МААМ-картинки

Консультация для педагогов «Развитие речи детей путем чтения произведений художественной литературы»

Кузина Татьяна
Консультация для педагогов «Развитие речи детей путем чтения произведений художественной литературы»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: «Развитие речи детей путем чтения произведений художественной литературы»

2023-2024

(учебный год)

Цель: развитие у детей понимания речи, способности подражания, накопления словаря, формирования речи как средства общения с окружающими.

Задачи:

1. Изучить методическую литературу по данной теме.

2. Познакомить детей с различными художественными произведениями (сказки, потешки, прибаутки, стихи).

3. Формировать потребность в общении, научить слушать образную речь.

4. Развитие активной речи (воспроизведение коротких предложений, фраз, посредством формирования умения общаться по различным поводам с взрослыми, детьми, задавать вопросы, передавать в нескольких словах, фразах, ранее полученные впечатления.

5. Учить воспроизводить движения в соответствии с текстом, воспроизводить звукосочетания, слова, запоминать небольшие интересные тексты.

Актуальность темы:

Процесс развития речи ребёнка дошкольного возраста – сложный и многоплановый и для успешной его реализации необходима совокупность всех компонентов, которые влияют на качество и содержательную сторону речи. Одним из таких – является художественная литература. Литература оказывает большое влияние на развитие и обогащение речи ребенка, сопровождая человека с первых лет его жизни. Художественная литература ставит задачу – заложить в детях любовь к художественному слову, определяет тот круг произведений, которые надо рассказать, пересказать, прочитать, заучить наизусть. Особое значение в данный период времени приобретает знакомство с родной литературой, с текстами художественных произведений, что позволяет развивать и обогащать речь детей. Это является одним из главных условий овладения ребенком речью, условием ее развития и совершенствования.

Если ребенок дошкольного возраста не поймет, не почувствует, что читать хорошую книгу это очень интересно, то в школе он уже никогда не полюбит художественную литературу.

До сих пор самым действенным компонентом в воспитании является художественное слово. Ребёнок учится применять грамматические навыки и умения в диалогической (ответы на вопросы, беседа) и монологической (словесное творчество, рассказывание) речи, использовать средства художественной выразительности языка и его грамматических средств. Поэтому детей необходимо приобщать к миру художественной литературы, с раннего возраста, так как с взрослением теряется острота восприятия слова, способность восторгаться красотой и чудом человеческой речи.

Дети младшего дошкольного возраста с большим удовольствием слушают сказки, стихи и потешки, а также играю в пальчиковые игры и игры с словесным сопровождением. Поэтому темой самообразования я выбрала развитие речи через художественную литературу. Я считаю, что художественная литература имеет большое значение для развития речи детей.

Проблемы:

- в последнее время наблюдается снижение интереса к книгам, родители практически не читают с детьми;

- дети начинают разговаривать во всё более позднем возрасте, много логопедических нарушений речи;

- речь детей часто бедна, они не могут пересказать прочитанное, досказать сказку, стихотворение

Предполагаемый результат:

Дети:

- интересуются художественной литературой, используют в общении литературную речь, бережно относятся к книгам;

- учатся воспроизводить движения в соответствии с текстом, запоминают небольшие интересные тексты.

Взрослые:

- регулярно используют чтение произведений художественной литературы в повседневной жизни;

- укрепляются связи дошкольного учреждения с семьей. Побуждать родителей к совместной творческой деятельности с детьми.

Для решения всех поставленных задач был подобран материал по временам года, также в группе составлены картотеки пальчиковых, дидактических игр.

Книжный уголок регулярно пополнялся в течении года новыми красочными книжками. Также активно использовался уголок театрализованных игр.

Для работы с родителями использовала консультации на тему развития речи и влияния художественной литературы.

Активное использование художественной литературы в повседневной жизни детей благотворно повлияло на развитие речи.

Форма работы:

С детьми:

- чтение стихотворений, потешек, закличек;

- разучивание стихотворений с помощью драматизаций;

- знакомство с русскими народными сказками;

- театрализация русских народных сказок.

С родителями:

- консультации (в форме памяток, буклетов, листовок);

- беседы с родителями.

- План работы по самообразованию

Раздел плана Срок Содержание работы Форма работы

(практические выходы)

2022-2023 учебный год С детьми Педагогами Родителями

Изучение, анализ и обобщение литературных исследований по теме.

октябрь 2022 г. Планирование работы по самообразованию.

• определение содержания работы по самообразованию;

• выбор вопросов для самостоятельного углублённого изучения.

Изучение научно-методической литературы

-Систематизация теоретической части

-Систематизация практической материала

-Подборка материалов и составление «Приложения» (плана работы по самообразованию, презентаций, фотоматериалов и др.)

