов (сайты для педработников)

-Промотр вебинаров

Познакомить с РНС «Теремок»

Повторить РНС «Теремок» с театрализованным представлением

Консультация «Учим говорить красиво» Консультация «Научите ребенка красиво говорить»

апрель 2023 г. -Подготовка материала к публикации на сайте ДОУ

- Участие в дистанционных педагогических конкурсах

-Систематизация теоретической части

-Систематизация практической материала

-Подборка материалов и составление «Приложения» (плана работы по самообразованию, презентаций, фотоматериалов и др.)

-Использование ресурсов интернет в подготовке материалов (сайты для педработников)

Познакомить со стихотворением А. Бродского «Солнечный зайчик»

Чтение рассказа Чарушина «Курочка»

Консультация «Стихотворения русских и советских детских писателей: что читать» Повторить дома стихотворение А. Барто «Зайка»

май 2023 г.

-Выступление на педагогическом часе

-Подготовка материала к публикации на сайте ДОУ

- Участие в дистанционных педагогических конкурсах

-Систематизация теоретической части

-Систематизация практической материала

-Подборка материалов и составление «Приложения» (плана работы по самообразованию, презентаций, фотоматериалов и др.)

-Использование ресурсов интернет в подготовке материалов (сайты для педработников)

- Предоставление опыта работы в методический кабинет электронного материала по развитию речи

Чтение потешки «Киска»

Разучивание потешки «Киска»

Диагностика умений и знаний в области художественной литературы

Доклад «Взаимосвязь чтения и успешного развития речи детей» Консультация «Значение пальчиковых игр в развитии речи детей»

Используемая литература :

1. Алексеева М. М. Яшина В. И. Речевое развитие дошкольников. - М. : Академия, 2000. - 159 с.

2. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей : Книга для воспитателей детского сада. - М. : Мозаика-Синтез, 2000. -- 272 с.

3. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества / Сост. С. Г. Бочаров, примеч. С. С. Аверинцев и С. Г. Бочаров. М. : Искусство, 2003. - 423 с.

4. Белоус Е. Развитие речи и фонематического слуха в театрально-игровой деятельности // Дошкольное воспитание. - 2009. - №7. - С. 66-70.

5. Герасимова А. С. Уникальное руководство по развитию речи / Под ред. Б. Ф. Сергеева. - 2-е изд. - М. : Айрис-Пресс, 2004. - 160 с.

6. Лямина Г. Учимся говорить и общаться // Дошкольное воспитание. - 2006. - №4. - С. 105-112.

7. Пичугина Е. А. Речевые игры в группе и на прогулке // Воспитатель ДОУ. - 2008. - №6. - С. 52-54.

8. Ушакова О. С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи. - М. : Сфера, 2012. - 288 с.

9. Федорова Г. П. На золотом крыльце сидели. Игры, занятия, частушки, песни, потешки для детей дошк. возраста. - СПб. : Детство-Пресс, 2010. - 128 с.

10. Чиндилова О. В., Баденова А. В. Наши книжки. Пособие для занятий с дошкольниками по введению в художественную литературу. Часть 1 (3-4 года). - М. : Баласс, 2008. - 64 с.

Мониторинг

усвоения детьми знаний и умений по теме

Развитие речи детей путем чтения произведений художественной литературы

Дата проведения 18.10.2022г. Воспитатель Толмачева Е. В. .

ФИО Проявляет интерес к сказкам, стихотворениям. С интересом рассматривает иллюстрации в детских книгах. Может закончить рассказывание знакомых сказок. Может ответить на вопросы по содержанию прочитанного произведения. Легко может запомнить и повторить небольшое стихотворение. Проявляет интерес к разным видам театра; может сыграть небольшую роль. Любит рассказывать о том, что читали дома. Итог

Высокий уровень – 6-7-(+) – 10 человек -23 %

Средний уровень –4-5 (+) – 11 человек - 26%

Уровень ниже среднего –1-3(+) – 22 человека - 51%

Мониторинг показал, что все дети в группе с интересом слушают сказки, стихотворения, с удовольствием рассматривают иллюстрации. Многие проявляют интерес и с удовольствием играют небольшие роли в театрализациях и драматизациях сказок. Многие запоминают короткие стихи и могут досказать конец знакомой сказки. Меньше всего могут рассказать о том, что читали дома вместе с родителями.

Инструментарий к мониторингу

Развитие речи детей путем чтения произведений художественной литературы

1. Наблюдение за детьми во время самостоятельного рассматривания книг.

2. Д/и «Назови сказку по обложке».

3. Настольный театр «Колобок», «Теремок».

4. Разучивание стихотворения по выбору воспитателя из серии «Игрушки» А. Барто.

5. Чтение и обсуждение сказки «Три медведя».

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Развитие способностей у детей средствами ознакомления с художественной литературой»Консультация для педагогов «Развитие способностей у детей средствами ознакомления с художественной литературой» Традиционно литература используется в целях развития умственного, нравственного и эстетического воспитания дошкольников. Знакомство детей.

Консультация для родителей «Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей» Консультация для родителей «Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей» Многие мамочки в период ожидания.

Особенности чтения художественной литературы в разных возрастных группах. Рекомендации родителям по чтениюОсобенности чтения художественной литературы в разных возрастных группах. Рекомендации родителям по чтению Совместное чтение сближает родителей с детьми, оно также играет огромную роль в развитии ребёнка. Для того, чтобы чтение было интересным.

Передовой педагогический опыт «Влияние художественной литературы на развитие речи детей» 1. Условия формирования опыта. Тему моего опыта работы «Влияние художественной литературы на развитие речи детей» я выбрала не случайно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Развитие речи детей путем чтения произведений художественной литературы»
Опубликовано: 24 января 2025 в 17:50
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Развитие речи детей путем чтения произведений художественной литературы»» (включая файлы) размещена пользователем Кузина Татьяна (УИ 3516310) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
25 февраля 2025 вторник
26 февраля 2025 среда
Фисташковое творчество
Всемирный день неторопливости



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД