Чаликова Екатерина
Развитие понимания речи у детей с РАС
▼ Скачать + Заказать документы
Когда родители говорят о речи своего ребенка, они часто упоминают то, что он умеет говорить или старается выразить словами, — его активную речь. Однако стремление связывать процесс развития речи ребенка только с его способностью говорить может быть ошибочным. Развитие ребенка предполагает не только умение говорить, но и понимать речь окружающих. Возможность понять сказанное другими требует внимательных и доброжелательных собеседников, взрослых, которые будут активно общаться с малышом. С самого рождения малыша формируется понимание им окружающей речи.
Публикация «Развитие понимания речи у детей с РАС» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Приведу некоторые этапы развития понимания речи у детей раннего возраста :
1. Ребенок начинает понимать интонацию взрослых. Важно использовать разнообразные тембры при общении, чтобы помочь малышу различать намерения взрослых.
2. Ребенок осознает определенные ситуации. Например, когда вы берете ножницы для стрижки малыша, он уже начинает понимать, что это связано с процедурой стрижки ногтей. Или, если видит знакомое полотенце, он радуется предстоящему купанию. Повторяемость и предсказуемость ситуаций помогают малышу понимать то, что происходит. Постепенное введение предметов-символов и ритуалов также способствует этому. Например, вы можете попросить малыша принести определенную игрушку, чтобы показать вам, что нужно сделать.
3. Ребенок начинает понимать значения слов, когда они используются в определенной ситуации. Например, он понимает, что слово «часы» относится к определенным часам, которые висят на стене. По мере того как он наблюдает за использованием слова в реальной ситуации, он будет связывать его с соответствующим предметом или действием.
4. Наконец, ребенок может понять слово, не связанное со ситуацией. Он может показать, взять или посмотреть на предмет, когда обращается взрослый.
Занятия начинаются с того, что ребенка учат понимать слово в определенной ситуации. Обычно это слова-существительные, затем глаголы и простые признаки, например большой и маленький. Знакомство происходит постепенно, лучше в специально организованной игре, а затем закрепляется в повседневной жизни. Самая удобная и интересная игра — это прятки. Во время этой игры происходит многократное появление и исчезновение объекта, например игрушки, с одновременным называнием. Все это помогает малышу соотнести слово и предмет, члена семьи или домашнего любимца. Опишу последовательность накопления словаря.
После того, как ребенок освоил понимание слов в определенных ситуациях, происходит накопление словаря. Сначала слова предлагаются ему для знакомства с предметами, их назначением, затем происходит игра, позволяющая ребенку много раз услышать слово. Постепенно он будет способен выбрать нужный предмет по слову из двух, а затем из большего количества. Также, ему будут предъявляться аналогичные предметы, но отличающиеся от оригинального предмета по цвету, величине или текстуре. Таким образом, развитие речи малыша - это сложный процесс, и понимание речи - одна из существенных составляющих этого процесса. Относится к умению говорить стоит лишь в контексте понимания, что поможет ребенку активно включаться в общение со взрослыми и изучать окружающий мир.
Опишу последовательность накопления словаря. Существительные.
• Предмет предъявляется и называется. Ребенок знакомится с назначением предмета. Организуется игра, во время которой предмет называется неоднократно, например, прятки. (Вот мячик! Спрятали мячик. Нет мячика! Где мячик? Вот мячик! Бросай маме мячик) Ребенок по слову находит предмет при выборе из двух. Ребенок находит предмет по просьбе, выбирая его из большего количества предметов. Для формирования понятия, ребенку предъявляются аналогичные, но отличающиеся по цвету, величине, текстуре предметы и их изображения. Название предмета включается в игры, песенки, начинается работа над включением слова в активный словарь малыша.
Усложнять предложения можно только после того, как ребенок будет легко справляться с предыдущим уровнем. Новый уровень дается на специальном занятии, а уже знакомый используется в бытовых ситуациях. Уровни сложности инструкций зависят от количества слов, влияющих на понимание ключевых слов, т. е. тех слов, которые уже знает ребенок.
Глаголы.
• Знакомство ребенка с действием или изображением действия. Например, знакомство с глаголом "есть". Организуется игра, в которой это действие многократно обыгрывается и называется (мишка ест, зайка ест, мальчик ест). Ребенок выбирает одно из двух действий (мишка ест - мишка спит). Обычно это делается по простым лаконичным сюжетным картинкам. Выбор из большего количества вариантов. Включение слова в быт и игры. Включение слова в активный словарь.
Знакомство с другими частями речи происходит по аналогичной методике.
Литература:
1. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего
недоразвития речи у дошкольников. 2-е издание, переработанное. - М. :
Просвещение, 1990. - 240 с.
2. Иншакова О. Б. Альбом для логопеда. - М. : Гуманит. изд. центр
ВЛАДОС, 1998.
3. Как правильно учить ребенка говорить / Марина Полякова. - М. : Geleos
Publishing House; Капитал Трейд Компани, 2010. - 172 с.
4. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред.
Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,
1998. - 680 с.
5. Новикова-Иванцова Т. Н. От слова к фразе. Книга 1. Методическое
пособие для работы логопедов по формированию фразы у детей с
тяжелой речевой патологией. - М. : 2011.