Лучший педагог года

Развитие навыков сотрудничества с родительской общественностью

Ландыш Абдуллина
Развитие навыков сотрудничества с родительской общественностью
▼ Скачать +Заказ

Развитие навыков сотрудничества с родительской общественностью

Терпение – это дерево, корни

которого горьки, а плоды – очень сладкие.

В настоящее время наблюдается увеличение количества детей со сложной структурой речевого дефекта. Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы, отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения, наблюдаются нарушения динамической структуризации значения слов, неточность их употребления, затруднения при правильной их группировке и усвоении.

Публикация «Развитие навыков сотрудничества с родительской общественностью» размещена в разделах

Работа дошкольного учреждения держится на трех китах: т. е. основных составляющих – педагоги, родители, ребенок. Взаимодействие родителей и педагогов в воспитании дошкольников – это взаимная ответственная деятельность взрослых участников воспитательно-образовательного процесса. К сожалению, не все родители, на необходимом уровне, вникают в проблемы воспитания, развития и оздоровления своего ребенка, поэтому в современных условиях жизни общества педагогу необходимо разобраться в вопросах.

Необходимо создать в детском саду условия, способствующие позитивной социализации дошкольников. Семья и детский сад - два общественных института, которые стоят у источников нашего будущего, но очень часто не всегда хватает взаимопонимания и терпения между родителями и педагогами. Очень хочется найти ту нить, которая бы соединяла педагогов и семью. Не секрет, что многие родители даже не интересуются жизнью своего ребенка в детском саду и считают, что это место, где просто присматривают за их детьми и от этого появляются трудности, порой бывает очень сложно достучаться до мам и пап. На протяжении всей жизни ребенка главной опорой есть и будут именно родители и чтобы работа педагогов и родителей была продуктивной, и давала свои положительные результаты, все должны работать в тандеме.

- Как выстроить более тесные взаимоотношения между детьми, родителями и педагогами?

- Достаточно ли возможностей для успешного взаимодействия?

- Как найти подход к каждой семье?

Дети с ТНР- логопаты. Все виды речевых нарушений можно разделить на две большие группы: 1)нарушение устной речи 2) нарушение письменной речи.

Особенности семьи ребенка с ТНР:

Отсутствие элементарных представлений о том, чем и как родители могут помочь своему ребенку с ТНР.

Семья живет в состоянии хронической психотравмирующей ситуации, постоянного эмоционального напряжения. Понимание того, что процесс специального обучения будет длительным приходит не сразу и вызывает сильнейший стресс, который нередко приводит к изоляции семьи от общества, деформированию отношений в семье (растерянность, неспособность принять адекватных действий по преодолению; желание скрыть от всех свои проблемы, уменьшение контактов с окружающими, пассивность, неверие в успех). Неадекватной стратегий может быть избегание поиска решения проблем, надежда, что все пройдет само собой.

Отсутствие психологической готовности к взаимодействию с ребенком, имеющим речевые нарушения. Чем сложнее нарушения в развитии, чем чаще родители не могут принять сведения об их наличии у ребенка. Легкие же речевые нарушения недооцениваются, часто не вызывают беспокойства у родителей, которые связывают как правило с возрастными особенностями, в сущности не владея знаниями о возрастных нормах развития речи. Одни не придают значения, другие отрицают наличие нарушений.

Перекладывание функции воспитания и работы с речевыми нарушениями на сотрудников образовательных учреждений.

Формальный подход к взаимодействия с логопедом, низкая инициатива.

Неоднозначное отношение к комплексной психолого-медико-педагогической помощи (перекосы в придания значимости или медицине, или педагогике).

Низкая способность родителей грамотно, осознанно и основательно выполнять рекомендации в процессе работы по преодолению ТНР.

Работу с родителями детей с тяжелыми нарушениями речи в первую очередь осуществляет учитель-логопед, но чтобы эта работа была более эффективной, к этому процессу подключаются педагог-психолог и воспитатели группы и специалисты детского сада.

Включение детей в психолого-педагогическое исследование осуществляется при наличии информированного согласия родителей. Проведению диагностики предшествует анализ медико-психолого-педагогической документации. Создаются необходимые организационные условия: предварительное знакомство с историей развития ребенка, учет возрастных, психофизических, индивидуальных особенностей детей, требования ко времени и месту проведения, ведущей деятельности, выбору дидактического материала, организационных моментов, помогающих детям включиться в учебную деятельность.

После прохождения ПМПК и зачисления ребенка в группу комбинированной направленности учитель-логопед консультирует родителей о текущих задачах коррекционно-логопедической работы, намечает пути сотрудничества с ними.

