Валентина Кабанова
Развитие общей моторики с помощью дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
Ранний возраст – важный этап в развитии личности, т. к. является периодом приобщения ребёнка к общественным ценностям, время установления отношений с ведущими сферами жизнедеятельности – социальным окружением, живой природой и природными явлениями, и собственным внутренним миром. В период раннего возраста изменяется содержание общения, его мотивы, коммуникативные навыки и умения, такие как: развитие активного и пассивного словаря, формирование ситуативно-делового вида общения. Именно поэтому дети раннего возраста, посещающие дошкольные учреждения нуждаются в развитии и совершенствовании речи.
Публикация «Развитие общей моторики с помощью дидактических игр» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2014
Отдельные исследования доказывают, что между степенью развития моторики и уровнем развития речи у детей существует взаимозависимость (Л. Ф. Фомина, М. М. Кольцова). М. М. Кольцова пришла к выводу, что есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат – и что мозговую проекцию кисти руки можно считать еще одной речевой зоной мозга. В. И. Лубовский вслед за М. М. Кольцовой считает неопровержимо доказанным, что развитие движений в раннем возрасте оказывает благоприятное влияние на формирование речи. Он указал на теоретическое и практическое значение раскрытия взаимовлияний двигательного анализатора и словесной системы.
Наиболее приемлемой формой развития того или иного навыка у детей раннего возраста считается игра. В связи с этим данная методическая разработка базируется на применении дидактической игры.
Программное содержание
Возраст: 2-3 года.
Группа: первая младшая группа.
Задачи:
1. развитие дыхания;
2. развитие артикуляции;
3. совершенствование основных психомоторных качеств (статической и динамической координации, переключаемости движений, мышечного тонуса, двигательной памяти и произвольного внимания) во всех видах моторной сферы (общей, мелкой, мимической и артикуляционной);
4. развитие координации и ритмизации движений и речи;
5. развитие средств невербальной коммуникации;
6. развитие навыков релаксации;
7. развитие мелкой моторики.
Направления развития и совершенствования моторики.
№ Направление деятельности Содержание
1 развитие навыков релаксации Предполагает развитие навыков регуляции и общего тонуса различных групп мышц. Используются упражнения по релаксации И. Г. Выгодской, А. В. Семенович
2 развитие координации и ритмизации движений и речи Предполагает увеличение объема, развитие диффернцированности, переключаемости, сочетаемости, организации движений в пространстве, навыков сочетания характера, темпа и ритма музыки и движений. Для решения этих задач используются приемы логоритмики, психокорреционные дидактические игры
3 развитие мелкой моторики предполагает развитие движений пальцев рук посредствам упражнений пальчиковой гимнастики и логоритмики, лепки и аппликации, а также развитие графо-моторных навыков, например, в ходе псикоррекционной работы на материале рисунков. К традиционным и довольно простым логоритмическим приёмам относятся сочетания движения и речи, песни или стихотворения при вождении хоровода или исполнений фигуры в марше, движения по заданный ритм со сменой ритмов, упражнения для отработки переключаемости движений. Обыгрывание сюжеты с помощью обычных действий
4 развитие мимической и артикуляционной моторики В данном разделе ведется работа над объёмом, точностью, переключаемостью, и ритмичностью движений. Используются мимическая и артикуляционная гимнастика
5 формирование речевого дыхания начинается в первую очередь с диафрагмального дыхания. Так же использование парадоксальной гимнастики А. Н. Стрельниковой
6 развитие средств невербальной коммуникации предполагает увеличения объема и выразительности мимических и общемоторных движений, жестов и поз по средствам использования элементов логоритмики и пантомимики.
В работе осуществлялось 3 этапа:
1. подготовительный этап. На наш взгляд, основной задачей этого этапа является выработка устойчивой мотивации, определенного психического состояния готовности к развивающему процессу.
Задачи:
- включить ребенка в целенаправленный логопедический процесс;
- расположить доверительные отношения;
- вызвать у ребенка интерес к занятиям;
- желание в них участвовать.
2. основополагающий этап. Основная развивающая работа.
Задачи:
- развития и совершенствования навыков;
- сплочение группы.
3. закрепительный этап. Задача состоит в закреплении моторных навыков, положительных психических состояний.
Блоки развивающей работы
№ блока Название блока Задачи
1 Блок, дыхательной гимнастики - увеличение жизненного объема легких;
- усиление воздушной струи;
- удлинение речевого выдоха;
- укрепление дыхательной мускулатуры;
- повышение организма к сопротивляемости заболеваниям дыхательной системы.
- Профилактика темпо ритмических нарушений.
2 Блок, общей моторики - развитие общей моторики;
- развивать координацию движений;
- ориентировку в пространстве;
- регуляцию тонуса;
- развитие двигательной памяти;
- развитие переключаемости.
3 Блок, мелкой моторики - развитие мелкой моторики;
- развитие гибкости рук;
- подготовка кисти руки к письму;
- развитие координации движений.
4 Блок, релаксационных упражнения - уменьшить напряжения тела;
- развитие чувствительности к собственному телу.
5 Блок, элементов сказкотерапии - снятия страхов, запретов;
- повышение эмоциональной сферы;
- развитие коммуникативных навыков, дети учатся задавать вопросы друг другу;
- побуждения веры в себя;
- раскрытие глубин собственного внутреннего мира, развитие его самосознания.
6 Блок, мимической гимнастики - развитие выразительности, точности, переключаемости, ритмических движений.
7 Блок, ритмизации движений - синхронизация движения и речи;
- профилактика темпо-ритмических нарушений.
Этапы развивающего воздействия :
В течение предложенных занятий детям предлагалось большое количество разнообразных упражнений, в процессе которых отрабатывались и закреплялись различные способы движений. При этом подчеркивается практическая направленность ряда упражнений и игр в образовании того или иного движения.