МААМ-картинки

Развитие речи через познавательно-исследовательскую деятельность с использованием сказки

Валентина Скварковская
Развитие речи через познавательно-исследовательскую деятельность с использованием сказки
▼ Скачать + Заказать документы

Ход мастер-класса

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Тема моего выступления: «Развитие речи через познавательно-исследовательскую деятельность с использованием сказки в старшей группе»

Развитие речи и экспериментирование тесно связаны между собой Дети дошкольного возраста по природе своей – пытливые исследователи окружающего мира. В старшем дошкольном возрасте у них развиваются потребности познания этого мира, которые находят отражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленные на «открытие нового» Экспериментирование принципиально отличается от любой другой деятельности тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам ещё не сформирован и характеризуется неопределённостью, неустойчивостью. В ходе эксперимента он уточняется, проясняется.

Публикация «Развитие речи через познавательно-исследовательскую деятельность с использованием сказки» размещена в разделах

Дошкольники в процессе экспериментирования учатся высказывать свои предположения (выдвигать гипотезы, делать выводы из сказанного, учатся ставить цель. В результате развиваются коммуникативные навыки, обогащается словарный запас детей, формируется связная речь.

Сейчас я покажу, как работаю в этом направлении с детьми. Опыты показываю на сказках, в которых всегда можно найти предмет или явление для экспериментирования. Считаю это эффективным методом, так как детям легче воспринимать и понимать новую информацию в близкой для них форме.

Деятельность включает в себя несколько этапов:

1 этап:

а) предварительная работа по сказке (чтение, обсуждение, обыгрывание).

б) экспериментирование в процессе знакомства со сказкой.

2 этап:

выдвижение гипотез, исследование (предположения, обсуждение, эксперимент)

3 этап: рефлексия (выводы, доказательства, опровержения гипотез); оформление полученных знаний детьми в мини проекты, н-р: создание книги, альбома рисунков с наблюдениями, презентации, выступления, мастер-классы.

Видео с показом эксперимента

Ребята, сегодня вы будете выступать в роли исследователей, проводить различные опыты и делать выводы, как настоящие ученые. Я знаю, что вы любите сказки. Я тоже их очень люблю. Давайте присядем на ковер и послушаем сказку про «Путешествие утенка». Хотите узнать, как путешествовал утенок?

(Давайте сейчас попробуем заглянуть на птичий двор и послушать его звуки)

В деревушке, на птичьем дворе, жил очень любопытный утенок. Его братья и сестры были очень послушными, а он хотел все знать. Однажды ему захотелось узнать, что же там, за забором птичьего двора, и он пошел открывать мир. Выйдя за забор, он отправился по тропинке и вдруг увидел много мелких насекомых.

-Ребята, как вы думаете, каких насекомых мог увидеть утенок? (предположение детей).

Ему захотелось разглядеть их поближе.

- Как вы думаете, как можно рассмотреть мелких насекомых?

-Ребята, только насекомых сейчас нет. Почему?

- Что же нам делать?

- Можно ли заменить их какими –нибудь предметами? (Предположения).

Вывод: Мы можем использовать шарики пластилина, рисовые зернышки, гречневые, овсовые, перловые зернышки, зернышки граната.

Хотите узнать, как можно рассмотреть насекомых? Тогда попробуем провести эксперимент.

Опыт №1

а) поместить зернышки в емкость (н-р, прозрачный стакан, сверху натянем пищевую пленку и сделаем пальцами небольшое углубление, в которое нальем воды.

-Что мы увидели, ребята? Почему это произошло?

Вывод: (делает воспитатель вместе с детьми) : если смотреть на зернышко через воду сквозь пищевую пленку, то получим эффект увеличительного стекла.

Опыт №2

б) Положить так называемое насекомое на лист бумаги. Если насекомое светлое, то лучше использовать какую бумагу? (Темную)

А если насекомое темное, лучше использовать светлую бумагу.

(Продолжение сказки) Неподалеку он увидел небольшое озеро, в нем плавало много загадочных цветов, это были кувшинки (показываю картинку). Солнышко уже начало всходить, и утенок увидел, как распускаются эти цветы.

