Светлана Маркеева
Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через патриотическое воспитание
▼ Скачать + Заказать документы
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 35»
Программа саморазвития
на 2022-2024 учебный год
воспитателя высшей квалификационной категории
Федорцовой Светланы Александровны
Тема:
«Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через патриотическое воспитание».
Арзамас, 2022 год
Публикация «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через патриотическое воспитание» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Как никто не может дать другому того, что не имеет сам,
так и не может развивать, образовывать других тот, кто
сам не является развитым, воспитанным и образованным.
Он лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и
образовывать, пока сам работает над собственным воспитанием.
А. Дистервег
Актуальность темы:
В свете новых тенденций в образовании для детского сада нужен педагог, способный овладеть новыми образовательными технологиями в обучении и воспитании. Саморазвитие воспитателя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к педагогу самые высокие требования. Для того чтобы учить и воспитывать других, нужно знать больше, чем все остальные.
Саморазвитие – это самостоятельное приобретение знаний из различных источников с учетом интересов и склонностей каждого конкретного человека. Как процесс овладения знаниями, оно тесно связано с самовоспитанием и считается его составной частью. Самообразование помогает адаптироваться в меняющейся социальной и политической среде и вписаться в контекст происходящего.
Постоянная работа педагога над совершенствованием своего развития важна в силу специфики педагогической деятельности, направленной на развитие и воспитание ребёнка. Педагогу не обойтись без серьёзных знаний педагогических и психологических основ обучения и воспитания, без всесторонней информированности и компетентности в выдвигаемых жизнью и профессиональной деятельностью вопросах. Только путём саморазвития и творческих поисков педагог придёт к своему мастерству. Именно поэтому постоянное стремление к самосовершенствованию должно стать потребностью каждого педагога дошкольного учреждения.
Выбор темы для саморазвития – ответственный момент.
Темы для саморазвития подбираются с учетом индивидуального опыта и профессионального мастерства каждого воспитателя. Они всегда связаны с прогнозируемым результатом (что мы хотим изменить) и направлены на достижение качественно новых результатов работы.
Для саморазвития я взяла тему : «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через патриотическое воспитание».
Сейчас как никогда остро встает проблема формирования личности, способной выбирать себе в качестве ориентира такие нормы и ценности, как патриотизм, гуманность. Живя рядом с уникальными историческими местами, иногда соприкасаясь с обычаями, традициями, культурой того или иного народа, мы в должной мере не интересуемся ими. И редко кто склонен проявить к этому интерес. Но, как известно, только зная прошлое родного края, зная традиции и обычаи людей которые нас окружают, можно творить будущее. Начиная работу по региональному компоненту, педагог сам должен знать культурные, исторические, природные, этнографические особенности региона, где он живет, а самое главное – педагог должен быть патриотом своей Родины.
ФГОС ДО ориентирует педагога на включение региональных особенностей в содержание образовательного процесса, способствующее не только гражданскому становлению личности, но и освоению общечеловеческих ценностей.
Патриотизм – наиболее сложное и высокое человеческое чувство. Это чувство так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ. Это уважение к защитникам Отчизны, уважение к Государственному Гимну, Флагу, Гербу Родины. Патриотизм является важным качеством личности. Любовь к Родине – это одно из наиболее глубоких чувств человека.
Патриотическое чувство не возникает само по себе, это результат длительного, целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста. Патриотическое воспитание начинается в дошкольные годы, поэтому самую существенную помощь по воспитанию патриотических чувств оказывают работники детского сада.
Сегодня особое место в дошкольном образовании занимает метод проекта. Его можно представить как способ организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога, воспитанника и его родителей, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели. Проектная деятельность имеет ярко выраженную социальную окраску и в конечном итоге является одним из немногих социально значимых действий, доступных дошкольнику.
Рефлексивность, осознание целей и способов проектирования совместно с детьми - эти способности педагога развиваются по мере освоения им технологии проектной деятельности.
Целью программы саморазвития является повышение своего теоретического, научно-методического уровня, профессионального мастерства и компетентности воспитателя.
В процессе саморазвития я планирую решить следующие задачи:
1. Изучить актуальность данной темы.
2. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.
3. Обогатить развивающую предметно - пространственную среду группы игровыми и наглядными пособиями, способствующие формированию познавательной активности и инициативности детей дошкольного возраста через ознакомление с особенностями истории и культуры родного края.
4. Разработать и реализовать проекты, способствующие формированию познавательной активности и инициативности детей дошкольного возраста через патриотическое воспитание.
5. Разработать систему сотрудничества с педагогами и родителями по вопросу патриотического воспитания рамках проектной деятельности.
6. Обобщить и распространить собственный педагогический опыт.
Реализация программы саморазвития осуществляется в три этапа:
I. Теоретический (сентябрь 2022 г. – декабрь 2022 г.)
II. Практический (январь 2023 г. – март 2024 г.)
III. Итоговый (март 2024 г. – май 2024 г.)
Срок реализации программы: 2 года.
Таблица: «Формы и пути реализации программы»
Формы реализации программы Пути реализации Срок выполнения
1. Работа по саморазвитию 1. Выявление "пробелов" и "слабых мест" в работе.
2. Освоение современных способов работы с детьми по различным образовательным областям
3. Посещение библиотеки, интернет -ресурсов с целью выявления и отбора материала по данной теме.
4. Изучение периодических изданий.
5. Консультации со старшим воспитателем.
6. Подбор презентаций, видеоэкскурсий.
7. Подбор методических разработок для включения в перспективное комплексное планирование согласно тематическому содержанию. Сентябрь 2022 г. –
декабрь 2022 г.
2. Работа с детьми 1. Проведение образовательной деятельности, построенной на игровых приемах.
2. Проведение мероприятий, направленных на развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через патриотическое воспитание. Сентябрь 2022 г. –
май 2024 г.
3. Работа с родителями
1. Родительские собрания на платформе Zoom.
2. Оформление фотовыставки «Достопримечательности родного города».
3. Проекты, акции, видеопрезентации, онлайн круглый стол, консультации, буклеты, пополнение музейной среды ДОУ. Сентябрь 2022 г. –
май 2024 г.
4. Организационно-педагогическая работа 1. Оформление выставки советов для коллег и родителей с целью ознакомления.
2. Индивидуальная работа со старшим воспитателем. Сентябрь 2022 г. - май 2024 г.
5. Методическая работа 1. Участие в методических объединениях онлайн, семинарах- практикумах, круглых столах, мастер – классах в цифровом пространстве.
2. Изучение методической литературы. Сентябрь 2022 г. – май 2024 г.
6. Работа по преобразованию развивающей среды 1. Приобретение новых программ, книг.
2. Оформление дидактических игр в соответствии с требованиями ФГОС. Сентябрь 2022 г. – май 2024 г.
Таблица «Реализация программы саморазвития».
Этап Срок Мероприятия
1. Теоретический Сентябрь 2022 г. Декабрь 2022. Повысить собственный уровень знаний путем:
прохождение дистанционных курсов повышения квалификации ;
изучение учебной, справочной и научно-методической литературы по теме: «развитие познавательной активности старших дошкольников через патриотическое воспитание»;
посещение ГМО по нравственно- патриотическому воспитанию на платформе Zoom;
самообразование
1. Систематизировать работу по этой теме, используя новые информационные технологии (мультимедийное оборудование, работа на сайте ДОУ и т. д.).
2. Обеспечить новые подходы к организации образовательного процесса: системно - деятельностный, культурологический, личностно-ориентированный.
3. Практический Январь 2022 г. - март 2024 г. 1. Способствовать освоению и применению в профессиональной деятельности техник взаимодействия с семьей в вопросах патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Проведение индивидуальных бесед, анкетирования, родительских собраний с родителями по теме: «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через патриотическое воспитание»;
создать условия для приобщения детей, родителей, воспитателей, к основным культурным ценностям и истории Арзамаса;
проведение ОД с воспитанниками по плану;
анкетирование родителей с целью выявления грамотности родителей, их представлений о патриотическом воспитании;
оформление тематических стендов;
подготовка и реализация проектов:
«Моя малая родина-Арзамас»;
«Оживи странички истории»;
«Проект «Я – патриот».
создание картотеки дидактических игр по краеведению;
создание альбомов «Исторические промыслы Арзамаса», «История возникновения города Арзамаса», «исторические достопримечательности Арзамаса», «Поэты земли Арзамасской», «духовное наследие наших соотеечественников», «памятники природы Арзамасского края», «Водоёмы Арзамаса».
организация мини-музея «Городок наш Арзамас»;
изготовление макета «Арзамас – город Гайдара»
проведение фольклорные праздников;
просмотр видеоэкскурсий Арзамасского историко - художественного музея;
участие в городском фестивале исследовательских работ;
участие в творческих конкурсах;
участие в конференциях онлайн;
составление плана совместной работы с семьями воспитанников;
индивидуальная работа со старшим воспитателем;
приобретение новых программ, книг.
3. Итоговый Март - Май
2024 г. 1. Проведение оценки индивидуального развития воспитанников.
2. Подведение итогов за три года.
3. Отчет о проделанной работе на педагогическом совете (май 2022 год).
Список литературы.
1. Александрова Е. Ю., Гордеева Е. П. Система патриотического воспитания в ДОУ : планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий. – Волгоград: Учитель, 2007.
2. Ватаман В. П. Воспитание детей на традициях народной культуры: программа, разработки занятий и мероприятий. – Волгоград: Учитель, 2008.
3. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий, сценарии календарно - обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/ Авт. - сост. Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, О. А. Маркеева, О. Н. Корепанова и др. - 3-е изд., перераб. и доп. - СПб. : "Детство - Пресс", 2001. - 400 с.
4. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа - СПб. : АКЦИДЕНТ, 1997. - 158 с.
5. Костина Э. П., Кочнева Н. Н., Каримова Л. Г., Семикова Л. А. Мой родной дом. Программа (для детей 4 - 7 лет). Учебно - методическое пособие. - Н. Новгород: Талам, 2000. - 96 с.
6. Маханева М. Д. Нравственно - патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста : Пособие для реализации Государственной программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 - 2005 годы". - М. : АРКТИ, 2004 - 72 с.
7. Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведо-туристической деятельности: Пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы»/Под ред. А. А. Остапца. - М. : АРКТИ, 2003.
8. Тихонова М. В., Смирнова н. С. Красна изба. Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. - СПб. : "Детство - Пресс", 2000. - 208 с.
9. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Н. Е Веракса, А. Н. Веракса. – М. : Мозаика- Синтез, 2008. – 112 с.
10. Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е., Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников (Подготовительная группа.) – М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 96 с.