Наталья Самарина
Развитие познавательной инициативы дошкольников посредством организации проектной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. И дошкольное учреждение, как первая ступенька в образовании, уже представляет, каким должен быть выпускник детского сада, какими качествами он должен обладать. Современные педагогические исследования показывают, что главная проблема дошкольного образования – потеря живости, притягательности процесса познания. Увеличивается число дошкольников, не желающих идти в школу; снизилась положительная мотивация к занятиям, успеваемость детей падает. Как же поправить ситуацию? Становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое пространство, требует существенных изменений в педагогической теории и практике дошкольных учреждений, совершенствования педагогических технологий.
Публикация «Развитие познавательной инициативы дошкольников посредством организации проектной деятельности» размещена в разделах
В основе ФГОС ДО заложены такие принципы, как:
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- сотрудничество ДОУ с семьёй;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
Стремление к формированию любознательного, инициативного, активного и самостоятельного ребенка возможно через проектную деятельность, которая основывается на личностно-ориентированном подходе.
Особенность развития познавательной инициативы дошкольников через организацию проектной деятельности заключается в том, что ребенок в процессе деятельности осваивает особое умение – самостоятельно приобретать новые знания в процессе решения жизненных проблем.
Основной целью проектной деятельности в дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Задачи развития:
- обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
- развитие познавательных способностей;
- развитие творческого мышления и воображения;
- развитие коммуникативных навыков.
Задачи исследовательской деятельности:
- вхождение детей в проблемную игровую ситуацию;
- активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации;
- формирование предпосылок поисковой деятельности;
- развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.
Одно из важных условий работы над проектами с детьми дошкольного возраста – правильная организация развивающей предметно-пространственной среды. Развивающую среду в группе выстраиваю таким образом, чтобы была возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности, а также возможности поиска ответов на вопросы, возникающие у воспитанников.
Для развития познавательной активности детей и поддерживания интереса к исследовательской деятельности в группе оформила и оборудовала «уголок экспериментирования».
Дети дошкольного возраста уже по природе своей исследователи. С большим интересом они участвуют в самой разной исследовательской работе. Для них всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать. Но самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогает педагог.
Уместным будет вопрос: Как же возникают темы для проектов?
В поисках тем для проектов я обращаю внимание на интересы и вопросы детей, косвенно стимулирую интерес детей, через создание развивающей предметно-пространственной среды.
Например:
1) дети ежедневно сталкиваются с водой: умываются, играют, обливаются проект «Секреты воды»;
2) события, о которых рассказывает ребенок и тем самым вызывает интерес у других детей. Девочка рассказала ребятам, что у ее бабушки на окне всю зиму растет зеленый лук проект «Огород на окне».
Мальчик рассказал, как собирал вместе с мамой яйца в курятнике проект «Такие необычные куриные яйца»;
3) проблемные ситуации, в которые попадают дети. Девочка потеряла пуговицу от платья проект «Чудо-пуговица»;
4) дети задают вопросы: «Откуда берутся снежинки?» проект «Снежинки»;
5) стимулирующие материалы, которые дети приносят из дома. Ребенок пришел с часами на руке проект «Часы, измерение времени»;
6) создание предметно-развивающей пространственной среды. Оформила выставку книг С. Я. Маршака в книжном уголке ко дню рождения поэта проект «Путешествие по страницам произведений С. Я. Маршака»;
7) в процессе образовательной деятельности. После занятия по изобразительной деятельности «Дымковская роспись» у детей возникло много вопросов проект «Дымковская игрушка».
Пригодность темы для проектной деятельности определяю по следующим условиям:
- тема предполагает достаточно времени для работы над проектом, при этом непродолжительные проекты расширяю на этапе планирования;
- тема затрагивает предметы и явления, которые дети могут непосредственно наблюдать и исследовать;
- можно организовать и реализовать обучение через опыт.
Отправной точкой проекта является его планирование. Для аккумулирования идей задаю детям следующие вопросы:
Что вам интересно в этой теме?
Что вы уже знаете по этой теме?
Что вы хотите узнать? Какие у вас есть вопросы?
Проектная деятельность помогает связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Она позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Каждый ребёнок может проявить себя, почувствовать себя нужным, а значит, появится уверенность в своих силах.
Познание мира с помощью органов чувств, способность удивляться, искать, сомневаться, пробовать и совершать поступки – все это предпосылки для того, чтобы ребенок знакомился с миром и составил о нем представление. Если образовательный процесс представляет собой не простое усвоение навыков и умений, а предполагает активное достижение мира, тогда проектная деятельность в детских садах будет иметь большую педагогическую и дидактическую ценность.
Главное правило проектной деятельности – познание окружающего мира должно приносить радость. Тогда все увиденное, воспринятое останется не только в сознании, но и в сердцах детей навсегда.