Слободенюк Анна
Развитие памяти детей дошкольного возраста посредством игры
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие памяти детей дошкольного возраста посредством игры» .
Объектом исследования в данной работе является: память детей дошкольного возраста.
Публикация «Развитие памяти детей дошкольного возраста посредством игры» размещена в разделах
- Игры для детей
- Память. Игры, дидактические пособия на развитие памяти
- Память. Развитие памяти у детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Целью является: развитие памяти у детей дошкольного возраста посредством игры (дидактических, развивающих, обучающих).
Задачи:
1. Изучить теоретические подходы развития памяти.
2. Выявить особенности развития памяти у дошкольников
3. Разработать коррекционную работу по развитию памяти посредством дидактической игры.
4. Определить эффективность коррекционно-развивающей работы.
Гипотеза: предполагаю, что память у дошкольников будет эффективно развиваться, если проводить коррекционно-развивающую работу посредством дидактической игры.
Для достижения поставленной цели и решаемых в связи с ней задач, я изучила научно - теоретические подходы к изучению развития памяти у дошкольников.
Память представляет собой форму психического отражения прошлого опыта во всем его многообразии. Она лежит в основе обучения и воспитания, приобретения знаний, личного опыта, формирования навыков. Память связывает прошлое, настоящее и будущее человека, обеспечивая единство его психики и придавая ей индивидуальность. Память включается во все виды и уровни деятельности, поскольку, действуя человек, опирается на собственный и исторический опыт. Особое место память занимает в системе познавательных процессов, объединяя восприятие, воображение и мышление в единую систему, направленную на познание окружающей действительности.
Явления памяти могут в равной мере относиться к эмоциональной сфере и сфере восприятий, к закреплению двигательных процессов и интеллектуального опыта. Все закрепление знаний и навыков и возможность пользоваться ими относится к разделу памяти. Соответственно этому перед психологической наукой стоит ряд сложных проблем, входящих в раздел изучения процессов памяти. В частности: как запечатлеваются следы; каковы физиологические механизмы этого запечатления, или «записи» следов; какие условия содействуют этому запечатлению; каковы его границы; какие приемы позволяют расширить объем запечатленного материала. Она также ставит перед собой задачу ответить на вопросы: как долго могут храниться эти следы; каковы механизмы сохранения следов на короткие и длинные отрезки времени; каковы те изменения, которые претерпевают следы памяти, находящиеся в скрытом состоянии; какое влияние они могут оказывать на протекание познавательных процессов человека.
В дошкольном возрасте значительные изменения происходят во всех сферах психического развития ребенка. Как ни в каком другом возрасте ребенок осваивает широкий круг деятельности, формируется как их техническая сторона, так и мотивационно-целевая. В познавательной сфере главным достижением является основание средств и способов познавательной деятельности. Чтобы ребенок осваивал успешно учебную деятельность, был подготовлен к школе, у него должны быть хорошо развиты познавательные процессы, в том числе все виды памяти.
Важнейшей особенностью в развитии познавательной сферы дошкольника, – подчеркивал Л. С. Выготский, – является то, что в ходе детского развития складывается совершенно новая система функций ребенка, которая характеризуется в первую очередь тем, что в центре сознания становится память. Памяти в дошкольном возрасте принадлежит доминирующая роль. Этим обусловлена актуальность проделанной мной работы.
Рекомендации по развитию памяти.
Память развивается в деятельности, требующей постоянного проявления оперативной и долговременной памяти. Только нагружая и используя память, запоминая и воспроизводя ранее полученную информацию, можно развить память. Чем внимательнее, активнее и самостоятельнее деятельность ребенка, тем лучше в ней развивается необходимая для этой деятельности память. Активизация деятельности ребенка способствует ее успешности и развитию памяти. Быстрее и точнее запоминается то, что соответствует потребностям ребенка. Связь изучения в процессе той или иной деятельности с потребностями ребенка обеспечивает наилучшее запоминание и развитие памяти.
Эффективнее запоминается то, что объединено какой-либо мыслью в логическое целое. Это достигается определенной последовательностью в изложении материала, где предыдущее обеспечивает усвоение последующего. Важным условием для полного и точного запоминания является умение осуществлять смысловую группировку материала, т. е. разделение материала на части с выделением главного в каждой из них.
Первым этапом стало выявление уровня памяти. Этот этап прошел в период с 10 сентября 2021 по 19 сентября 2021 в группе “Елочка”. В работе были задействованы 10 дошкольников группы. В ходе констатирующей педагогической диагностики были определены уровни развития слуховой, зрительной и образной памяти дошкольников.
1. Изучение слуховой памяти по методике «10 слов» (имена и фамилии детей изменены)
Ребенку зачитывают 10 слов: стол, калина, мел, слон, парк, ноги, рука, калитка, окно, бак. Воспроизведение – 10 – 7 слов после первого прочтения свидетельствует о высоком уровне слуховой механической памяти, 6 – 4 слов свидетельствует о среднем уровне, 3 – 0 – о низком уровне
Имя ребенка Количество воспроизведенных слов Уровень
1. Илья М. 4 средний
2. Люда В. 1 низкий
3. Катя У. 4 средний
4. Лиля Я. 2 низкий
5. Настя М. 7 средний
6. Настя С. 4 средний
7. Ксения Н. 4 средний
8. Даша Н. 5 высокий
9. Максим Б. 4 средний
10. Рома Я. 2 низкий
В среднем по группе 4 средний.
Итак, высокий уровень – 1 человек (10%); средний уровень – 6 человек (60%); низкий уровень – 3 человека (30%).
2. Изучение зрительной памяти по методике Д. Векслера.
Использование методики Д. Векслера (1945) позволяет исследовать зрительную память у детей дошкольного возраста. Ребенку предлагается 4 рисунка. На каждую из картинок ребенку разрешается посмотреть в течение 10 секунд. Затем он их должен воспроизвести на чистом листе бумаги.
Результаты опыта оцениваются в баллах: 1. Две перекрещенные линии и два флажка — 1 балл; правильно расположенные флажки — 1 балл; правильный угол пересечения линий — 1 балл; максимальная оценка этого задания — 3 балла.
2. Большой квадрат, разделенный на 4 части двумя линиями — 1 балл; четыре маленьких квадрата в большом - 1 балл; две пересекающиеся линии и 4 мелкие квадрата — 1 балл; четыре точки в квадратах — 1 балл; точность в пропорциях — 1 балл; максимальная оценка этого задания — 5 баллов.
3. Большой прямоугольник с маленьким в нем — 1 балл; все вершины внутреннего прямоугольника соединены с вершинами внешнего прямоугольника — 1 балл; маленький прямоугольник точно размещен в большом — 1 балл.) Максимальная оценка — 3 балла.
4. Открытый прямоугольник с правильным углом на каждом краю — 1 балл; центр и левая и правая стороны воспроизведены правильно — 1 балл; фигура правильная за исключением одного неправильно воспроизведенного угла — 1 балл. Максимальная оценка — 3 балла. Максимальный результат — 14 баллов. О хорошей зрительной памяти свидетельствует результат — 10 и выше баллов, о средней – 9 – 6 баллов и о низкой – 5 – 0 баллов
Имя ребенка Количество воспроизведенных слов Уровень
1. Илья М. 8 средний
2. Люда В. 6 средний
3. Катя У. 7 средний
4. Лиля Я. 5 низкий
5. Настя М. 9 средний
6. Настя С. 4 низкий
7. Ксения Н. 9 средний
8. Даша Н. 10 высокий
9. Максим Б. 10 высокий
10. Рома Я. 4 низкий
В среднем по группе 7,2 средний
Итак, высокий уровень – 1 человек (20%);средний уровень – 3 человек (50%); низкий уровень – 1 человека (30%). В целом по группе дети имеют средний уровень зрительной памяти.
3. «Изучение образной памяти»
Сущность методики заключается в том, что, испытуемому предлагается в течении 30 секунд запомнить 12 образов, которые предлагаются в виде таблицы. Задача испытуемого, после того как убрали таблицу, - нарисовать или выразить словесно те образы, которые он запомнил. Оценка результатов тестирования проводится по количеству правильно воспроизведенных образов. Высокий уровень – 8 – 12 ответов, средний 4 – 7, низкий 3 – 0.
Имя ребенка Количество воспроизведенных слов Уровень
1. Илья М. 8 высокий
2. Люда В. 3 средний
3. Катя У. 2 низкий
4. Лиля Я. 4 средний
5. Настя М. 7 средний
6. Настя С. 3 низкий
7. Ксения Н. 4 средний
8. Даша Н. 6 средний
9. Максим Б. 7 средний
10. Рома Я. 4 средний
В среднем по группе 4,8 средний
Итак, высокий уровень – 1 чел (10%, средний уровень – 7 чел (70%, низкий уровень – 2 чел (20%). В целом по группе дети имеют средний уровень образной памяти. Затруднялись в ответах Катя У., Люда В., Настя С. Они старались придумывать те предметы, которых в таблице не было. Данные дети отличаются не внимательностью, не могут сконцентрироваться на задании. Остальные дети старались сосредоточиться, показывали средние результаты.
Второй этап «Коррекционная работы».
Данный этап длился с 23 сентября 2021 по 13 марта 2023 года. В ходе работы был проведен комплекс упражнений, используемых на занятиях с дошкольниками, имеющими недостаточный уровень развития памяти. Сам факт записи информации заключался: в ее переводе в образную форму. Поскольку абстрактный образ запомнить сложнее, то первоочередной задачей являлось научить детей преобразовывать эту информацию в конкретную зрительную форму. Такое зрительное представление (визуализация) какой-либо идеи состояло в мысленном создании картины — иллюстрации. Это занимало меньше 15 секунд, но гарантировало великолепное извлечение информации в будущем. Наши занятия проводились 2 раза в неделю по 15 - 25 минут.
Упражнение №1. Мысленные образы, отвечающие понятиям прямо или косвенно (тренировка образной и зрительной памяти)
Упражнение проводится в два этапа. Так как детям в этом возрасте сложно удерживать мысленный образ достаточно долго без подкрепления, то на 1-м этапе необходимо использовать графическое изображение понятия. Воспитатель говорит детям: "Попробуйте к каждому из названных мной слов сделать какой-либо рисунок". Зрительный образ, прямо отвечающий понятию, возникает легко, почти автоматически, тогда как в случае косвенного соответствия нужны усилия воображения.
Примерный перечень возможных серий:
Серия № 1
ГРУЗОВИК УМНАЯ КОШКА
ВЕСЕЛАЯ ИГРА КАПРИЗНЫЙ РЕБЕНОК
ДЕРЕВО ХОРОШАЯ ПОГОДА
НАКАЗАНИЕ ИНТЕРЕСНАЯ СКАЗКА
Серия № 2
ВЕСЕЛЫЙ ПРАЗДНИК РАДОСТЬ
ТЕМНЫЙ ЛЕС БОЛЕЗНЬ
ОТЧАЯНИЕ БЫСТРЫЙ ЧЕЛОВЕК
СМЕЛОСТЬ ПЕЧАЛЬ
2-й этап — представление слов или фраз в уме, без фиксации на бумаге,
возможно отображение мимикой или движением.
Упражнение № 2. Мысленные образы и их эмоциональная окраска. Упражнение на тренировку воображения и памяти у детей 5 – 7 лет.
Воспитатель: "Я вам буду говорить фразы, а вы после каждой закройте глаза и представьте себе соответствующую картинку.
СОБАКА, ВИЛЯЮШАЯ ХВОСТОМ
МУХА В ВАЩЕМ СУПЕ
МОЛНИЯ ВТЕМНОТЕ
ПЯТНО НА ВАШЕЙ ЛЮБИМОЙ РУБАШКЕ ИЛИ ЮБКЕ.
КАПЛИ, СВЕРКАЮЩИЕ НА СОЛНЦЕ.
Теперь возьмите листок бумаги и попробуйте вспомнить и нарисовать названные фразы". Это же упражнение можно использовать для тренировки зрительной памяти, а не слуховой. Тогда список фраз не произносится ведущим, а дается нарисованным на листке бумаги. Инструкция также меняется соответствующим образом: "Просмотрите картинки и, закрыв глаза, представьте себе соответствующую картину".
Упражнение № 3 .Фигуры (тренировка зрительной памяти).
А) Дети разбиваются на пары. Сначала один в паре раскладывает геометрические фигуры на столе и накрывает их листом бумаги, затем, подняв его, на 1-2 сек, показывает своему товарищу. Посмотрев, второй игрок закрывает глаза и старается посчитать количество использованных фигур. Затем открывает глаза и выкладывает из своих фигур комбинацию "сфотографированную" у своего товарища. После этого первый игрок поднимает лист и сверяет количество и правильность расположенных фигур с оригиналом. Затем, играющие меняются ролями.
По мере тренированности к количеству и месту расположения добавляется для запоминания еще и цвет. Переходить к следующему упражнению можно в случае, если ребенок свободно удерживает в воображении не менее 6 фигур.
Б) Мысленные образы и умение видеть главное и особенности (усложненный вариант упражнения № 1). Используется для тренировки слуховой памяти. Берутся спички. Вы диктуете детям слова, а их задача — выкладывать из спичек образ, который эти слова у них вызывают. (Например, трактор может вызвать образ ломаной линии от звука "р-р-р".) Спички можно класть в любом положении, ломать. Слова диктуются с паузой в 1 минуту. После того, как закончили диктовать слова, дети должны по составленным ими "образам-спичкам" воспроизвести слова.
По мере тренированности повышается скорость и увеличивается количество слов. Теперь, когда дети научились создавать зрительные образы, облекая их в конкретную форму, обратитесь к другой стороне процесса запоминания — осознанному восприятию. Научить детей концентрировать внимание на запоминаемом объекте поможет вам привлечение к его исследованию чувств как стимуляции деятельности мозга.
Упражнение № 4. Осознание визуального материала (тренировка зрительной памяти).
Для этого упражнения потребуются листок бумаги, карандаши и секундомер. На рисунке представлены 12 изображений. Детям предлагается рассмотреть рисунки первой строки, закрыв остальные листом бумаги, чтобы они не отвлекали внимание. Спустя 30 секунд - просим их закрыть целиком всю страницу и нарисовать по памяти предметы первой строки. Затем предлагаем им сравнить, насколько их рисунки соответствуют рисункам образца. Далее переходим к следующей строке. С двумя последними строками работаем одновременно.
Упражнение № 5. Осознание словесного материала (тренировка слуховой и зрительной памяти).
Цель этого упражнения — заставить детей поразмышлять о словах.
Ведущий говорит: "Сейчас я буду читать (показывать) (в зависимости от тренируемого типа памяти) слова, услышав (увидев) каждое слово, представляйте себе внешний вид данного предмета, его вкус, запах, звуки, которые он может издавать, и т. п. Например, зубная паста на вид белая и блестящая, с мятным запахом и вкусом острым и сладким одновременно".
Бумага - Шерсть- Сапог
Гнездо – Телега - Палец
Кот – Волосы - Лимонад
Колесо - Роза - Слон
Палка - Платок - Поцелуй
Фильм - Слеза - Автобус
Блин – Ботинок – Доктор
В качестве предварительной тренировки можно предложить детям сначала описывать вслух вызываемые при помощи чувств образы и лишь после этого переходить к работе "только в уме".
Упражнение № 6. Оживление (тренировка воображения, зрительной и слуховой памяти).
К этому упражнению, мы переходим после того, как будут хорошо освоены предыдущие (Осознание визуального материала, Осознание словесного материала, т. к. оно требует сформированности умения переводить информацию в зрительный образ (навыка визуализации) и особой концентрации внимания, вызываемой осознанностью восприятия.
