Валентина Скварковская
Развитие речи через познавательно-исследовательскую деятельность с использованием сказки
▼ Скачать + Заказать документы
Ход мастер-класса
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Тема моего выступления: «Развитие речи через познавательно-исследовательскую деятельность с использованием сказки в старшей группе»
Развитие речи и экспериментирование тесно связаны между собой Дети дошкольного возраста по природе своей – пытливые исследователи окружающего мира. В старшем дошкольном возрасте у них развиваются потребности познания этого мира, которые находят отражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленные на «открытие нового» Экспериментирование принципиально отличается от любой другой деятельности тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам ещё не сформирован и характеризуется неопределённостью, неустойчивостью. В ходе эксперимента он уточняется, проясняется.
Публикация «Развитие речи через познавательно-исследовательскую деятельность с использованием сказки» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2021
Дошкольники в процессе экспериментирования учатся высказывать свои предположения (выдвигать гипотезы, делать выводы из сказанного, учатся ставить цель. В результате развиваются коммуникативные навыки, обогащается словарный запас детей, формируется связная речь.
Сейчас я покажу, как работаю в этом направлении с детьми. Опыты показываю на сказках, в которых всегда можно найти предмет или явление для экспериментирования. Считаю это эффективным методом, так как детям легче воспринимать и понимать новую информацию в близкой для них форме.
Деятельность включает в себя несколько этапов:
1 этап:
а) предварительная работа по сказке (чтение, обсуждение, обыгрывание).
б) экспериментирование в процессе знакомства со сказкой.
2 этап:
выдвижение гипотез, исследование (предположения, обсуждение, эксперимент)
3 этап: рефлексия (выводы, доказательства, опровержения гипотез); оформление полученных знаний детьми в мини проекты, н-р: создание книги, альбома рисунков с наблюдениями, презентации, выступления, мастер-классы.
Видео с показом эксперимента
Ребята, сегодня вы будете выступать в роли исследователей, проводить различные опыты и делать выводы, как настоящие ученые. Я знаю, что вы любите сказки. Я тоже их очень люблю. Давайте присядем на ковер и послушаем сказку про «Путешествие утенка». Хотите узнать, как путешествовал утенок?
(Давайте сейчас попробуем заглянуть на птичий двор и послушать его звуки)
В деревушке, на птичьем дворе, жил очень любопытный утенок. Его братья и сестры были очень послушными, а он хотел все знать. Однажды ему захотелось узнать, что же там, за забором птичьего двора, и он пошел открывать мир. Выйдя за забор, он отправился по тропинке и вдруг увидел много мелких насекомых.
-Ребята, как вы думаете, каких насекомых мог увидеть утенок? (предположение детей).
Ему захотелось разглядеть их поближе.
- Как вы думаете, как можно рассмотреть мелких насекомых?
-Ребята, только насекомых сейчас нет. Почему?
- Что же нам делать?
- Можно ли заменить их какими –нибудь предметами? (Предположения).
Вывод: Мы можем использовать шарики пластилина, рисовые зернышки, гречневые, овсовые, перловые зернышки, зернышки граната.
Хотите узнать, как можно рассмотреть насекомых? Тогда попробуем провести эксперимент.
Опыт №1
а) поместить зернышки в емкость (н-р, прозрачный стакан, сверху натянем пищевую пленку и сделаем пальцами небольшое углубление, в которое нальем воды.
-Что мы увидели, ребята? Почему это произошло?
Вывод: (делает воспитатель вместе с детьми) : если смотреть на зернышко через воду сквозь пищевую пленку, то получим эффект увеличительного стекла.
Опыт №2
б) Положить так называемое насекомое на лист бумаги. Если насекомое светлое, то лучше использовать какую бумагу? (Темную)
А если насекомое темное, лучше использовать светлую бумагу.
(Продолжение сказки) Неподалеку он увидел небольшое озеро, в нем плавало много загадочных цветов, это были кувшинки (показываю картинку). Солнышко уже начало всходить, и утенок увидел, как распускаются эти цветы.
-Ребята, в какое время суток распускаются эти цветы? Что говорится об этом в тексте? Какой вывод мы можем сделать? (ответ детей).
А если солнышко заходит, значит цветочки (что делают) закрываются. Какой вывод мы можем сделать из сказанного : кувшинки очень любят солнышко. Солнышко любят не только кувшинки, но и мы, взрослые и дети (почему, потому что солнышко дарит нам свет, тепло и радость.
-Ребята, хотите посмотреть, как цветочки распускают свои лепестки?
Опыт № 2 Перед нами цветы, сделанные из цветной бумаги. Лепестки их закрыты. Сейчас мы вместе опустим цветы на воду. Понаблюдаем, что с ними произойдет (цветочки распустились)
-Почему это произошло?
Вывод: вода впиталась в бумагу, она намокла и стала тяжелее, поэтому лепестки раскрылись.
Какие еще качества и свойства бумаги вы знаете?
а) рвется, сминается, горит; ее можно разрезать, склеить
б) гладкой, шершавой и т. д.
Опыты по сказке можно продолжить, ведь утенок увидел еще многое: рыбок, лодочку, следы на песке.
Уважаемые педагоги, спасибо за внимание!
Экспериментируйте и придумывайте интересные задания для детей, побуждая их к творческому поиску, ведь детское экспериментирование располагает большими возможностями для формирования связной речи у дошкольников.
Творческих успехов вам! Спасибо за внимание!