Олейник Елена Николаевна
Развитие ранней профориентации старших дошкольников посредством формирования положительного отношения к труду
▼ Скачать + Заказать документы
МБОУ «СОШ» пгт. Войвож
«Развитие ранней профориентации старших дошкольников посредством формирования положительного отношения к труду».
Олейник Елена Николаевна
Воспитатель
МБОУ «СОШ» пгт. Войвож
2021 г.
Аннотация. Статья посвящена формированию ранней профориентации старших дошкольников посредством трудового воспитания, положительного отношения к труду, ознакомлению с профессиями взрослых. Воспитывая в себе трудолюбие, ребенок добивается своих целей и становится личностью. Ключевые слова: ранняя профессиональная ориентация, труд, трудовое воспитание, дошкольники, личность.
Публикация «Развитие ранней профориентации старших дошкольников посредством формирования положительного отношения к труду» размещена в разделах
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Ранняя профориентация дошкольников
- Старшая группа
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
В соответствии с ФГОС трудовое воспитание - одно из важных направлений в работе дошкольных учреждений, главной целью которого является формирование положительного отношения к труду через решение следующих задач:
- формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам; воспитание личности ребенка в аспекте труда и творчества.
- развитие творческой инициативы, способности самостоятельно себя реализовать в различных видах труда и творчества.
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для педагогического воздействия. Участие в общественном труде, желание трудиться, приобретение личного трудового опыта - все это не только развивает личность ребенка, но психологически готовит к созидательному труду. Ознакомление детей с трудом взрослых, это важное социально - эмоциональное средство погружения в мир взрослых, получения детьми опыта общения с людьми, обогащение знаний о профессиях, расширение словарного запаса.
В дошкольный период у детей формируются общие компоненты трудовых действий (умение планировать, осуществлять запланированные действия, программировать результаты своей работы). При осуществлении работы по приобщению детей к реалиям взрослого мира, профориентация способствует накоплению социального опыта, дает представления о взаимодействии в мире взрослых, а также учит сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
На современном этапе ориентация детей дошкольного возраста в мире профессий и труде взрослых рассматривается, как неотъемлемое условие их всеcтороннего и полноценного развития. В отечественной педагогической науке проблему ознакомления дошкольников с трудом взрослых изучали многие ученые: В. И. Логинова, А. Ш. Шахманова, А. А. Мишарина, М. В. Крулехт. С. А. Козлова и А. Ш. Шахманова предлагают знакомить детей с тружениками, их отношением к труду, объяснить, что определенные профессии появились в ответ на необходимость и потребность людей (испечь хлеб, приготовить еду, доставить в определенное место груз).
Профессиональная ориентация детей в процессе приобщения к миру взрослых способствует накоплению полезного социального опыта взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, помогают регулировать поступки детей, перестраивать их мотивы и отношение к собственному труду, труду взрослых, предметам созданным людьми.
Профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, в связи с этим дошкольный возраст рассматривается, как подготовительный в котором закладываются основы для профессионального самоопределения в будущем.
Профессиональная ориентация - это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям. Начало профориентации закладывается именно в дошкольный период. Старший дошкольник уже проявляет себя, как личность, со своими способностями, наклонностями, определенными потребностями в той или иной сфере. В дошкольном возрасте можно прогнозировать его личностный рост в том или ином виде деятельности. Таким образом, мы можем расширять выбор ребенка, дав ему больше информации и знаний о той области, которой он интересуется.
В условиях реализации ФГОС ДО обучение детей производится в игре, т. к. игра составляет основное содержание жизни ребенка дошкольного возраста и является его деятельностью, активизируя его ум и волю, глубоко затрагивая его чувства повышая жизнедеятельность организма.
Игра является сценой для социальных проб детей, т. е. тех испытаний, которые выбираются детьми для самопроверки и в процессе которых ими осваиваются способы решения возникающих в процессе игры проблем межличностных отношений.
Большую роль в формировании представлений дошкольников о профессиональной деятельности взрослых играют игры профориентационной направленности. В играх дети учатся совмещать непосредственные жизненные впечатления со знаниями, приобретенными из книг, рассказов. Постепенно дошкольники начинают повторять действия людей разных специальностей, моделируют их профессиональное поведение. Немаловажную роль в раннем профориентировании дошкольников играет организация развивающей предметно - пространственной среды.
Согласно требованиям ФГОС ДО РППС должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной, позволять организовывать образовательный процесс через специфические виды детской деятельности — как совместной с педагогом, так и самостоятельной.
Моделирование среды в нашей группе осуществляется с использованием разных элементов (игровые модули, ширмы трансформеры и др.) позволяет организовать детям развернутые игровые сюжеты. Не просто супермаркет, а современный торговый центр. Не просто больницу, а медицинский блок с различными отделениями и обеспечивающим его работу транспортом. Тем самым, самостоятельно трансформируя среду дошкольники учатся прикладывать усилия для достижения собственной цели, что способствует развитию активности в приобретении трудовых навыков.
Игровые действия дошкольников часто направлены на изображение того или иного трудового процесса, который дети наблюдают у взрослых: приготовление пищи, уборка комнаты, стирка и глажка белья. Она свидетельствует о желании ребенка подражать взрослым. Это желание дети удовлетворяют в игровой ситуации: как будто моют посуду, готовят обед и т. п.
В процессе труда всегда ставится цель, для ее осуществления изыскиваются средства, продумывается последовательность действий и, наконец, достигается результат. Процесс труда реален, в нем нет мнимой ситуации, поскольку ребенок имеет дело с предметами, которые он преобразует в ходе деятельности или с помощью которых он трансформирует среду, замещая одни предметы другими.
В процессе развития трудовой деятельности у детей дошкольного возраста, необходимо опираться на присущую детям этого возраста активность трудовой деятельности в игре, на их стремление мастерить что-то своими руками.
Игровая и трудовая деятельность у дошкольников связаны между собой при доминировании игровых мотивов, которые пронизывают трудовой процесс. Дети спешат выполнить работу, чтобы продолжить игру. Расширение замысла игры происходит под влиянием литературных произведений таких как: С. Маршака – «Почта», «Пожар»; В. А. Сухомлинский «Вол и садовник», «Моя мама пахнет хлебом», «Пекарь и швея» С. Михалков «Дядя Степа-милиционер», «А что у вас?»; В. Маяковского «Кем быть?»; Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?» и другие, а так же рассказов и бесед о профессиях взрослых : «Мамы разные нужны, мамы всякие важны», «Доктор лечит нас от кори». «…Есть учительница в школе», «Летчик водит самолеты», «Повар делает компоты» и другие.
Дети нашей группы активно отображают в сюжетно-ролевых играх профессии своих родителей. «Налоговая инспекция», «Тур агентство», «Стоматологическая клиника», «Салон красоты».
Наряду с сюжетно-ролевой игрой мы используем дидактические игры направленные на уточнение и систематизацию знаний детей о профессиях. «Узнай профессию», «Угадай кто работает с этими инструментами», «Определи профессию по результату труда», «Обозначь профессии», а так же настольно печатные игры «Атрибут – профессия», «Чья идея», «Женские – мужские профессии», «Как это получилось» и другие.
В практике нашей группы используется ИКТ, как современная модель обучения, предполагает моделирование различных профессиональных ситуаций которые в условиях детского сада не возможно воссоздать. В работе по ранней профориентации дошкольников мы используем виртуальные экскурсии: «Планетарий», «Путешествие в Антарктиду», «Мой папа-океанограф», а так же презентации «Как рождается хлеб», «В гостях на ферме у дедушки», «80 дней вокруг света», «Есть такая профессия - Родину защищать», работа с Лэпбуками: «Профессии моей семьи», «В мире профессий».
Таким образом ранняя профориентация старших дошкольников осуществляется через знакомство детей с трудом взрослых, как средство формирования системных знаний. Дошкольники учатся любить труд, с уважением относиться к любому виду деятельности взрослых, знакомятся в игровой деятельности с различными профессиями, приобретают навыки которые будут способствовать развитию их социальной коммуникации и трудового самоопределения.
Список литературы:
1. Белая К. Ю., Борисова М. М., Веракса А. Н., Веракса Н. Е. «От рождения до школы». Новые возможности – 6е издание, исправ. и доп. – М. : Мозаика – Синтез, 2020.
2. Использованные источники (интернет – ресурс) : ФГОС дошкольного образования, программа «Детство».
3. Портал «Педагогическая копилка». Режим доступа 12.02.2021 г. https: //ped-kopilka.ru