Светлана Ваганова
Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
«Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли» (В. А. Сухомлинский)
Цель: продолжение развития мелкой моторики и координации движений рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности; обучение выполнению артикуляционной гимнастики в игровой форме; обучение дыхательным упражнениям в игровой форме.
Задачи:
1. Улучшить координацию и точность движений руки, гибкость рук, ритмичность.
Публикация «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
2. Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук.
3. Улучшить общую двигательную активность.
4. Содействовать нормализации речевой функции.
5. Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей дошкольного возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов.
6. Научить выполнять правильно упражнения артикуляционной гимнастики.
7. Научить выполнять правильно упражнения дыхательной гимнастики.
8. Научить выполнять мимическую гимнастику.
9. Повысить собственный уровень знаний путё м изучения статей в журналах: «Дошкольное воспитание», «Ребёнок в детском саду», «Воспитатель в ДОУ», «Обруч»; изучение методик и технологий педагогов в Интернете; использование методики на занятиях, в свободной деятельности, в игре, в индивидуальной работе с детьми.
Методы и приемы работы:
• гигиенический массаж лица, шеи и кистей рук.
• артикуляционная гимнастика
• дыхательная гимнастика
• мимическая гимнастика
• пальчиковая гимнастика, физкультминутки и подвижные игры с включением пальчиковой гимнастики, пальчиковый театр
• пальчиковые игры со стихами, со скороговорками.
• сюжетные пальчиковые игры
• игры-манипуляции
• дидактические игры по развитию речи
• игры с шнуровками
• игры с прищепками
• лепка
• игры с конструкторами, пазлами и кубиками
• традиционные и нетрадиционные техники рисования
Формы работы:
• индивидуальная работа с детьми
• совместная деятельность воспитателя с детьми
• свободная самостоятельная деятельность самих детей
Актуальность темы:
В дошкольном возрасте основной вид деятельности - это игра. Значительный опыт накапливается ребенком в игре. Из своего игрового опыта ребенок черпает представления, которые он связывает со словом.
Игра и труд являются сильнейшими стимулами для проявления детской самостоятельности в области языка. Они должны быть в первую очередь использованы в интересах развития речи детей.
Хорошим средством для стимулирования речи являются игры и упражнения на мелкую моторику руки.
Дело все в том, что развитие ручек ребенка и развитие речи взаимосвязаны. Мелкая моторика и точное артикулирование звуков находятся в прямой зависимости.
О том, как развивается ребенок, на начальном этапе жизни именно развитие мелкой моторики, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.
Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.
Поэтому в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, мышление.
Чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.
Уже доказано, что даже такие простые упражнения, как «Ладушки», «Сорока-белобока», «Коза рогатая» и другие не просто развлечения для малышей.
Пальчиковые игры - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев, они являются очень важной частью работы по развитию речи младших дошкольников.
Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Пальчиковые игры как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы.
Пальчиковые игры дают возможность взрослым играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику.
Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребенком.
Герои пальчиковых игр очень нравятся детям. Ползет ли улитка, шевелится краб, чирикает воробушек или кукла Катя варит кашу и подметает пол – все обеспечивает не только веселое общение, помогает снять напряжение или успокоить малыша, отвлечь, но и развивает мелкую моторику и, как следствие, мышление и речь ребенка.
Совокупность движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует снятию напряжения, учит соблюдению речевых пауз, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать ее темп и формирует правильное произношение.
В совместной или самостоятельной деятельности происходит тренировка пальцев.
Эффективность и интерес к этой деятельности повышается, если упражнения сопровождаются чтением стихов, потешек, скороговорок, рассказыванием сказок.
Стихи, сопровождающие упражнения - это основа, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма, создается благоприятный эмоциональный фон, благодаря которому ребенок увлекается игрой и с интересом выполняет все упражнения. В свою очередь, сюжетность стихов и потешек развивают способность слушать и понимать.
Чтобы речь ребенка была правильной, четкой и красивой, необходимо наличие правильного дыхания, так как дыхание непосредственно участвует в речи. Поэтому правильное и четкое произнесение звуков во многом зависит от силы и направленности воздушной струи.
Цель дыхательной гимнастики -научить ребенка рационально использовать вдох и выдох во время речи – делать умеренно глубокий вдох с последующим достаточно сильным и длительным, экономным выдохом; научить ребенка дифференцировать носовой и ротовой выдох.