-Ребята, в какое время суток распускаются эти цветы? Что говорится об этом в тексте? Какой вывод мы можем сделать? (ответ детей).

А если солнышко заходит, значит цветочки (что делают) закрываются. Какой вывод мы можем сделать из сказанного : кувшинки очень любят солнышко. Солнышко любят не только кувшинки, но и мы, взрослые и дети (почему, потому что солнышко дарит нам свет, тепло и радость.

-Ребята, хотите посмотреть, как цветочки распускают свои лепестки?

Опыт № 2 Перед нами цветы, сделанные из цветной бумаги. Лепестки их закрыты. Сейчас мы вместе опустим цветы на воду. Понаблюдаем, что с ними произойдет (цветочки распустились)

-Почему это произошло?

Вывод: вода впиталась в бумагу, она намокла и стала тяжелее, поэтому лепестки раскрылись.

Какие еще качества и свойства бумаги вы знаете?

а) рвется, сминается, горит; ее можно разрезать, склеить

б) гладкой, шершавой и т. д.

Опыты по сказке можно продолжить, ведь утенок увидел еще многое: рыбок, лодочку, следы на песке.

Уважаемые педагоги, спасибо за внимание!

Экспериментируйте и придумывайте интересные задания для детей, побуждая их к творческому поиску, ведь детское экспериментирование располагает большими возможностями для формирования связной речи у дошкольников.

Творческих успехов вам! Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Развитие музыкальных способностей детей через театрализованную деятельность» РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Для осуществления данной цели делаем следующие.

Опыт работы «Творческое развитие речи детей через театрализованную деятельность» .

Мини-проект «Знакомство со сказкой «Снегурочка» через творческую и исследовательскую деятельность»Мини-проект «Знакомство со сказкой «Снегурочка» через творческую и исследовательскую деятельность» Выполнила воспитатель Волкова Ольга Юрьевна. Цель:Познакомить детей с волшебным миром сказки через творческую и исследовательскую деятельность.

Обобщение опыта «Развитие познавательно-исследовательской активности у детей раннего возраста через экспериментирование» Обобщение опыта: Развитие познавательно-исследовательской активности у детей раннего возраста через экспериментирование. Бычкова Е. В. ,.

Познавательно-исследовательская деятельность в средней группе через организацию детского экспериментированияПознавательно-исследовательская деятельность в средней группе через организацию детского экспериментирования Дети по своей природе исследователи. Новые впечатления, любознательность, постоянное стремление поэкспериментировать, самостоятельно искать.

Развитие интеллектуально-творческих способностей воспитанников через познавательно-математическую среду .

Развитие речи детей с ОВЗ через художественное творчествоРазвитие речи детей с ОВЗ через художественное творчество Развитие речи детей с ОВЗ через художественное творчество. Развитие речи детей с ОВЗ играет важнейшую роль в общем развитии личности. С.

Развитие речи посредством театрализованной деятельности через русские народные сказки во второй младшей группе-фотоотчетРазвитие речи посредством театрализованной деятельности через русские народные сказки во второй младшей группе-фотоотчет Дети младшего дошкольного возраста в семье и в детском саду читают русские народные сказки, например, «Курочка ряба», «Репка», «Колобок»,.

Семинар для педагогов «Развитие речи детей 3–4 лет через дидактическую игру»Семинар для педагогов «Развитие речи детей 3–4 лет через дидактическую игру» В дидактических играх основной задачей является умственное развитие ребёнка, обогащение его знаниями.   С помощью дидактических игр у детей.

Выход из проблемной ситуации через игровые моменты и исследовательскую деятельностьВыход из проблемной ситуации через игровые моменты и исследовательскую деятельность Выход из проблемной ситуации через игровые моменты и исследовательскую деятельность. План НОД для детей старшего дошкольного возраста. Проблемная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие речи через познавательно-исследовательскую деятельность с использованием сказки
Опубликовано: 31 марта 2021 в 20:15
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие речи через познавательно-исследовательскую деятельность с использованием сказки» (включая файлы) размещена пользователем Валентина Скварковская в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД