Получи документы

Консультация «Развитие речевой деятельности дошкольников в организации педагогического процесса»

Татьяна Бурмистрова
Консультация «Развитие речевой деятельности дошкольников в организации педагогического процесса»
▼ Скачать + Заказать документы

«Развитие речевой деятельности дошкольников в организации педагогического процесса»

И не случайно в ФГОС ДО «Речевое развитие» выделено в отдельную образовательную область, которая является одной из важнейших.

Основные направления работы по развитию речи детей

Публикация «Консультация „Развитие речевой деятельности дошкольников в организации педагогического процесса“» размещена в разделах

1. Развите словаря : освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение.

2. Воспитание звуковой культуры речи: развитие восприятия звуков родной речи и произношения.

3. Формирование грамматического строя: Морфология (изменение слов по родам, числам, падежам) Синтаксис (освоение различных типов словосочетаний и предложений) Словообразование.

4. Развитие связной речи : Диалогическая (разговорная) речь Монологическая речь (рассказывание)

5. Формирование элементарного осознания явлений языка и речи: различение звука и слова, нахождение места звука в слове.

6. Воспитание любви и интереса к художественному слову.

На дошкольном этапе у большинства детей еще отмечается неправильное звукопроизношение. На протяжении периода от 3 до 7 лет у ребенка все более развивается навык слухового контроля за собственным произношением, умение исправлять его в некоторых возможных случаях. Иными словами, формируется фонематическое восприятие.

В этот период продолжается быстрое увеличение словарного запаса. Значения слов еще больше уточняются и во многом обогащаются.

Параллельно с развитием словаря идет и развитие грамматического строя речи.

Дети младшей группы пользуются в речи простыми и сложными предложениями. Наиболее обычная форма высказываний в этом возрасте — простое распространенное предложение. У детей 4 года жизни дыхательные мышцы ещё слабые, а само дыхание прерывистое, поэтому дыхательные упражнения им особенно полезны. Их уместно проводить в паре с пальчиковой гимнастикой., которая развивает не только ловкость и подвижность руки, но и снимает у маленьких детей, многие из которых впервые пришли в детский сад, нервное напряжение и страх говорения перед детьми и взрослыми.

Дети средней группы относительно свободно пользуются структурой сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Начиная с этого возраста высказывания детей напоминают короткий рассказ. Во время бесед их ответы на вопросы включают в себя все большее количество предложений.

Дети 5 года жизни без дополнительных вопросов составляют пересказ знакомой сказки из 40 предложений, что свидетельствует об успехах в овладении одним из трудных видов речи — монологической речью. При обучении детей пересказу нового текста, уместно пользоваться графическими схемами. Они активизируют слуховое и зрительное внимание ребёнка. Помогают лучше понять текст, делают его эмоциональным и информативным, учат самоконтролю.

В старшей группе значительно улучшается фонематическое восприятие: сначала ребенок начинает дифференцировать гласные и согласные звуки, далее — мягкие и твердые согласные и, наконец, — сонорные, шипящие и свистящие звуки.

Дети этого возраста пользуются в своей речи высказываниями-рассуждениями, т. к. ими накоплен определённый жизненный опыт и они способны к решению логических задач.

В подготовительной группе у детей должна быть сформирована контекстная (отвлеченная, обобщенная, лишенная наглядной опоры) речь. Контекстной речью будущий первоклассник пользуется при описании каких-нибудь событий из его личного опыта, его собственных переживаний, впечатлений. У детей седьмого года жизни продолжается развитие звукового анализа слова, т. е. умение вычленять в словах звуки, слоги, делать ударения.

Работа по развитию речи проводится во всех группах в течение всего пребывания детей в детском саду:

НОД

Режимные моменты

Самостоятельная деятельность

Взаимодействие с родителями

Рассматривание

Игровая ситуация

Дидактическая игра

Беседа о прочитанном

Показ настольного театра

Разучивание стихов

Отгадывание загадок

Разучивание стихов

Пересказ

Наблюдение

Подвижные игры с текстом

Словесные игры

Ситуативный разговор

Беседа

Экскурсия

Дидактические игры

Сюжетно-ролевая игра

Игровое общение

Подвижные игры с текстом

Индивидуальные встречи с родителями

Познавательные игротеки

Подбор литературы по вопросам и проблемам речевого развития

Мастер-классы

Большая структурированная работа по развитию речи проводится в ходе реализации НОД.

Но и режимные моменты в детском саду являются хорошим временем для плодотворной работы по развитию речи. Правильно составленные режимные моменты дня имеют большое гигиеническое и педагогическое значение. Ежедневно повторяясь, они приучает организм ребенка к определенному ритму, обеспечивает смену деятельностей (игровой, учебной, трудовой, тем самым предохраняет нервную систему детей от переутомления.

Таким образом, организуя режимные моменты и всю деятельность ребенка в детском учреждении, необходимо стремиться к тому, чтобы содержание этой деятельности носило познавательный характер.

Утренний приём детей.

Во время утреннего приема можно поговорить о настроении ребенка, закрепить знания о семье, домашнем адресе, транспорте, работе родителей, о любимой игрушке, потренировать в произношении различных форм слова. И все это возможно сделать в ненавязчивом диалоге между ребенком и воспитателем. Если ребёнок не расположен к утреннему разговору, то в группу можно внести игрушку, от разговора с которой ребёнок не откажется. Для развития инициативной речи детей в младшей группе, воспитатель может смоделировать ситуацию «разговор по телефону» (с помощью наводящих вопросов взрослые формирует умение задавать вопросы, вести диалог. Организуя режимные моменты и всю деятельность ребенка в детском учреждении, необходимо стремиться к тому, чтобы содержание этой деятельности носило познавательный характер.

Утренняя гимнастика.

Всем известно: чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивнее развивается его речь, но и формирование движений происходит при участии речи. В ход утренней гимнастики целесообразно включать произношение стихов, поговорок, пословиц, различного вида звукоподражание, которые способствует совершенствованию динамической координации, облегчают процесс запоминания, а также положительно влияют на развитие речи детей. С помощью стихотворной ритмической речи вырабатывается правильный темп речи, развивается речевой слух, речевая и двигательная память, формируется чёткое произношение.

Организация культурно – гигиенических навыков.

При умывании и мытье рук с детьми можно потренироваться в образовании видовых пар глаголов (один ребенок уже пришёл, а другой только идёт; один умылся — другой умывается, один вытер руки- другой вытирает).

Можно спросить у детей:

• Дима, что ты моешь?

• Чем мы моем руки?

• А какая у нас вода?

• Какое у тебя мыло?

• Дети, чем мы будем вытираться?

• Давайте скажем все по одному слову, какое у нас полотенце?

Такие беседы способствуют расширению у детей словарного запаса, упражняют их в произношении уже знакомых слов и знакомятся с новыми словами.

Дежурство по столовой.

Во время дежурства по столовой воспитатель привлекает внимание детей к посуде, которую расставляют на стол, рассматривают и называют ее форму, окраску, рисунок, материал, из которого она сделана, количество ее на столе. С дежурными воспитатель может организовать беседу, а остальным детям предложить послушать.

• Лиза, какую посуд ты расставляешь?

• Куда ты ставишь тарелки?

Какие у тебя тарелки: глубокие или мелкие?

• Какой формы твои тарелки?

• Какого цвета тарелки?

• Из какого материала сделаны тарелки?

• Сколько тарелок на одном столе?

• Как ты их ставишь? Как с ними обращаешься?

• Почему нужно ставить их осторожно? Что с ними случается, когда они падают?

• Ваня, а что кладешь на стол ты?

• С какой стороны от тарелки ты положишь эти приборы?

• В какой руке дети будут держать ложку?

• Скажи мне все, что можно сказать про ложку, какая она?

• Что мы будем делать ложкой?