Выполнение детьми упражнений артикуляционной гимнастики необходимо практически ежедневно.
Для правильного произношения нужны сильные, упругие и подвижные язык, губы, мягкое небо. Все эти органы состоят из мышц.
Артикуляционная гимнастика помогает нам тренировать мышцы языка и губ.
Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного звукопроизношения.
Мимическая гимнастика очень нравится маленьким дошкольникам. Они быстро и задорно ее выполняют.
Цель мимической гимнастики – снять напряжение артикуляционного аппарата и повысить тонус мышц лица.
Например, поднять брови высоко-«Удивиться»; нахмурить брови – «Рассердиться»; закрывать и открывать глаза; попеременно подмигивать то левым, то правым глазом; улыбнуться; надуть щеки, слегка ударить кулаками по щекам и т. д.
Голосовые упражнения необходимы детям младшего возраста, т. к. они учат детей пользоваться свои голосом. (громким или тихим, звонким или глухим, высоким или низким).
Важно использовать в работе по развитию речи гигиенический массаж лица и шеи.
Их цель - снять напряжение мускулатуры, подготовить речевой аппарат к говорению, активизировать мышцы лица и шеи.
Не менее важен массаж кистей рук. Его цель - снять напряжение в мышцах и сухожилиях; активизировать центры говорения в головном мозге посредством воздействия на руку ребенка.
Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук.
В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения -разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от периферии к центру)---
(для более эффективного самомассажа кисти используются грецкий орех, шестигранный карандаш, массажный мячик.
На развитие мелкой моторики рук благоприятное воздействие оказывают игры с предметами: мозаика, пирамидки, застёгивание и расстегивание пуговиц, шнуровка, застёгивание молний, наборы шаров для нанизывания их на стержень; игры с карандашами, работа с тестом.
Все упражнения по развитию речи и массажи проводятся с детьми в игровой и непринужденной форме.
Этапы проработки материала по теме самообразования:
1. Информационно-аналитический /изучение литературы/
Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М. : «Карапуз», 2007.
Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М. : ТЦ Сфера, 2006.
Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.
Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.
Цвынтарный В. В Играем пальчиками и развиваем речь – СПб : ИЧП «Хардфорд», 1996.
Кольцова М. М «Развитие моторики»
Елена Данилова «Пальчиковые игры»
Строганова И. А. «Дошкольное образование, развитие мелкой моторики руки ребёнка».
2. Практический. Использование различных форм работы с детьми, родителями и педагогами.
За 2015-2016 учебный год была пополнена предметно-развивающая среда - центр сенсорного развития- изготовлены самостоятельно и совместно с родителями разнообразные пособия по развитию мелкой моторики детей с учетом возрастных требований. (все пособия были представлены в мае на конкурсе- выставке)
Были оформлены консультации для родителей и консультации для педагогов:
- «Артикуляционная гимнастика как основа правильного произношения»
- «Дыхательная гимнастика»
- «Как проводить гигиенический массаж для детей»
-«Упражнения пальчиковой гимнастики для малышей»
-«Игры-манипуляции»
- «Развитие мелкой моторики детей»
- «Рисование пластилином»
С родителями были проведены групповые и индивидуальные беседы :
- «Артикуляционная и дыхательная гимнастика.
- «Развитие мелкой моторики детей младшего возраста»
- «Возрастные особенности речи детей 3-4 лет»
В ноябре я участвовала в смотре центра игры, на котором представила картотеку сюжетно-ролевых игр.
Мною было представлено выступление -презентация на педсовете по теме «Методические рекомендации по проведению с-р игры с дошкольниками в разных возрастных группах». Во время сюжетно-ролевой игры у детей происходит активизация процесса говорения; создаются условия вступить в диалог.
Мною были составлены и подготовлены методические рекомендации по проведению подвижных игр с дошкольниками в разных возрастных группах, которые были представлены на педсовете в феврале.
В марте для родителей была организована выставка рисунков пальчиками –подарочных открыток для мам и бабушек к 8 марта. С работами детей мы поучаствовали в международном конкурсе «Талантофф».
По итогам конкурса родителям были вручены призовые дипломы детей за участие (рисование пальчиками и аппликации).