-Использование ресурсов интернет в подготовке материалов (сайты для педработников)

Познакомить с РНС «Репка»

и закрепить РНС «Репка» с помощью настольного театра.

Пальчиковые игры на основе р. н. потешек.

Консультация «Учим стихи с детьми» Консультация «Учим с ребенком стихи»

Консультация «Сказка в развитии речи детей»

ноябрь 2022 г. - Составление картотеки игр-драматизаций с использованием художественных текстов,

-Изготовление пособий для пересказа текста, атрибутов для театральной деятельности, пополнение РППС.

-Подготовка материала к публикации на сайте ДОУ

-Участие в дистанционных педагогических конкурсах

-Систематизация теоретической части

-Систематизация практической материала

-Подборка материалов и составление «Приложения» (плана работы по самообразованию, презентаций, фотоматериалов и др.)

Знакомство с закличками

Познакомить со стихотворением А. Барто «Лошадка»; Разучивание стихотворения «Лошадка» с помощью драматизации

Познакомить с Р. Н. С. «Маша и три медведя» Консультация «Читаем детям сказки» 1. Повторить дома стихотворение А. Барто «Лошадка»

декабрь 2022 г. -Подготовка материала к публикации на сайте ДОУ

- Участие в дистанционных педагогических конкурсах

-Систематизация теоретической части

-Систематизация практической материала

-Подборка материалов и составление «Приложения» (плана работы по самообразованию, презентаций, фотоматериалов и др.)

-Просмотр вебиноров по теме

-Использование ресурсов интернет в подготовке материалов (сайты для педработников)

Познакомить с потешкой «Ай дуду, дуду, дуду”

Разучивание потешки «Как у нашего кота”

Познакомить с шуткой – прибауткой «Шел кот скороход»

Консультация «Пестушки, потешки прибаутки как средство развития речи детей» Консультация «Пестушки, потешки, прибаутки»

январь 2023 г. - Участие в работе творческих групп

-Подготовка материала к публикации на сайте ДОУ

- Участие в дистанционных педагогических конкурсах

-Систематизация теоретической части

-Систематизация практической материала

-Подборка материалов и составление «Приложения» (плана работы по самообразованию, презентаций, фотоматериалов и др.)

-Использование ресурсов интернет в подготовке материалов (сайты для педработников)

Познакомить со стихотворением С. Черного «Приставалка»

Разучивание потешки «Коза-хлопота»”

Консультация «Воспитание детей через художественное слово» Консультация «Воспитание детей через художественное слово»

февраль 2023 г. -Подготовка материала к публикации на сайте ДОУ

- Участие в дистанционных педагогических конкурсах

-Систематизация теоретической части

-Систематизация практической материала

-Подборка материалов и составление «Приложения» (плана работы по самообразованию, презентаций, фотоматериалов и др.)

-Использование ресурсов интернет в подготовке материалов (сайты для педработников)

Познакомить с РНС «Волк и семеро козлят»

Разучивание песенки из РНС «Волк и семеро козлят»

Консультация «Театрализация и драматизация стихов и сказок» Закрепить дома песенку из РНС «Волк и семеро козлят»

март 2023 г.

-Подготовка материала к публикации на сайте ДОУ

-Участие в дистанционных педагогических конкурсах

-Систематизация теоретической части

-Систематизация практической материала

-Подборка материалов и составление «Приложения» (плана работы по самообразованию, презентаций, фотоматериалов и др.)

-Использование ресурсов интернет в подготовке материалов (сайты для педработников)

-Промотр вебинаров

Познакомить с РНС «Теремок»

Повторить РНС «Теремок» с театрализованным представлением

Консультация «Учим говорить красиво» Консультация «Научите ребенка красиво говорить»

апрель 2023 г. -Подготовка материала к публикации на сайте ДОУ

- Участие в дистанционных педагогических конкурсах

-Систематизация теоретической части

-Систематизация практической материала

-Подборка материалов и составление «Приложения» (плана работы по самообразованию, презентаций, фотоматериалов и др.)

-Использование ресурсов интернет в подготовке материалов (сайты для педработников)

Познакомить со стихотворением А. Бродского «Солнечный зайчик»

Чтение рассказа Чарушина «Курочка»

Консультация «Стихотворения русских и советских детских писателей: что читать» Повторить дома стихотворение А. Барто «Зайка»

май 2023 г.

-Выступление на педагогическом часе

-Подготовка материала к публикации на сайте ДОУ

- Участие в дистанционных педагогических конкурсах

-Систематизация теоретической части

-Систематизация практической материала

-Подборка материалов и составление «Приложения» (плана работы по самообразованию, презентаций, фотоматериалов и др.)

-Использование ресурсов интернет в подготовке материалов (сайты для педработников)

- Предоставление опыта работы в методический кабинет электронного материала по развитию речи

Чтение потешки «Киска»

Разучивание потешки «Киска»

Диагностика умений и знаний в области художественной литературы

Доклад «Взаимосвязь чтения и успешного развития речи детей» Консультация «Значение пальчиковых игр в развитии речи детей»

Используемая литература:

1. Алексеева М. М. Яшина В. И. Речевое развитие дошкольников. - М. : Академия, 2000. - 159 с.

2. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. - М. : Мозаика-Синтез, 2000. -- 272 с.

3. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества / Сост. С. Г. Бочаров, примеч. С. С. Аверинцев и С. Г. Бочаров. М. : Искусство, 2003. - 423 с.

4. Белоус Е. Развитие речи и фонематического слуха в театрально-игровой деятельности // Дошкольное воспитание. - 2009. - №7. - С. 66-70.

5. Герасимова А. С. Уникальное руководство по развитию речи / Под ред. Б. Ф. Сергеева. - 2-е изд. - М. : Айрис-Пресс, 2004. - 160 с.

6. Лямина Г. Учимся говорить и общаться // Дошкольное воспитание. - 2006. - №4. - С. 105-112.

7. Пичугина Е. А. Речевые игры в группе и на прогулке // Воспитатель ДОУ. - 2008. - №6. - С. 52-54.

8. Ушакова О. С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи. - М. : Сфера, 2012. - 288 с.

9. Федорова Г. П. На золотом крыльце сидели. Игры, занятия, частушки, песни, потешки для детей дошк. возраста. - СПб. : Детство-Пресс, 2010. - 128 с.

10. Чиндилова О. В., Баденова А. В. Наши книжки. Пособие для занятий с дошкольниками по введению в художественную литературу. Часть 1 (3-4 года). - М. : Баласс, 2008. - 64 с.

Мониторинг

усвоения детьми знаний и умений по теме

Развитие речи детей путем чтения произведений художественной литературы

Дата проведения 18.10.2022г. Воспитатель Толмачева Е. В. .

ФИО Проявляет интерес к сказкам, стихотворениям. С интересом рассматривает иллюстрации в детских книгах. Может закончить рассказывание знакомых сказок. Может ответить на вопросы по содержанию прочитанного произведения. Легко может запомнить и повторить небольшое стихотворение. Проявляет интерес к разным видам театра; может сыграть небольшую роль. Любит рассказывать о том, что читали дома. Итог

Высокий уровень – 6-7-(+) – 10 человек -23 %

Средний уровень –4-5 (+) – 11 человек - 26%

Уровень ниже среднего –1-3(+) – 22 человека - 51%

Мониторинг показал, что все дети в группе с интересом слушают сказки, стихотворения, с удовольствием рассматривают иллюстрации. Многие проявляют интерес и с удовольствием играют небольшие роли в театрализациях и драматизациях сказок. Многие запоминают короткие стихи и могут досказать конец знакомой сказки. Меньше всего могут рассказать о том, что читали дома вместе с родителями.

Инструментарий к мониторингу

Развитие речи детей путем чтения произведений художественной литературы

1. Наблюдение за детьми во время самостоятельного рассматривания книг.

2. Д/и «Назови сказку по обложке».

3. Настольный театр «Колобок», «Теремок».

4. Разучивание стихотворения по выбору воспитателя из серии «Игрушки» А. Барто.

5. Чтение и обсуждение сказки «Три медведя».

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Развитие способностей у детей средствами ознакомления с художественной литературой»Консультация для педагогов «Развитие способностей у детей средствами ознакомления с художественной литературой» Традиционно литература используется в целях развития умственного, нравственного и эстетического воспитания дошкольников. Знакомство детей.

Консультация для родителей «Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей» Консультация для родителей «Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей» Многие мамочки в период ожидания.

Особенности чтения художественной литературы в разных возрастных группах. Рекомендации родителям по чтениюОсобенности чтения художественной литературы в разных возрастных группах. Рекомендации родителям по чтению Совместное чтение сближает родителей с детьми, оно также играет огромную роль в развитии ребёнка. Для того, чтобы чтение было интересным.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Развитие речи детей путем чтения произведений художественной литературы»
Опубликовано: 24 января 2025 в 17:50
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Развитие речи детей путем чтения произведений художественной литературы»» (включая файлы) размещена пользователем Кузина Татьяна (УИ 3516310) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
26 января 2025 воскресенье
Путешествуем по карте России!
В гости к кенгуру в Австралию!
Семья — хранитель традиций!
27 января 2025 понедельник
Мы помним твой подвиг, Ленинград!
День освобождения Красной армией крупнейшего "лагеря смерти" (Освенцима)
Вольфганг Амадей Моцарт - композитор гений!
День малахитовой шкатулки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД