Екатерина Червенко
Развитие речевой активности в старшем дошкольном возрасте посредством кинезиологических упражнений
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Развитие речевой активности в старшем дошкольном возрасте посредством кинезиологических упражнений»
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в прошлом году в нашем ДОУ была открыта группа компенсирующей направленности для детей с ТНР. Перед педагогами ДОУ встал вопрос о том, как эффективно проводить не только образовательную деятельность, но и коррекционный час, в процессе которого воспитателям необходимо закреплять и автоматизировать звуки у дошкольников. Изучив необходимую психолого-педагогическую, методическую литературу, мы приняли решение использовать во время коррекционного часа кинезиологические упражнения.
В ходе изучения литературы мы выяснили, что кинезиологические упражнения носят общеразвивающий характер.
Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Кинезиология имеет несколько направлений: кинезиология здоровья, клиническая кинезиология, образовательная кинезиология «Гимнастика мозга». В педагогической практике используется образовательная кинезиология.
Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное воздействие.
Модель образовательной нашей деятельности носит образовательный и общеразвивающий характер. В своей педагогической практике данный вид деятельности мы используем во время коррекционного часа.
Целью использования кинезиологических упражнений для детей с ТНР в старшем дошкольном возрасте является коррекция дислалии (различные дефекты звукопроизношения у лиц с нормальным слухом и сохранной иннервацией артикуляционного аппарата, а также активизация речи дошкольников.
В процессе достижения цели нами решаются следующие задачи:
1. Развитие артикуляционной моторики;
2. Формирование правильного звукопроизношения;
3. Постановка звуков, а также их автоматизация;
4. Всестороннее развитие дошкольников (развитие психических и двигательных процессов).
При реализации кинезиологических упражнений мы используем различные ресурсы:
Материальные:
изготовленные педагогом – психологом, учителем логопедом – дефектологом, воспитателями альбом с кинезиологическими упражнениями, методические пособия, а также развивающее оборудование, изготовленное педагогами.
Основной вид используемых технологий при развитии речевой активности в старшем дошкольном возрасте посредством кинезиологических упражнений здоровьесберегающаяя технология, так как кинезиологические упражнения направлены на развитие физических и психофизиологических качеств, на сохранение здоровья детей и профилактику отклонений в их развитии.
Под воздействием кинезиологических упражнений в организме ребёнка происходят положительные структурные изменения, а при сочетании образовательной деятельности с таким видом упражнений эффективность от образовательного процесса увеличивается.
А теперь предлагаю вашему вниманию просмотр отрывка коррекционного часа. Автоматизация звука з, зь.
При создании комплекса кинезиологических упражнений педагоги опирались на научные работы педагогов, психологов в области нарушения звукопроизношения в дошкольном возрасте. Использовали труды А. Г. Богомолова, К. П. Беккер, Л. С. Волкова, Р. Е. Левина, О. В. Правдина, Е. Ф. Рау, М. Совак, Т. Б. Филичева, М. Ф. Фомичева.