В апреле я посетила обучающий семинар своих коллег по изготовлению пособий для развития мелкой моторики.
В течение учебного года родители были привлечены к изготовлению пособий для развития мелкой моторики.
В мае для родителей была организована выставка пособий для развития мелкой моторики.
Также в мае наша группа приняла участие в Конкурсе-выставке методических пособий по развитию мелкой моторики. Заняли 2 место.
На данном конкурсе были представлены сделанные в течение года работы над темой картотеки:
- Артикуляционная гимнастика
- Дыхательная гимнастика
- Мимическая гимнастика
- Гигиенический массаж
- Дидактические игры по развитию речи
- Пальчиковая гимнастика для детей 3-4 лет
Картотеки активно внедрены в практику работы с детьми.
Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук.
В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения -разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от периферии к центру)---
"Помоем руки под горячей струей воды"
"Надеваем перчатки" - "Засолка капусты", "Согреем руки"
"Молоточек"
"Гуси щиплют траву"
(для более эффективного самомассажа кисти используются грецкий орех, шестигранный карандаш, массажный мячик.
Пальчиковая гимнастика с проговариванием стишков. «Сорока-ворона», «Этот пальчик дедушка…», «Рисовали, рисовали…».
Лепка.
Деятельность по лепке также имеет большое значение для укрепления кистей рук и развития мелкой моторики. В своей работе для лепки я использую пластилин, выкладывание узоров из макарон и семян, рисование пластилином.
На развитие мелкой моторики рук благоприятное воздействие оказывают игры с предметами: мозаика, пирамидки, застёгивание и расстегивание пуговиц, шнуровка, застёгивание молний, наборы шаров для нанизывания их на стержень; игры с карандашами. Малышам интересно раскручивать и закручивать крышки, разбирать предметы на части и собирать их снова.
Поэтому в работе с детьми использую различные пособия для развития мелкой моторики :
-шнуровки,
-игры с прищепками
- пазлы, конструкторы
- пособия по нанизыванию бус, колец, колесиков
-пересыпание и перекладывание предметов из одной емкости в другую
-выкладывание пуговиц по схеме
-закручивание и раскручивание пробок пластиковых бутылок
Во время игр моя задача состоит в том, чтобы организовать общение ребенка с кем – либо в процессе игровой деятельности, обогащать словарь детей.
Использую традиционные и нетрадиционные способы рисования:
Незаменима и необходима работа детей в раскрасках, работа с различными штриховками и обводками, рисование по трафаретам, рисование пальчиками, рисование на манке, на рисе, на песке, на снегу, рисование пластилином, ватными палочками.
Все это способствует развитию мелкой моторики рук. Эффективна работа по изготовлению различных поделок и аппликаций из природных материалов.
В начале года начала работу с обучения детей гигиеническому самомассажу лица, шеи и кистей рук. Впоследствии это занимает немного времени и эффективно помогает детям настроиться на речь.
Большое значение в развитии речи малышей уделяю артикуляционной гимнастике и дыхательным, голосовым упражнениям, мимической гимнастике которые так необходимы на самом раннем этапе.
Все это проходит в игровой форме и очень нравится малышам.
Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляции. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и координированными.
При обучении детей речи использую в работе дидактические игры по развитию речи.
Во 2 младшей группе использую дидактические игры на развитие слухового внимания, на развитие силы голоса, на развитие речевого дыхания, на развитие высоты голоса, на развитие правильного звукопроизношения, на развитие речевого слуха, «Чудесный мешочек», «Назови ласково», «Что бывает?».
Выполняя с детьми пальчиковые игры и упражнения, тем самым развивается координация движений, совершенствуется деятельность артикуляционных органов губ, языка, нижней челюсти.
К концу изучения своей темы можно сказать, что пальчики у детей стали более ловкими, гибкими, дети быстрее овладевают сложными упражнениями, речь детей значительно улучшилась.
В работе использую основной принцип дидактики: от простого – к сложному, продумываю ход занятия, их интенсивность, количество упражнений и степень сложности в разучиваемых пальчиковых играх планирую в зависимости от индивидуальных особенностей детей. В процессе занятий дети овладевают техникой массажа, запоминают движения и слова в пальчиковых играх. Тем самым повышаю уровень речевого развития детей.