Наталья Шихалева
Развитие познавательной активности старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие познавательной активности
Прежде чем; давать знания, надо научить думать, воспринимать, наблюдать.
В. Сухомлинский
То, что я услышал, я забыл.
То, что я увидел, я помню.
То, что я сделал, я знаю.
Слайд 1-2.
Публикация «Развитие познавательной активности старших дошкольников» размещена в разделах
Дошкольный возраст является уникальным периодом становления и развития способностей, которые по мере взросления ребенка будут совершенствоваться и дифференцироваться. Одна из наиболее важных способностей — это способность к познанию.
Познавательная активность выражается в заинтересованном принятии информации, в желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы. Ценность этих приемов заключается в том, что они дают возможность ребенку самому найти решение, подтверждение или опровержение собственных представлений.
Слайд 3.
Исходя из задач, в центре внимания педагога должна быть ориентация познавательного процесса на его способности и на их реализацию.
Разрабатывая модель организации познавательной активности, мы поставили следующую цель и задачи.
Сайд 4.
Проблема активизации познавательной деятельности дошкольников, является одной из актуальных, так как активность является необходимым условием умственного развития личности.
Имеют место следующие уровни активности
1) репродуктивно-подражательная активность, при помощи которой опыт деятельности накапливается через опыт другого;
2) поисково-исполнительная активность; это более высокий уровень, поскольку здесь имеет место большая степень самостоятельности. На этом уровне надо понять задачу и отыскать средства ее выполнения;
3) творческая активность являет собой высокий уровень, поскольку и сама задача может ставиться ребенком, и пути ее решения избираются новые, нешаблонные, оригинальные.
Известно, что познавательная активность детей старшего дошкольного возраста развивается из потребности в новых впечатлениях, которая присуща каждому человеку от рождения. на основе познавательной и исследовательской деятельности, у ребенка формируется стремление узнать и открыть для себя как можно больше нового.
Слайд 5
ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА
Для реализации развития познавательной активности нами была создана естественная, комфортабельная обстановка в группе, где рационально организованна предметно- пространственная среда, насыщенная разнообразными предметами и игровыми материалами.
Создавая развивающую среду, мы сделали её информативно богатой, что обеспечивается разнообразием тематики, многообразием дидактического и информационного материала.
Вся созданная предметно-развивающая среда побуждает к активной познавательной деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей.
Работу по оснащению и оформлению группы мы ведем совместно с родителями воспитанников. Мы будем обновлять оборудование предметно-пространственной развивающей среды по мере необходимости, в связи с возрастными особенностями развития детей.
Слайд 6 Игровой Центр
Нами был создан игровой центр, где представлены сюжетно ролевые игры, которые дают возможность развитию познавательной активности детей.
Дети в нашей группе стремятся играть вместе со сверстниками, каждый ребенок стремится воплотить свой достаточно сложный замысел. Вместе с тем у детей увеличивается объем знаний об окружающем, определяются интересы к разным сторонам жизни.. Игровые центры постоянно трансформируются. Для сюжетно-ролевых игр в группах имеются атрибуты в соответствии с возрастом и гендерным подходом.
Слайд 7.
Сюжетно ролевые игры
В нашей группе создана благоприятная обстановка, имеется все необходимое для развития умения детей играть в сюжетно-ролевые игры
В своей работе мы стремимся удовлетворить игровые потребности детей, чтобы не было конфликтных ситуаций, а их не избежать в желаемой игре.
Наши воспитанники проявляют интерес к игре, умеют объединяться для совместных игр, согласовывают тему игры, самостоятельно выбирают и придумывают сюжет игры. Соблюдают ролевое поведение, умеют подбирать предметы и атрибуты для сюжетно – ролевых игр.
Слайд 8-9
Игротека. Развивающие игры
Наш уголок настольно-печатных и дидактических игр содержит различные мозаики, в том числе магнитная мозаика, широкий выбор пазлов, игры на развитие мелкой моторики и т. д. дети имеют возможность найти себе игру по желанию. Уголок постоянно пополняется новыми играми. Все игры соответствуют возрасту, находятся в свободном доступе и безопасны для детей. Развивающая игровая деятельность способствует развитию познавательной активности детей, тренирует память, речь и воображение.
Слайд 10 Театрализованная деятельность
В развитии познавательной активности детей мы в своей группе знакомим детей с различными видами театра, что бы каждый ребенок мог выбрать именно тот театр, который ему наиболее близок и удобен. У нас есть настольный театр, пальчиковый, теневой и различные вид. Уголок театральной деятельности оснащен – ширмой для кукольного театра, театральными игрушками.
Участие в театрализованных представлениях со сверстниками и взрослыми способствует формированию коммуникативных навыков и развитию познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.
Слайд 11-14
Развитие познавательной активности происходит в процессе разнообразных областей.
Нами были разработаны наборы предметных и сюжетных картинок, дидактические игры на звукопроизношение, на развитие лексико-грамматических категорий, на развитие связной речи и игры на развитие психических процессов.
Все материалы были ярко и привлекательно оформлены, аккуратно разложены. Дети имеют возможность использовать любой материал в своём творчестве.
В нашем центре располагается дидактический материал для формирования математических знаний и развития логики. Он может содержать:
• коврограф «Ларчик» по Воскобовичу,
• логические блоки Дьенеша,
• наборы цветных счётных пало58чек Кюизенера,
• кубики Никитина,
• различные конструкторы и настольные игры для решения логических задач и счёта.
• В своей работе для развития познавательной активности наши воспитанники были вовлечены в опытно-исследовательскую деятельность. Опыты проводились как в непосредственно-образовательной деятельности, так и в свободной деятельности.
В центре сенсомоторного развития имеются большое количество логико-математических игр: игры на плоскостное моделирование, вкладыши-формы, наборы мозаик разной формы, геометрическое полотно, игры на развитие мелкой моторики рук «Шнуровки», геометрическое полотно, ребусы, шарады, сканворды, кроссворды, настольные игры: «Ассоциации», «Сосчитай-ка», «Геометрические формы» и другие пособия.
Слайд 15
Экспериментирование
Большую роль в познавательной активности имеет экспериментирование.
Экспериментальный центр нашей группы размещается на удалении от спортивной и игровых зон. Отведено место для постоянной выставки редких предметов (ракушки, камни, кристаллы, необычного природного материала, коллекций.
Наши воспитанники проводят разнообразные опыты, что развивает и стимулирует познавательную активность.
Слайд 18
Спасибо за внимание!
Вывод: таким образом из нашей практической деятельности по познавательной активности, дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира.
Познавательная активность детей направлена на развитие интеллектуальных способностей, что способствует успешной подготовке детей к школьному обучению. Ведь важно не только, какими знаниями владеет ребёнок ко времени поступления в школу, а готов ли он к получению новых знаний, умеет ли рассуждать, фантазировать, делать самостоятельные выводы.