В нашем саду параллельно с работой учителя-логопеда педагог-психолог проводит консультативно-рекомендательную работу с семьей. В ходе общения с родителями воспитанников педагог-психолог обращает внимание на межличностные отношения в семье, отмечает позицию матери по отношению к ребенку, анализирует их реакцию на детские действия (указания, поддержка, безучастность и др., учитывает состояние родителей (растерянность, тоскливость, нежелание сотрудничать, жалобы или поиск путей решения проблем.

Как показывает наша практика, родители ждут эмоциональной поддержки от специалистов, желают владеть точной информаций о нарушениях психофизического состояния ребенка, быть участниками совместного составления плана сопровождения ребенка и дальнейших действий.

Помимо работы специалистов хочется отметить, что большую работу при взаимодействии с родителями проводят педагоги комбинированных групп, которые посещают дети с тяжелыми нарушениями речи. Основной задачей педагогов при организации деятельности с родителями является их приобщение к коррекционному процессу. Очень важно разъяснить родителям о необходимости ежедневной работы со своим ребенком по заданиям специалистов, призвать к единству требований педагогов и родителей, обозначить, что только в этом случае возможна положительная динамика и наилучшие результаты.

Мероприятия проводимые в нашем детском саду :

1. Проведение недель психологии, тренингов.

Цель таких мероприятий: привить воспитанникам и родителям такие качества, как доброта, сочувствие, сопереживание, эмпатия, сердечность, взаимопомощь, взаимовыручка. В играх и тренингах дети и родители учились оказывать друг другу помощь, быть терпимыми, выдержанными, великодушными, делать добро близким и совсем незнакомым людям, а также получили элементарные навыки снятия стресса, усталости и агрессии. Для наших родителей были предложены еще и такие формы, как «забор психологической разгрузки», который располагался в холле первого этажа. На нем любой родитель мог написать отзыв о специалисте, воспитателе или работе детского сада, также на заборе можно было написать любое пожелание или вопрос сотрудниками детского сада. Родителям и детям предлагалось взять домой раскраску зебру и раскрасить ее в самые яркие цвета, далее из разноцветных зебр была организованна выставка под названием «Что бы в жизни было меньше черных полос».

2. Привлечение семей к участию в выставках, конкурсах проводимых на уровне ДОУ и города. Участие в выставках и конкурсах – традиционная и самая распространенная форма взаимодействия с родителями. Но по нашему мнению, эта форма достаточно эффективна и пренебрегать ею не стоит. В нашем ДОУ, помимо традиционных конкурсов и выставок, в которых могут участвовать родители любой категории детей, организуются конкурсы и выставки для семей, где воспитывается ребенок с тяжелыми нарушениями речи. Как правило, у этих детей кроме специфических речевых расстройств отмечаются также особенности развития других познавательных процессов: неустойчивость внимания и памяти, недостаточность развития мелкой моторики. Привлечение детей к участию в конкурсах и выставках, подготовка материалов и пособий способствует развитию познавательных процессов.

3. Игротека функционирует в нашей комбинированной группе, знакомит родителей с играми, игровыми упражнениями на закрепление различных речевых навыков, дает возможность сориентировать родителей в выборе игр и дидактических пособий для занятий с ребенком дома. Содержание игр должно соответствовать уровню развития ребенка, должны быть хорошо понятны ребенку и актуальны для него. В процессе игр, в которых принимают участие педагоги, ребенок и родители, происходит обучение детей адекватному взаимодействию с окружающими детьми и взрослыми. Эта форма работы является важной в создании пространства партнерства и доверия между педагогами и семьей. Родители начинают лучше понимать состояние ребенка, его проблемы, цели и задачи работы. Если родители на равных правах с педагогами входят в обучающий процесс, то со временем научатся способствовать развитию ребенка. Для многих родителей само участие в группе является терапевтичным. Широко используются лэпбуки, лего-игры, игры из бросового материала и т. д.

4. Буклеты-памятки. В нашей группе мы изготовили буклеты на темы: «Взаимодействие всех специалистов ДОУ», «Артикуляционная гимнастика. Что это такое», «Если ребенок не хочет читать», «Детские книги для каждого возраста», «Книга твой друг», «Кто такой логопед и чем он занимается?», «Играем дома», «Играем в машине», «Игры для развития фонематического слуха», «Звукобуквенный анализ слов» и другие. Получив красочный буклет, родители могут не только прочитать материал в спокойной обстановке, не торопясь, но и применять полученные знания на практике, при необходимости сверяясь с памяткой. Она всегда под рукой. Возможно, такой буклет даже сподвигнет родителей на поиски новой информации по заинтересовавшей их теме.

5. Проведение совместных массовых мероприятий.

Для проведения массовых мероприятий используем достаточно эффективный метод общения детей со своими родителями – проектный метод. Ведь именно совместное проведение досуга является самой важной основой для счастливой жизни семьи. Например, «Наш огород», «Любимая мамочка», «Самый лучший друг – папа», «Мой город».

6. День открытых дверей

Родители приглашаются в группу не в качестве слушателей или смотрителей, а в качестве участников той или иной деятельности. Тем самым у ребенка просыпается еще больший интерес к продуктивным видам деятельности, инсценировкам видя, что мама или папа с удовольствием ему помогают в этом.

7. Консультации: «Речь взрослых – образец для подражания», «Логопедический словарь для родителей», «Речь ребенка на кончиках его пальцев», «Что такое фонематический слух» и другие.

8. Использование информационно – коммуникативных технологий (ИКТ) – это технологии доступа к различным информационным источникам (электронным, печатным, инструментальным, людским) и инструментам совместной деятельности, направленная на получение конкретного результата. Для пользователей программой WhatsApp, учитель-логопед отправляет мгновенные видео-сообщения, которые значительно повышают эффективность работы с родителями. В процессе обмена такими видео-сообщениями родители могут просмотреть игры и упражнения, которые использует учитель-логопед при работе с воспитанником, видят пробелы в знаниях своего ребенка, учатся методам и приемам работы по преодолению трудностей в речевом развитии.

Когда мы изучали проблему работы с родителями, воспитывающих детей с тяжелыми нарушениями речи, мы пришли к выводу, что взаимодействие с семьей является одной из значимых задач совместной деятельности всего коллектива единомышленников: педагогов и специалистов сторон с родителями.

Повысилась эффективность обучения детей с тяжелыми нарушениями речи, у родителей повысилась компетентность в вопросах речевого развития, организация и проведение коррекционно-образовательной и логопедической работы в ДОУ для них стала более понятной и открытой. Изменился характер взаимодействия семей со специалистами и воспитателями групп. Родители научились видеть проблемы своего ребенка и совместно со специалистами намечать пути их решения, стали положительно настроены на совместную работу по воспитанию и обучению своих детей, активными партнерами и полными участниками образовательной деятельности. Родители убедились в важности участия в образовательной деятельности, что это необходимо для развития и преодоления трудностей их собственного ребенка.

Такое взаимодействие с семьями в дошкольном образовательном учреждении дает возможность реализации единой коррекционной программы воспитания и развития ребенка, имеющего речевые нарушения.

Публикации по теме:

Формы работы с родительской общественностью в образовательном учреждении. Часть 1Формы работы с родительской общественностью в образовательном учреждении. Часть 1 Формы работы с родительской общественностью в образовательном учреждении. Часть 1. «От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку.

Формы работы с родительской общественностью в образовательном учреждении. Часть 2Формы работы с родительской общественностью в образовательном учреждении. Часть 2 Формы работы с родительской общественностью в образовательном учреждении. Часть 2 - в системе духовно-нравственного воспитания. Как и ранее.

Опыт работы «Развитие графомоторных навыков посредством изодеятельности»Опыт работы «Развитие графомоторных навыков посредством изодеятельности» .

Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста Те, кто работают с дошкольниками, знают, какие трудности испытывают эти дети, когда им приходится выполнять действия, требующие точности,.

Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством сказокРазвитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством сказок Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста через сказки. Воспитатель старшей группы МАДОУ №11 Чистякова Любовь.

Развитие игровых навыков у детей младшего дошкольного возрастаРазвитие игровых навыков у детей младшего дошкольного возраста Основной вид деятельности детей в дошкольном возрасте - это игра. На первой ступени развития игры надо развивать у малышей игровые навыки.

Развитие коммуникативных навыков у детей с ОВЗ с использованием метафорических ассоциативных картРазвитие коммуникативных навыков у детей с ОВЗ с использованием метафорических ассоциативных карт В дошкольном возрасте ребенок делает первые самостоятельные шаги в сложном мире взаимоотношений. Следовательно, такая проблема, как проблема.

Развитие трудовых навыков-помощь сверстников в одеванииРазвитие трудовых навыков-помощь сверстников в одевании «Возможность труда и любовь к нему – лучшее наследство, которое может оставить своим детям и бедный и богач». К. Д. Ушинский Трудовая деятельность.

Развивающая игра на развитие изобразительных навыков «Пейзаж»Развивающая игра на развитие изобразительных навыков «Пейзаж» Цель игры: формирование навыков композиционного построения и пространственного мышления, умения видеть и передавать свойства перспективы.

Взаимодействие с родительской общественностью посредством работы семейного клуба «Родительский университет»Взаимодействие с родительской общественностью посредством работы семейного клуба «Родительский университет» Взаимодействие с родительской общественностью через работу семейного клуба «Родительский университет» Роль семьи в воспитании и развитии.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие навыков сотрудничества с родительской общественностью
Опубликовано: 30 октября 2022 в 12:31
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие навыков сотрудничества с родительской общественностью» (включая файлы) размещена пользователем Ландыш Абдуллина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД