МААМ-картинки

Развитие общей моторики с помощью дидактических игр

Валентина Кабанова
Развитие общей моторики с помощью дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы

Пояснительная записка.

Ранний возраст – важный этап в развитии личности, т. к. является периодом приобщения ребёнка к общественным ценностям, время установления отношений с ведущими сферами жизнедеятельности – социальным окружением, живой природой и природными явлениями, и собственным внутренним миром. В период раннего возраста изменяется содержание общения, его мотивы, коммуникативные навыки и умения, такие как: развитие активного и пассивного словаря, формирование ситуативно-делового вида общения. Именно поэтому дети раннего возраста, посещающие дошкольные учреждения нуждаются в развитии и совершенствовании речи.

Публикация «Развитие общей моторики с помощью дидактических игр» размещена в разделах

Отдельные исследования доказывают, что между степенью развития моторики и уровнем развития речи у детей существует взаимозависимость (Л. Ф. Фомина, М. М. Кольцова). М. М. Кольцова пришла к выводу, что есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат – и что мозговую проекцию кисти руки можно считать еще одной речевой зоной мозга. В. И. Лубовский вслед за М. М. Кольцовой считает неопровержимо доказанным, что развитие движений в раннем возрасте оказывает благоприятное влияние на формирование речи. Он указал на теоретическое и практическое значение раскрытия взаимовлияний двигательного анализатора и словесной системы.

Наиболее приемлемой формой развития того или иного навыка у детей раннего возраста считается игра. В связи с этим данная методическая разработка базируется на применении дидактической игры.

Программное содержание

Возраст: 2-3 года.

Группа: первая младшая группа.

Задачи:

1. развитие дыхания;

2. развитие артикуляции;

3. совершенствование основных психомоторных качеств (статической и динамической координации, переключаемости движений, мышечного тонуса, двигательной памяти и произвольного внимания) во всех видах моторной сферы (общей, мелкой, мимической и артикуляционной);

4. развитие координации и ритмизации движений и речи;

5. развитие средств невербальной коммуникации;

6. развитие навыков релаксации;

7. развитие мелкой моторики.

Направления развития и совершенствования моторики.

№ Направление деятельности Содержание

1 развитие навыков релаксации Предполагает развитие навыков регуляции и общего тонуса различных групп мышц. Используются упражнения по релаксации И. Г. Выгодской, А. В. Семенович

2 развитие координации и ритмизации движений и речи Предполагает увеличение объема, развитие диффернцированности, переключаемости, сочетаемости, организации движений в пространстве, навыков сочетания характера, темпа и ритма музыки и движений. Для решения этих задач используются приемы логоритмики, психокорреционные дидактические игры

3 развитие мелкой моторики предполагает развитие движений пальцев рук посредствам упражнений пальчиковой гимнастики и логоритмики, лепки и аппликации, а также развитие графо-моторных навыков, например, в ходе псикоррекционной работы на материале рисунков. К традиционным и довольно простым логоритмическим приёмам относятся сочетания движения и речи, песни или стихотворения при вождении хоровода или исполнений фигуры в марше, движения по заданный ритм со сменой ритмов, упражнения для отработки переключаемости движений. Обыгрывание сюжеты с помощью обычных действий

4 развитие мимической и артикуляционной моторики В данном разделе ведется работа над объёмом, точностью, переключаемостью, и ритмичностью движений. Используются мимическая и артикуляционная гимнастика

5 формирование речевого дыхания начинается в первую очередь с диафрагмального дыхания. Так же использование парадоксальной гимнастики А. Н. Стрельниковой

6 развитие средств невербальной коммуникации предполагает увеличения объема и выразительности мимических и общемоторных движений, жестов и поз по средствам использования элементов логоритмики и пантомимики.

В работе осуществлялось 3 этапа:

1. подготовительный этап. На наш взгляд, основной задачей этого этапа является выработка устойчивой мотивации, определенного психического состояния готовности к развивающему процессу.

Задачи:

- включить ребенка в целенаправленный логопедический процесс;

- расположить доверительные отношения;

- вызвать у ребенка интерес к занятиям;

- желание в них участвовать.

2. основополагающий этап. Основная развивающая работа.

Задачи:

- развития и совершенствования навыков;

- сплочение группы.

3. закрепительный этап. Задача состоит в закреплении моторных навыков, положительных психических состояний.

Блоки развивающей работы

№ блока Название блока Задачи

1 Блок, дыхательной гимнастики - увеличение жизненного объема легких;

- усиление воздушной струи;

- удлинение речевого выдоха;

- укрепление дыхательной мускулатуры;

- повышение организма к сопротивляемости заболеваниям дыхательной системы.

- Профилактика темпо ритмических нарушений.

2 Блок, общей моторики - развитие общей моторики;

- развивать координацию движений;

- ориентировку в пространстве;

- регуляцию тонуса;

- развитие двигательной памяти;

- развитие переключаемости.

3 Блок, мелкой моторики - развитие мелкой моторики;

- развитие гибкости рук;

- подготовка кисти руки к письму;

- развитие координации движений.

4 Блок, релаксационных упражнения - уменьшить напряжения тела;

- развитие чувствительности к собственному телу.

5 Блок, элементов сказкотерапии - снятия страхов, запретов;

- повышение эмоциональной сферы;

- развитие коммуникативных навыков, дети учатся задавать вопросы друг другу;

- побуждения веры в себя;

- раскрытие глубин собственного внутреннего мира, развитие его самосознания.

6 Блок, мимической гимнастики - развитие выразительности, точности, переключаемости, ритмических движений.

7 Блок, ритмизации движений - синхронизация движения и речи;

- профилактика темпо-ритмических нарушений.

Этапы развивающего воздействия :

В течение предложенных занятий детям предлагалось большое количество разнообразных упражнений, в процессе которых отрабатывались и закреплялись различные способы движений. При этом подчеркивается практическая направленность ряда упражнений и игр в образовании того или иного движения.

Публикации по теме:

Кружковая работа в ДОУ Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими.

Взаимодействие педагогов и специалистов в сохранении физического и психического здоровья детей В презентации рассказывается о взаимодействии воспитателей и всего персонала детского сада для сохранения психического и физического здоровья.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие общей моторики с помощью дидактических игр
Опубликовано: 10 октября 2014 в 18:12
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие общей моторики с помощью дидактических игр» (включая файлы) размещена пользователем Валентина Кабанова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД