Светлана Лапшина
Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Вопрос развития познавательных способностей очень актуален. В соответствии с ФГОС ДО образовательная деятельность должна быть направлена на познавательные возможности дошкольника и на их реализацию. Необходимо так организовать взаимодействие с ребенком, чтобы оно было направлено на формирование познавательного интереса, познавательной самостоятельности и инициативности.
Публикация «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Каждый ребёнок рождается исследователем. Детское любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире — это важнейшие черты детского поведения.
Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно-исследовательской деятельности, ребёнок расширяет представления мире.
Именно поэтому, включение в образовательную деятельность экспериментирования является мощным фактором развития любознательности, познавательной и творческой активности, каждого ребенка.
Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.
Организация познавательно-исследовательской деятельности идет по четырем взаимосвязанным темам.
- живая природа – характерные особенности сезонов, многообразие живых организмов, приспособление к окружающей среде, характерные особенности природно-климатических зон, взаимосвязь живой и неживой природы.
- неживая природа – почва, песок, глина, камни, воздух, вода. Три агрегатных состояния вещества (газообразное, жидкое, твердое); небесные тела.
- физические явления – звук, вес, тепловые явления, движение, свет, цвет и др.
- рукотворный мир – предмет как таковой, материалы и их свойства.
Основными задачами в работе являются:
- Обогащение знаний по средствам наблюдения за окружающим миром, чтения литературы, простейшего экспериментирования;
-Обучение приемам исследовательской деятельности;
-Создание условий для самостоятельной проектно-исследовательской деятельности и экспериментирования.
Индивидуальный подход и позитивный настрой являются основными правилами работы с детьми, по тому что взрослый играет важную роль в развитии ребенка.
• воспитатель должен уметь заинтересовать каждого ребенка;
• активно поддерживать все начинания ребенка;
• использовать индивидуальный подход;
• уметь вовремя внести, что-то новое и интересное в жизнь группы, т. е выбрать момент для нового исследования.
Немаловажное значение в развитии детской активности имеет хорошо оборудованная, насыщенная предметно-пространственная среда, которая стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность ребенка, создает оптимальные условия для активизации его саморазвития.
Для познавательно-исследовательской деятельности детям необходимы материалы разных типов: природные объекты, простые приборы и механизмы, магниты, лупа, глобус, теллурий, географические карты, планы местности, наборы карточек и схем. Все это есть в методическом кабинете и в зависимости от тематики вноситься в уголок экспериментирования для организации ОД и самостоятельной деятельности детей.
На участке детского сада создана экологическая тропа, в которую входят различные объекты, позволяющие вывести исследовательскую деятельность детей на более высокий уровень. Метеостанция сконструирована так, чтобы дети смогли усвоить основные явления природы (осадки, направление ветра, смену времени суток, смену времен года и т. д.
Цветники и зеленые насаждения позволяют наблюдать за растениями, птицами и насекомыми, в разное время прилетающими на участок детского сада.
В мини бассейне все лето живут красноухие черепахи и караси, за которыми мы наблюдаем, кормим. Когда начаются заморозки в бассейне появился ледок – это еще один повод провести исследование (лед тонкий, ломается, если кусочек подержать в руках, он быстро тает)
С наступлением заморозков обитатели мини бассейнов переселяются в Зимний сад. Зимний сад позволяет организовать с детьми опыты с проращиванием семян, наблюдение за рыбками, попугаями наблюдение за ростом водорослей. Использование в работе дополнительных кабинетов значительно активизирует детей.
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей.
Родители активно поддерживают все наши начинания. Например: участвуют в экологических акциях, помогают в сборе коллекций семян, гербариев, изготовить простейшие пособия (вертушки для наблюдения за ветром, кормушки, султанчики и др.)
Свою работу в данном направлении я начала в 2013 году с детьми подготовительной группы и в конце года получила положительный результат. Мониторинг уровня развития познавательных способностей выпускников, который включал в себя исследование психических процессов и уровня любознательности детей показал неплохие результаты.
Свою работу в данном направлении я продолжила и с малышами, и могу сказать о положительных результатах.
• Уже сейчас дети способны систематизировать и группировать объекты живой и неживой природы, по внешним признакам, и по среде обитания.
• С легкостью определяют такие явления природы, как дождь, снег, ветер и т. п.
Я считаю, что простейшую исследовательскую деятельность, можно начинать с детьми младшего возраста, потому что для младшего дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг.