Прахова Юлия Андреевна
Развитие речевых способностей дошкольников через развивающие игры с логическим блоками Дьенеша и палочек Кюизенера
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс для педагогов
«Развитие математических и речевых способностей дошкольников через развивающие игры с логическим блоками Дьенеша и палочек Кюизенера»
Общеизвестно, что основная цель использования Блоков и палочек Кьизинера как дидактического материала: научить дошкольников решать логические задачи. И в то же время игры с логическими блоками Дьенеша и палочки Кьиюзинера учат ребенка не только думать, следить за координацией движений, но и способствуют развитию речи. Дети начинают использовать более сложные грамматические структуры предложений в речи на основе сравнений, отрицаний и сочетаний однородных предметов.
Публикация «Развитие речевых способностей дошкольников через развивающие игры с логическим блоками Дьенеша и палочек Кюизенера» размещена в разделах
- Блоки Дьенеша
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Логическое мышление
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Палочки Кюизенера
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Данная игровая технология требует поэтапной работы. Ее можно образно представить в виде длинной интеллектуальной лестницы, а сами игры и упражнения – ступеньками, на каждую из этих ступенек ребенок обязательно должен встать. Если какую – то из них он пропустит, то подняться на следующую ему будет значительно труднее.
В средней группе с детьми 4-5 лет. Происходит этап «Знакомства» и «Обледования» Играя с блоками Дьенеша и палочками Кьизинера - строя дорожки, башенки, домики - дети объясняют свои действия, называют составляющие части, описывают используемые фигуры по цвету, форме и размеру.
А на «Игровом» этапе с детьми 4-5, 5-6 лет, накладывая цветные блоки и палочки на цветные изображения, дети испытывали положительные эмоции, потому что в их руках плоскостные изображения превращались в объемные. Они рассказывали, как получилось то, или иное изображение.
Ожидаемый ответ ребенка. Например: Чтобы построить трактор, я взял большой красный толстый прямоугольник, маленький синий толстый круг, большой синий толстый круг и т д.
Введены карточки-символы позволяющие кодировать и декодировать информацию. Согласно методике, детям объяснялось, что угадать блоки нам помогут карточки. Это карточки с обозначением цвета: кляксы красная, синяя, желтая; с обозначением формы: силуэты фигур круг, квадрат, треугольник и прямоугольник; с обозначением размера: большая фигура – домик с тремя окошками, маленькая фигура – домик с одним окошком; с обозначением толщины: толстая фигура обозначается толстым человечком, а тонкая – худым. Дети «читали» карточки, проговаривая каждое свойство и находили соответствующий блок. Сначала дети оперировали двумя-тремя свойствами, а потом усложняли до четырех свойств.
Помимо занятий, нацеленных на развитие речевых и математических способностей, развитие логического и пространственного мышления, а также формирования эталонов цвета и величины, можно при помощи всё тех же палочек устроить настоящие уроки творчества. Из разноцветных элементов пособия можно выкладывать самые разнообразные мозаичные рисунки, развивая тем самым пространственное и творческое мышление, а еще речевые способности, описывая свои рисунки. Сегодня я познакомлю вас с некоторыми методами работы с логическими блоками и палочками Кюизенера.
Ход практической части
Давайте, превратимся в детей! Задания на основе логических блоков Дьенеша – У меня есть волшебный сундук, хотела открыть, но на нем замок - Давайте попробуем его открыть и посмотреть, что в сундуке. Найдите в коробках фигуры-ключи
- какой формы твой ключ? (красный, квадратный, большой, тонкий)
- какой ключ у тебя? (желтый, треугольный, большой, тонкий)
- а у тебя какой ключ? (синий, круглый, маленький, толстый)
Открываем сундучок, а там письмо:
«Здравствуйте, ребята! Это пишут вам волшебные человечки. У нас беда! Злая колдунья выкрала нашу королеву и спрятала ее в своем замке в высокой башне! Без вашей помощи нам не обойтись, ведь мы слишком маленькие, а путь далек и труден. Злая колдунья заколдовала города, леса и горы, чтобы их расколдовать нужно, выполнить сложные задания, которые под силу только вам! Давайте Поможем волшебным человечкам вернуть их королеву и разрушить все колдовские чары злой колдуньи - Смотрите путь и правда очень далек
- Что же нам можно придумать, чтобы побыстрее добраться до замка?
- А давайте, построим автомобиль из геометрических фигур!
- Автомобили собраны, а значит можно отправляться в путь! И первый пункт назначения – это …
обрыв и мы не можем дальше двигаться
- Что же нам делать? - Правильно, можно построить мост из блоков, да так чтобы рядом не было одинаковых фигур по форме и цвету (педагоги выкладывают цепочку на столе). - Мост построен, можно ехать дальше!
- Смотрите, мы прибыли, в какой то город! В этом городе есть домики, а жители города — сказочные фигуры — они поссорились, т. к. колдунья заколдовала их, чтобы они не могут договориться друг с другом, кто на каком этаже будет жить. Давайте расселим фигуры по заданным свойствам (у педагогов на листах напечатаны домики
Объяснение свойств:
• Цвет блока обозначается пятнами (красный, синий, желтый); • Величина блока – силуэтом домика (большой, маленький) • Форма – контурами • Толщина – условным изображением человеческих фигур (толстый и тонкий)
- Вот какие вы молодцы! Расколдовали сказочные фигуры, теперь они будут дружны, и никогда не будут ссориться! - Отправляемся дальше в путь!
Задания на основе палочек Кюизенера. - Наши маленькие волшебные человечки не могут забраться на деревья за яблоками, а им так хочется кушать. - Нужно бедным помочь, но как? Чтобы это исправить, нам необходимо построить лестницу.
Постройте лестницу, начиная с самой маленькой палочки – белой, а закончите самой большой – оранжевой Объяснение: наименьшая палочка в наборе - белый кубик длиной 1 сантиметр, все розовые палочки длиной два сантиметра, голубые – три, желтые – пять и т. д. Считалка!
- Вот и сплавились мы еще одним заданием. Молодцы! Королева спасена!
- Но как же мы будем добираться обратно домой, ведь дальше железная дорога, а на автомобилях мы по ней ехать не можем?
- Постройте поезд
- Каким по порядку стоит голубой вагон?
- Вагон, какого цвета стоит четвертым?
- Вот и вернулись мы в наш детский сад!
Вопросы педагогам (рефлексивная оценка) : - Какие трудности вы испытали выполняя задания? - Игры с логическими блоками у детей вызывают живой интерес. А вам интересно было играть? - Полезна ли вам была информация? - Будите ли вы использовать на занятиях полученные знания?