Предлагаем детям представить себе какого-либо зверя, животное. После того, как образ создан, пpocим их "оживить" картинку, т. е. чтобы животное начало двигаться, жить своей жизнью в воображении. Дети рассказывают друг другу про своих зверей. Затем подводим итоги, чей рассказ оказался самым интересным.
После упражнений с живыми существами мы переходим к "оживлению" предметов. Упражнение выполняется сначала с закрытыми глазами, а потом с открытыми. Всего на различных занятиях предлагается для достижения хорошего результата оживить 50 живых существ и 100 предметов. Можно провести это упражнение в качестве игры в волшебника : ребенку предлагается стать волшебником, способным оживлять при помощи волшебной палочки все, что угодно. Например, он касается в своем воображении предмета и он оживает, затем "волшебник" рассказывает всем, что он видит; после роли меняются.
Упражнение № 7. Тренировка восприятия, мышления, закрепление следов памяти.
Все анализируемые предметы исследуются по одной и той же схеме: от эмоций к логике. Приведем план такого анализа.
1. Эмоциональное восприятие предмета "Посмотри, какое он производит на тебя впечатление? Как тебе нравится его цвет, форма, те предметы, которые его окружают, выделяются на общем фоне?" Подобные вопросы воспитателя должны натолкнуть ребенка на анализ его эмоциональных реакций. Задача ведущего — вовлечь дошкольника в активный процесс восприятия, в который сознательно включается эмоциональный фактор, гарантирующий лучшую долговременную запись в памяти. Мы выясняем, что произвело на ребенка самое яркое впечатление.
2. Анализ вызванных эмоций "Скажи, этот предмет тебе приятен или нет? Он тебя раздражает или успокаивает? Кажется впечатляющим или бесцветным? Грустным или забавным? Увлекательным или скучным?" Учим ребенка, прислушиваться к своим эмоциям, разбираться в них. Такого рода размышления о вызываемых эмоциях способствуют лучшему закреплению следов в памяти.
3. Установление общего смысла "Посмотрите на предмет. Что это за предмет? Как он называется?"
4. Рассматривание с точки зрения композиции "Посмотрите, какие использованы краски, дополнительные элементы, выгодно отличающие предмет? Что находится на переднем плане? и т. д. " Своими вопросами мы вовлекаем ребенка в пространственное восприятие объекта.
5. Анализ деталей. Теперь мы находим с детьми наиболее значимые элементы, дающие специфическую информацию о предмете. Углубляемся в описание, сосредоточиваясь на отдельных деталях. Этот этап может быть более или менее сложным в зависимости от количества деталей, которые должны запомнить дети.
6. Синтез "Закройте глаза и попробуйте мысленно представить себе (исследованный объект). Скажите, что вы четко видите на своей картинке? Возьмите карандаши (краски) и нарисуйте, как вы его запомнили".
В заключение сравниваем полученные рисунки. Для упражнений в приведенном выше анализе используются предметы, доступные в наших условиях: фрукты или овощи; начинаем с одного объекта, постепенно переходя к сравнению нескольких одного и того же семейства; цветы и растения; деревья; исследуем с детьми их общую форму, крону, ветки, листья, цветки, плоды или сережки (если имеются); животные (например, кошки, собаки, птицы); близкие окрестности (близлежащие улицы, парки и т. д.); люди; лица, голоса, привычки своих друзей, товарищей.
Упражнение № 8. Тренировка зрительной памяти, объема памяти посредством ассоциаций.
Ребенку предлагаем запомнить предметы, изображенные на 3-4 картинках, и назвать их по памяти. Затем ребенок должен отыскивать их изображение на 10-12 похожих картинках, но беспорядочно разбросанных. Это же упражнение мы используем для узнавания букв или цифр, применяя специально изготовленные карточки или кассу букв и цифр. Постепенно количество запоминаемых картинок увеличиваем.
Описанные выше упражнения помогали детям научиться упорядочивать запоминаемую информацию. Для извлечения же информации необходимо "ушко" или "ниточка", за которую ее можно было бы вытаскивать. Таким инструментом являются ассоциации. Также в своей работе мы использовали игры, упражнения, задания, способствующие развитию памяти детей следующего характера:
Для развития образной памяти детей (особенно слуховой памяти) мы использовали заучивание стихотворений о природе, написанные русскими поэтами: А. С. Пушкиным, А. Н. Буниным, А. А. Фетом, Ф. И. Тютчевым, А. Н. Плещеевым, А. Н. Майковым. Обязательно побеседовав с детьми о временах года, их признаках, приметах.
ВЕСНА
*** ***
Травка зеленеет, Снова птицы летят издалека
Солнышко блестит; К берегам, расторгающим лед,
Ласточка с весною Солнце теплое ходит высоко
В сени к нам летит. И душистого ландыша ждет.
А. Н. Плещеев А. А. Фет
Затем при помощи дидактического материала (картинок) закрепляем изученное. Учим с детьми стихотворения С. Маршака «Пожар», «Багаж», С. Михалкова «А что у вас?», В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?». Они старались запомнить отрывки из произведений К. Чуковского «Айболит», «Федорино горе», «Тараканище», «Путаница». Мы очень много читали детям и стихотворений, и сказок. Затем закрепляли на материале «Волшебное лото», «Найди сказочному герою свою сказку».
Чтение сказок способствует развитию слуховой памяти, если их читает взрослый, и зрительной памяти, если ребенок уже научился читать сам. Более сложными, с острым, захватывающим сюжетом, являются сказки «Гуси-лебеди» и «Кот, петух и лиса». Мы читали эти сказки детям не один раз. При неоднократном прочтении ребенок глубже вникает в ход событий, ему понятны отношения и поступки. Именно эти сказки объясняют детям, как трудна борьба между добром и злом, что победа добра неизбежна, а мужество, стойкость, преданность всегда побеждают. Об этом мы говорили с детьми, задавая им ряд вопросов. Вопросы, с одной стороны, облегчают понимание, следовательно, и запоминание, а с другой стороны, развивают смысловую, логическую память ребенка. Опираясь на составные элементы сказки, строили разговор с ребенком. Например, по сказке «Гуси-лебеди» :
1. Что было запрещено делать героям сказки?
2. Нарушил ли один из героев сказки этот запрет?
3. Что произошло после того, как был нарушен запрет?
4. Как герои сказки боролись со сверхъестественными силами противника?
5. Кто помогал сестрице Аленушке спасать брата?
6. Почему печка и яблонька помогли девочке?
7. Как наказаны гуси-лебеди?
8. Каков конец сказки?
9. Чему учит эта сказка?
Используя элементы строения сказки, пробовали вместе с ребенком сочинить новую сказку. Из русских народных сказок очень хорошо читать и пересказывать сказки «Смоляной бычок», «Жихарка», «Лисичка со скалочкой» и др.
Контрольный этап работы: по результатам работы по развитию памяти у детей была составлена диаграмма.
20.09.21 13.05.22
Динамика развития памяти дошкольников приведена в таблице.
Ф. И. О Слуховая память
Зрительная память Образная память Средний показатель
20.09.21 10.05.22 20.09.21 10.05.22 20.09.21 10.05.22 20.09.21 10.05.122
Илья М. 4 6 8 9 8 8 7,2 8,0
Люда В. 1 4 6 8 3 5 4,2 5,2
Катя У. 4 6 7 10 2 6 6,0 8,0
Лиля Я. 2 7 5 8 4 8 4,4 6,8
Настя М. 7 9 9 12 7 9 6,6 7,8
Настя С. 4 6 4 7 3 7 4,6 6,8
Аня Н. 4 5 9 10 4 7 6,6 7,8
Даша А. 5 8 10 12 6 10 7,4 9,6
Максим Б. 4 7 9 13 7 8 8,0 9,4
Рома Я. 2 5 4 6 4 8 3,8 6,6
По гр. 37% 63% 50% 67% 41% 61% 60% 78%