Пьянина Светлана Николаевна
Развитие речи детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речи детей младшего дошкольного возраста.
Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей.
Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей.
Публикация «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
Основная задача воспитателя в области развития речи детей младшего дошкольного возраста помочь им в освоении разговорной речи. Эта задача предполагает воспитание умений: понимать обращенную речь с опорой и без опоры на наглядность, вступать в контакт с окружающими, выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства.
Занятия по развитию речи направлены с одной стороны на углубление и уточнение знании детей, полученных в жизни: просто на прогулке, во время целевых прогулок, с другой – они имеют свои специфические задачи — развивать и усложнять речь детей и в основном сводятся к следующему:
1. Развитие связной речи.
2. Развитие словаря.
3. Освоение грамматически правильной речи.
4. Освоение звуковой культуры речи.
При организации и проведении занятий по развитию речи я стараюсь это учесть.
Для этого нужно:
1. Определить цель занятия — чему учить, к чему подвести детей.
2. Хорошо подготовиться самой.
3. Подготовить материал — игрушки, картинки.
4. Учитывая развитие детей, уточнить состав, с которым будет проводиться занятие (группа, подгруппа).
5. Подумать о размещении материала, чтобы детям было удобно.
6. Продумать всё ли детям будет понятно на занятии, с чем надо заранее познакомить, чтобы материал стал доступнее для их понимания.
При подготовке всегда анализирую свою речь, соответствует ли она уровню развития детей и намеченной цели. Какими конкретными приёмами на данном занятии я учу детей, понимать слово? Какие моменты в занятии можно использовать, чтобы научить ребёнка употреблять новые слова? Какие звуки и слова повторить несколько раз, чтобы вызвать подражание? И т. п.
Проводя занятие я иногда вынуждена отойти от намеченного плана, т. к. очень многое зависит от настроения реакции детей — слушают они или скучают, приходится перестраиваться по ходу занятия.
Занятия предусматривают составление описательных рассказов по картинкам, о природных явлениях, об игрушках. С детьми этого возраста работаю не первый год, хочу отметить, что готовые тексты: стихи, рассказы, сказки дети запоминают и рассказывают все хорошо.
Для своевременного развития речи надо как можно раньше приучать детей к совместной игре. При организации и проведении сюжетно-ролевой игры мои дети учатся вести игровой диалог сначала со мной, воспитателем, затем сами воспроизводят его по аналогии со сверстниками или игрушками. Многие дети уже научились называть себя в игровой роли. («Кто ты?»- «Я шофёр»; «Что ты делаешь?»- «Я завожу машину» и т. д.) При проведении игры задаю вопросы о выполняемых действиях. («Где будет спать твоя дочка?», «Как её зовут?» и т. д.). Учу детей вступать в игровое общение со сверстниками, договариваться о совместных действиях («Давай вместе катать машины», «Давай играть мячом»).
Уже сейчас многие дети проявляют интерес к различным игровым действиям, с удовольствием играют друг с другом, рассказывают о своей игре другим детям. Обычно по нашим правилам, если игрушкой играет, кто, либо из детей и есть ещё желающие, я предлагаю им поиграть вместе или в случае отказа ждать своей очереди. Но есть ещё дети, которые пока наблюдают за играми остальных, а сами не вступают в игру, они используют воспитателя как посредника для общения с детьми.
При проведении дидактических игр задаю вопросы по ходу игры: об игровых действиях, материалах, учу правильно пользоваться в игре словами, обозначающими цвет, форму, величину предметов, повторять правила игры.
При проведении подвижных игр учу произносить текст, запоминать и правильно проговаривать слова.
Помимо этого в совместной деятельности мы повторяем сказки, стихи, рассматриваем картинки, иллюстрации, расспрашиваю о родителях, о любимых игрушках, об отдельных событиях в детском саду или дома. Дети охотно участвуют в инсценировках с игрушками. Многие любят рассказывать стихи, но некоторые дети ещё отказываются быть артистами.
Думаю, что проводимая работа по развитию речи с детьми младшего дошкольного возраста со временем даст неплохие результаты.