Хрипункова Ольга Анатольевна
Развитие познавательного интереса детей раннего возраста посредством познавательно-исследовательской деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире. Традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Китайская пословица гласит: «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.
Публикация «Развитие познавательного интереса детей раннего возраста посредством познавательно-исследовательской деятельности» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
В соответствии с проектом ФГОС дошкольного образования и с требованиями к результатам освоения основой образовательной программы, представленных в виде целевых ориентиров на этапе завершения уровня дошкольного образования: одним из ориентиров является любознательность.
Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют, возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Исследовательская активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать, исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное само выражаться.
Цели экспериментирования:
-Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность.
-Развивать у детей познавательные способности
-Развивать мышление, речь – суждение в процессе познавательно – исследовательской деятельности.
-Формировать навык выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.
4. Содержание опытно – экспериментальной деятельности построено из четырёх блоков педагогического процесса.
Непосредственно-организованная деятельность с детьми (плановые эксперименты).
Совместная деятельность с детьми (наблюдения, труд, художественное творчество). Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью двусторонняя. Чем сильнее будут развиты изобразительные способности ребёнка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента.
Самостоятельная деятельность детей? Уделяется большой акцент на создание условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности детей. Моя задача – помочь детям в проведении этих исследований, сделать их полезными.
Совместная работа с родителями (участие в различных исследовательских проектах).
Экспериментирование осуществляется во всех сферах детской деятельности : приём пищи, занятие, игра, прогулка, сон, умывание. Одним из условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является организация развивающей среды. Создали мини-музей воздух невидимка. Для родителей создали картотеку элементарных опытов и экспериментов, которые можно провести дома. Результатом этой работы служат интересные рассказы детей и родителей о том, как они вместе проводили эксперименты. Благодаря опытам дети сравнивают, сопоставляют, делают выводы, высказывают свои суждения и умозаключения
В своей группе реализовали исследовательские проекты «Гонцы весны», Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.
Опыт работы доказывает, что элементарное экспериментирование доступно уже детям раннего, младшего возраста. В ходе реализации проекта «Воздух, которым мы дышим» в группе провели исследование неживой природы.
Обычно на вопрос как можно увидеть и почувствовать воздух, дети затрудняются ответить. Для поиска ответов на этот вопрос провели ряд опытов: мы дышим воздухом (в стакан с водой дуем через соломинку, появляются пузырьки, можно ли поймать воздух и его движение, может ли воздух быть сильным?
Так же в процессе экспериментирования прививаем детям навыки межличностного общения и сотрудничества: уметь договариваться, отстаивать свое мнение, рассуждать в диалоге с другими детьми. Для этого во время обсуждения проблемных ситуаций обращаем внимание детей на мнение других, учим слушать друг друга, предлагаем более активным детям помочь застенчивым.
Исследовательская деятельность вовлекает, «притягивает» к себе не только дошкольников, но и их родителей. С этой целью проводим родительские собрания, консультации, на которых пытаемся объяснить, родителям, что главное – дать ребёнку импульс к самостоятельному поиску новых знаний, что не надо делать за ребёнка его работу.
Анализируя всё вышесказанное можно сделать вывод, о том, что специально организованная исследовательская деятельность позволяет нашим воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях, а педагогу сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников, развивая их познавательную активность.