В беседу необходимо включать слова «блюдце и нож», т. к. они являются сложными для детей. Здесь можно поработать над развитием умения употребления этих слов в Р. п. мн. ч. Спросить у ребё нка:

• Сколько блюдец надо ещё поставить? (5 блюдец, но не блюдцев)

• Сколько ножей не хватает? (6 ножей, но не ножов)

Приём пищи.

При приёме пищи работа по развитию речи детей не сводится только к проговариванию правил поведения за столом. Можно провести работу по закреплению лексико-грамматического строя речи. Закрепляем:

• видо-родовые понятия (овощи, фрукты, посуда,

• согласование существительных и прилагательных (суп гороховый, пюре морковное, творожная запеканка)

• признаки (как можно назвать пюре, приготовленное из картофеля (картофельное, компот из яблок, суп из гороха и т. д.

• родственные слова (хлеб – хлебушек, хлебница, хлебный,

• ласковые слова (булка-булочка)

После еды с детьми можно провести игру «Наши друзья-помощники».

Воспитатель показывает детям картинку с органом чувств человека, а дети говорят, что этот орган нам говорит, например, про яблоко.

• Рука – гладкое, круглое, тёплое, твёрдое

• Язык – вкусное, сладкое, сочное

• Нос – ароматное, душистое

• Глаз – красное, большое, круглое

• Ухо – хрустящее…

Подготовка к прогулке.

Подготовка к прогулке дает возможность закрепить лексику, связанную с сезоном, предметные и обобщающие понятия одежды и обуви, умение вежливо обращаться за помощью к детям и взрослым. Перед прогулкой или после неё дети проговаривают алгоритм одевания или раздевания. Воспитатель разговаривает с детьми о том, что они надевают или снимают, какого цвета одежда, из какого материала она сшита, обращает внимание на детали одежды (карманы, рукава, воротник, отделку). Подчеркивает, что зимняя одежда очень теплая, потому что зимой холодно. Спрашивает детей, почему к одежде надо относится бережно. В старших группах можно провести работу с несклоняемым словом «пальто».

• Кто пришёл сегодня в пальто?

• Посчитаем, сколько сегодня у нас пальто? (одно пальто, два пальто, три пальто)

В младших формируем умение согласовывать существительные и прилагательные в роде и числе, развивается ориентировка на окончание слов (белая шапка, тёплые брюки, красивые перчатки).

Прогулка.

Прогулка - это не только важный режимный момент, но и замечательное время для развития речи ребёнка.

Выход можно начать со слов восхищения: «Обратите внимание, дети, какой прекрасный сегодня день!» Дети отмечают все, что они видят вокруг себя и стараются выразить свое впечатление словами.

Во время наблюдений за окружающим миром можно спросить о том, какое небо, какой снег на участке, какие листья лежат на земле и т. п. Посредством наблюдения на прогулке за трудом взрослых и прохожими можно организовать беседы о людях труда, которые построили красивый дом или посадили цветы, напомнить о бережном отношении к чужому труду. А при наблюдении за птицами можно развивать умение образовывания звукоподражательных глаголов (ворона карр-карр — каркает, воробей чик-чирик – чирикает).

Рассматривая листья с разных деревьев учимся образовывать прилагательные от существительных: клён- кленовый лист, берёза- березовый.

Совершая экскурсию по территории детского сада, закрепляем родительный падеж множественного числа: ''На нашем участке растут два каштана, а там каштанов нет'', ''Какие пышные туи на соседнем участке, а у нас нет туй'' и т. д.

Со старшими ребятами можно потренироваться в образование и употребление родственных слова: осиновый листок, лиственный лес, березовый листочек, пушистая лиственница, осенний листопад или снег-снежинка, снежный ком, снеговик, снежколеп, заснежило.

С детьми подготовительной группы проводим работу над пониманием слов, противоположных по смыслу, через знакомство детей с пословицами и поговорками:

Осень-то матка: кисель да блины; а весна - мачеха: сиди да гляди.

• Осень хвастлива, весна справедлива.

• Летом не вспотеешь, так и зимой не согреешься.

• Летом не припасешь, зимой не принесешь.

• Готовь сани летом, а телегу зимой.

В подвижной игре дети, не задумываются над тем, что предоставленная им возможность рассказать правила игры, выкрикивание зазывалок (Тай-тай-налетай в интересную игру,кто опоздает-в небо улетает, проговаривание считалок - это тоже развитие их речи. Считалочка – это вообще уникальный жанр: это и короткая смешная история, и игра, и приятное сочетание звуков, которое хочется повторять ещё и ещё. В них совершенствуется произношение, отрабатывается ритм, расширяется словарный запас. Распевание считалки совершенствует произношение ребёнка и регулирует дыхание.

Такие игры, как «У медведя во бору», «Гуси-лебеди», «Весёлый бегемот», «Лохматый пёс». (Вот сидит лохматый пёс. В лапы свой уткнувши нос. Подойдем к нему разбудим. И посмотрим, что же будет.) требует от них чёткого проговаривания слов игры. А в игре «Гуси-лебеди» можно предложить детям изобразить голосом трусливых или храбрых гусей, тем самым поработав над интонацией и выразительностью речи.

Чем еще привлекательны прогулки для развития речи - так это тем, что речевые ситуации, во время которых активно обогащается словарный запас малыша, возникают совершенно естественно, по мере того, как тот или иной предмет попадает в поле зрения ребенка.

Овладение родным языком является одним из важнейших приобретений ребенка в дошкольном возрасте. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.

Публикации по теме:

Посткроссинг как средство развития речевой, познавательной и творческой деятельности дошкольниковПосткроссинг как средство развития речевой, познавательной и творческой деятельности дошкольников В соответствии с ФГОС ДО основная цель речевого развития – это развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными.

Развитие речи младших дошкольников посредством организации игровых упражнений и развивающих игр. Отчёт по самообразованиюРазвитие речи младших дошкольников посредством организации игровых упражнений и развивающих игр. Отчёт по самообразованию Речь – исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка. Ребёнок усваивает язык в процессе общения со взрослыми и учится.

Консультация для педагогов «Особенности организации воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе»Консультация для педагогов «Особенности организации воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе» Никому не секрет, что количество детей в сельских детских садах сильно отличается от городских садов. К большому сожалению, молодёжь уезжает.

Консультация «Развитие речевой деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования» Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно.

Обобщение педагогического опыта «Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования» В одном мгновенье видеть вечность, Огромный мир - в зерне песка В единой горсти - бесконечность И небо – в чашечке цветка. Уильям Блейк.

Развитие игровой деятельности детей через реализацию годового проекта коммуникативно-речевой направленности Развитие игровой деятельности детей через реализацию годового проекта коммуникативно-речевой направленности. Главная особенность дошкольного.

Развитие речевой активности детей среднего дошкольного возраста в различных видах деятельностиРазвитие речевой активности детей среднего дошкольного возраста в различных видах деятельности Актуальность: В настоящее время в связи с вступлением федеральных государственных требований, особую актуальность приобретает проблема развития.

Здоровье и организация педагогического процесса в детском садуЗдоровье и организация педагогического процесса в детском саду В нашем детском саду созданы условия для осуществления полноценного физического развития и оздоровления детей. Так как детский сад работает.

Взаимодействие воспитателей и родителей в организации педагогического процесса.Взаимодействие воспитателей и родителей в организации педагогического процесса. Взаимодействие воспитателей и родителей в организации педагогического процесса. Формы взаимодействия воспитателей и родителей - это.

Эмоциональное развитие дошкольников посредством организации и проведения детских праздниковЭмоциональное развитие дошкольников посредством организации и проведения детских праздников Рада приветствовать Вас на своей страничке! Сегодня я хочу поделиться своими размышлениями о важности развития эмоциональной сферы детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Развитие речевой деятельности дошкольников в организации педагогического процесса»
Опубликовано: 19 декабря 2019 в 07:07
+24Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Развитие речевой деятельности дошкольников в организации педагогического процесса»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Бурмистрова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД