Новокрещенова Татьяна Алексеевна
Развитие познавательной деятельности детей дошкольного возраста посредством конструирования
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие познавательной деятельности детей дошкольного возраста посредством конструирования».
Конструирование из строительного материала и конструкторов отвечает интересам детей, их способностям и возможностям, поскольку является исключительно детской деятельностью. Благодаря конструированию воспитанники быстро совершенствуются в навыках и умениях, в умственном и эстетическом развитии. Тонкая моторика рук связана с центрами речи, значит у продвинутого в конструировании ребенка быстро развивается речь. Ловкие,точные движения рук дают ему возможность быстрее и лучше овладеть техникой письма.
Публикация «Развитие познавательной деятельности детей дошкольного возраста посредством конструирования» размещена в разделах
- Конструирование, ручной труд, поделки
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2022
Ребенок на опыте познает конструктивные свойства деталей, возможности их скрепления, комбинирования, оформления. При этом он как дизайнер творит. Детей, увлекающихся конструированием, отличает богатые фантазия и воображение, активное желание экспериментировать, изобретать: у них развито пространственное, логическое, математическое, ассоциативное мышление, память, что является основой интеллектуального развития и показателем готовности ребенка к школе.
Конструирование как вид детского творчества способствует активному формированию технического мышления: благодаря ему ребенок познает основы графической грамоты, учится пользоваться чертежами, выкройками, эскизами. Ребенок сам производит разметку, измерение, строит схемы на основе самостоятельного анализа, что способствует развитию его пространственного, математического мышления. Конструирование знакомит ребенка со свойствами различных материалов: строительных элементов, бумаги, картона, природного и бросового материала. Основное внимание при организации конструирования и ручного труда уделяется развитию у ребят наблюдательности, любознательности,сообразительности,находчивости,усидчивости,умелости.
Важно при этом формировать у детей потребность в творческой деятельности, трудолюбие, самостоятельность,активность, терпение, аккуратность.
В связи с этим основной задачей являются формирование у дошкольников познавательной исследовательской деятельности, стремления к умственной деятельности: приобщение к миру технического и художественного изобретательства.
Так как в образовательной программе мало часов уделяется конструированию, в связи с этим я решила внедрить конструирование в образовательные области. В течение года в своей работе применяю разнообразные методы и приемы конструирования для детей.
В начале совместной деятельности с детьми я включаю серии свободных игр с использованием конструктора, чтобы удовлетворить желание ребенка потрогать, пощупать детали и просто поиграть с ними, провожу пальчиковую гимнастику. Пальчиковая гимнастика, физкультминутка подбирается с учетом темы совместной деятельности. Организуя деятельность так, чтобы ребенок имел возможность отбирать для реализации своей задачи необходимый материал, искал способы решения задач. За ребенком всегда оставляю право на собственное дополнение объекта (что-то достроить, изменить. доклеить).
В работе с детьми использую устные инструкции, причем инструкции для выполнения постройки могут меняться: либо сделать вместе: либо с распределением: кто-то подбирает схему, кто-то ищет нужные детали, а кто-то собирает модель.
Работая над моделью, дети не только пользуются знаниями, полученными на занятиях по математике, окружающему миру, развитию речи, но и углубляют их. Темы занятий подобраны таким образом, чтобы кроме решения конкретных конструкторских задач ребенок расширял кругозор: сказки, архитектура, животные, птицы, транспорт,космос.
В совместной деятельности по конструированию дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других: овладевают умением соизмерять ширину и длину, высоту предметов: начинают решать конструкторские задачи «на глаз»: развивают образное мышление: учатся представлять предметы в различных пространственных положениях.
Перед началом каждой деятельности с использованием конструирования, применяю вступительную беседу- с помощью которой я привлекаю внимание детей к теме занятия,после прослушивания истории-беседы дети приступают к выполнению задания.
Постройки, которые выполнила сама чаще предлагаю в качестве примерных образцов, чтобы показать детям основные части конструкций и помочь отобрать нужные детали. Образцами могут служить также: рисунок постройки, фотография, иллюстрация из детских книг.
Используя прием конструирования по условию -предлагаю детям такие условия, которые требуют решения несложных конструктивных задач.
Применение сюжетно-ролевой игры в конструировании: дети используют построенные ими конструкции и модели в ролевых играх. Строят декорации и сказочных персонажей и разыгрывают сюжет или мини спектакль, обыгрывают героев различными голосами.
Также на занятиях предлагаю работу с использованием технологических карт и инструкций: сообщаю детям,что космические строители прислали чертежи космической ракеты, детям необходимо по этим схемам построить модели ракет, чтобы попасть к космическим строителям необходимо преодолеть испытание.
Понаблюдать с детьми за бабочкой, рассмотреть ее, отметить сколько крыльев, как она выглядит, как передвигается. Детям предлагаю образец, они его рассматривают, сравнивают с увиденной бабочкой. Выясняют из каких деталей сделан образец. После выполнения постройки предлагаю составить рассказ «Необыкновенная бабочка».
Пояснения, вопросы использую наряду с наглядными методами. Продумываю вопросы для беседы о предмете во время его рассматривания, которые помогают выделить существенные особенности его в определенной последовательности.
На каждом занятии использую данные методы и приемы в различных сочетаниях. Подбор их определяет форму организации конструктивной деятельности на занятии: конструирование по образцу, конструирование по замыслу, по теме, конструирование по условиям. Использование того или иного метода обуславливается, во-первых, задачами обучения, во-вторых опытом детей, их конструктивными умениями.
Используя интеграцию конструирования в различных образовательных областях, можно подготовить дошкольника к восприятию новых понятий, закрепить раннее изученное, дать дополнительные сведения, показать связи, выделить общее и определить различия.
Развитие познавательной активности детей повышает мотивацию к самостоятельной деятельности, повышает интерес, активизирует познавательные способности, находить нестандартные решения, быть субъектом своей жизни.