Лапина Лия Анатольевна
Развитие навыков столового этикета как средство формирования нравственной культуры детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
Овладение навыками здорового питания и столового этикета актуально, т. к. это важное звено в общей культуре человека. Эти навыки будут способствовать сохранению и укреплению здоровья детей, позволят им быть уверенными в себе в важных для каждого человека жизненных ситуациях (уметь при необходимости накрыть стол для гостей. уверенно пользоваться столовыми приборами, салфеткой, правильно садиться и вставать из-за стола, чувствовать себя равными другим воспитанным людям).
Публикация «Развитие навыков столового этикета как средство формирования нравственной культуры детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Столовой этикет. Правила поведения за столом для детей
- Темочки
Проблема:
Дети, которых не учат целенаправленно культуре поведения и здорового питания, усваивают те нормы, которые видят в повседневной жизни: дома, в детском саду, в местах общественного питания.
Так ли часто взрослые демонстрируют детям пример застольного этикета и здорового питания, обращают достаточное внимание на сервировку стола, оформление блюд, ритуал приема пищи и другие составляющие культуры поведения за столом? Кто из воспитателей может сказать, что он целенаправленно и систематически обучает детей нормам здорового питания и закрепляет навыки культурного поведения детей за столом? Ответ однозначный. Эта работа ведется бессистемно в ДОУ и, порой, совершенно упускается в семье. Кроме того, именно в семье формируются вредные пищевые привычки, которые негативно влияют на здоровье дошкольников.
Участники проекта: дети, воспитатели, родители
Тип проекта: групповой, долгосрочный
Цель проекта: Формирование навыков столового этикета.
Задачи:
1. Расширить и углубить знания детей о правилах поведения за столом.
2. Познакомить детей с видами и назначением предметов сервировки стола.
3. Закреплять у детей навыки правильного поведения за столом.
4. Воспитывать аккуратность, вежливость, умение применять полученные знания на практике.
Ожидаемые результаты
1. Сформированность устойчивых культурно-гигиенических навыков.
2. Знание правил здорового питания.
3. Знание посуды, столовых приборов и их назначения.
4. Усвоение общих правил оформления стола.
5. Устойчивые навыки культурного поведения за столом.
Пути реализации проекта:
1. Изучение методической литературы по теме.
2. Составление перспективного плана проектной деятельности.
3. Пополнение развивающей предметной среды.
5. Работа с родителями (консультации для родителей; подготовка пособий и совместная работа родителей с детьми).
Этапы овладения детьми правилами этикета :
1. Знакомство с правилами этикета за столом, закрепление и расширение имеющихся знаний (беседы, тематические занятия, чтение художественной литературы).
2. Закрепление знаний через совместную деятельность в уголке этикета (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, беседы, тематические занятия, досуги и развлечения, обыгрывание ситуаций, игры-драматизации)
3. Самостоятельное выполнение правил столового этикета при приёме пищи.
Предполагаемый результат.
1. Овладение детьми дошкольного возраста разными формами и способами культурного поведения, умение применять их в различных жизненных ситуациях.
2. Соблюдение порядка действий по организации приема пищи: подготовка к приему пищи, гигиенические процедуры, сервировка стола, прием пищи.
3. Повышение уровня культуры детей и педагогический уровень родителей.
Методы и приемы воспитания этикетных норм у дошкольников :
Словесные приемы (рассказ взрослого и ребенка из личного опыта, вопросы, беседа.)
Игровые приемы (игровые ситуации, игры-путешествия, игры-соревнования, путаница.)
Наглядные приемы (картинки, видеоматериалы, иллюстрации, схемы.)
Использование театрализации (этюды, сценки)
Художественное слово (стихи, сказки, рассказы, загадки, пословицы, басни.)
Практические действия (сервировка стола, разбор ситуаций из жизни.)
Наблюдение (за действием взрослого и ребенка, любование красотой эстетического оформления стола.)
Результаты:
Викторина для детей «Что мы знаем о столовом этикете»
Картотека дидактических игр по формированию навыков столового этикета
Консультации для родителей
Родительское собрание «Обучение детей правила поведения за столом»
Презентация «Приятного аппетита или правила этикета» для показа на занятиях.
Изготовление альбома «Правила сервировки стола», который содержит
картинки, схемы сервировки стола, кодекс правил поведения за столом
Используемая литература.
1. Мирошниченко С. А. «Хорошие манеры»2008 г.
2. Егорова А. С. «Этикет для детей» 2010
3. Васильева-Гангнус «Азбука вежливости» 1993г.
4. Уроки этикета и вежливости для детей» Е. Черенкова.
Перспективный план работы:
месяц НОД Цели и задачи
февраль 1. Знакомство «Этикет. Столовый этикет»
Цель: расширить знания детей о столовом этикете;
Задачи: закрепить умение правильно сервировать стол;
воспитывать чувство коллективизма;
словарная работа: этикет, сервировка, приборы.
2. Знакомство «Посуда»
Цель: Ознакомление детей с обобщающим понятием «посуда».
Формировать у детей умение различать и называть предметы посуды; совершенствовать умение находить сходства и различия между предметами.
2. Развивать зрительное восприятие, внимание, системность мышления в процессе расширения знаний о предметах домашнего обихода, развивать тонкую моторику рук.
3. Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, умение выслушивать друг друга.
3. Чтение х/л. Русская народная сказка «Лиса и журавль».
Загадки о посуде
Задачи:
Коммуникативные: использовать простые речевые средства, включаться в диалог с воспитателем, осуществлять взаимоконтроль и взаимную помощь. Уважать другую точку зрения. Продолжать учиться работать в парах и группе. Проявлять позитивное отношение к реализуемой роли в инсценировке сказки. Проговаривать последовательности своих действий.
март 1. Беседа: «Откуда к нам пришла посуда»
Цель: Познакомить детей с историей посуды.
Задачи: Систематизировать знания детей о назначении разных видов посуды. Познакомить со способами ее производства. Способствовать развитию познавательных способностей. Воспитывать уважительное отношение к труду взрослых.
2. Инсценировка сказки «Лиса и журавль» Цель: организовать совместную деятельность детей с целью инсценировки литературного произведения, отработать выразительное чтение через решение различных исполнительских задач; овладение умением давать дать характеристику героям сказки и вести исследовательскую работу
3.«Знакомство с ножом как столовым прибором»
Цель:
1. Расширить знания детей о столовом этикете.
2. Познакомить детей с историей возникновения ножа, рассказать об отличии кухонного ножа от столового, о правилах безопасного обращения с ножом.
3. Закрепить умение правильно сервировать стол, если в меню есть блюда, которые едят с помощью ножа и вилки.
4. Вызвать у детей желание красиво сервировать стол.
Апрель 1. Дидактическая игра «Подбери предмет».
Цель: образование существительных в форме творительного, родительного, винительного и предложного падежей.
2. Сюжетно-ролевая игра «Чайная»
Цели: сформировать у детей умение реализовывать и развивать сюжет игры «Кафе «Чайная»»; расширять у детей зная о труде работников кафе; продолжать знакомить с правилами поведения в общественных местах.
3. Чтение х/л. «Уроки этикета»
Цель: Привить первоначальные навыки правильного поведения и речевого общения во время еды. Развития памяти, внимания.
май 1. Игра-занятие «Чаепитие» Цель:
Воспитывать доброе отношение к сверстникам и взрослым, развивать эмоциональную отзывчивость.
Знакомить с продуктивной словообразовательной моделью: сахар-сахарница, конфеты-конфетница, салфетки - салфетница.
Закрепить, правильно называть отдельные предметы посуды.
Продолжать учить правильно, сервировать стол к празднику.
Закрепить знания правил безопасности при работе с опасными предметами (горячая вода).
Способствовать развитию диалогической речи.
2. Викторина «Что мы знаем о столовом этикете?»
Задачи: Развивать внимание, память, логическое мышление, создать у детей ощущение радости во время викторины. Воспитывать чувство коллективизма, товарищества, взаимовыручки.
Взаимодействие с родителями.
1. Памятка для родителей «Обучение дошкольников правилам поведения за столом»
2. Консультация для родителей по лексической теме: «Посуда».
3. Изготовление дидактического пособия на тему «Столовый этикет».
4. Консультация для родителей «Столовый этикет дома».
Цель: Установление системы взаимодействия «воспитатель – родитель – ребенок – сотрудничество».
Задачи: Привлечь внимание родителей к вопросу нравственного воспитания дошкольников;
Добиваться автоматической реализации в речи ребенка этикетных выражений; Способствовать созданию положительного микроклимата в группе.