Лучший педагог года

Развитие мыслительной и речевой активности детей с ЗПР посредством речи с движением

Елизавета Морозова
Развитие мыслительной и речевой активности детей с ЗПР посредством речи с движением

Актуальность педагогического поиска путей развития мыслительной и речевой активности детей с ОВР определяется объективными и субъективными факторами, которые сложились вследствие экономических, динамических, экологических и демографических причин. Проанализировав основные причины снижения мыслительной и речевой активности детей, мы выделили наиболее значимые:

Публикация «Развитие мыслительной и речевой активности детей с ЗПР посредством речи с движением» размещена в разделах

• резкое ухудшение здоровья детей, закономерно влекущее за собой снижение познавательной и речевой активности. По данным академии РАО, лишь14% детей от общего количества в стране практически здоровы, 50 % - имеют функциональные отклонения, 35-40% - хронические заболевания;

• ограничение психических и познавательных возможностей детей, не позволяющих успешно овладеть программой дошкольного образовательного учреждения;

• глобальное снижение общего уровня культуры в обществе, что привело к резко обедненной языковой среде, в которой развивается ребенок;

• существенное уменьшение объема общения взрослых и детей из-за занятости родителей и их неподготовленности в вопросах воспитания;

Таким образом, анализ перечисленных проблем позволяет сделать вывод об особых требованиях к организации воспитательно-образовательного процесса, направленного на развитие мыслительной и речевой активности детей и о необходимости поиска новых путей и средств их развития.

Цель: внедрение ФГОС дошкольного образования через развитие интеллектуальной и речевой активности детей с ограниченными возможностями развития.

Задачи:

• стимуляция и развитие познавательной деятельности;

• формирование мыслительных операций (наглядно-действенного, наглядно-образного мышления);

развитие всех видов памяти;

развитие и коррекция психомоторных функций и межсенсорных связей;

• обогащение и развитие всех видов восприятия;

развитие и коррекция простых модально-специфических функций, таких как

- выносливость к непрерывному сосредоточению на задании (работоспособность);

- скорость актуализации временных связей и прочность запечатления следов памяти на уровне элементарных мнемических процессов;

- способность к концентрации и распределению внимания;

• формирование способности к волевым усилиям, произвольной регуляции поведения;

• стимуляция и развитие речевой активности (развитие фонетико-фонематических процессов, совершенствование слоговой структуры слова лексико-грамматического строя речи);

развитие общей и ручной моторики;

развитие пространственной ориентировки;

• готовность к сотрудничеству со взрослым.

Особенности детей с ограниченными возможностями развития (ЗПР).

Одним из ключевых моментов внедрения ФГОС является обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного образования.

В последние годы остро обозначилась проблема существенного роста числа детей с нарушениями в психическом и соматическом развитии.

Задержка психического развития одна из наиболее распространенных форм психических нарушений. Это особый тип психофизического развития ребенка, характеризующийся незрелостью отдельных психических функций или психики в целом, формирующийся под влиянием наследственности, социально-средовых и психологических факторов.

В развитии познавательной сферы таких детей отмечается :

• недостаточность сформированности произвольного внимания;

• низкая продуктивность памяти;

• низкий уровень мыслительных операций (анализа, обобщения, абстрагирования, переноса и т. д.)

Наряду с этим отмечается:

• нарушение речевого развития;

• нарушения эмоционально-волевой сферы (эмоциональная неустойчивость, импульсивность, апатичность, тревога, агрессия);

• слабо развита игровая деятельность (необходима помощь взрослого);

• отношения со взрослыми и сверстниками эмоционально нестабильны.

Работая с детьми данной категории, мы постоянно находимся в поиске новых средств коррекции. Одним из таких средств, на наш взгляд является развитие мыслительной и речевой активности через речь с движением. Это доступное средство, которое в занимательной, непринужденной эмоциональной обстановке помогает решить множество оздоровительных, образовательных, воспитательных, коррекционных задач и способствует повышению качества образовательных услуг.

Данная авторская методическая разработка является одним из направлений работы по формированию у ребенка с задержкой психического развития психологической готовности к школьному обучению и строится на следующих принципах:

• принцип ведущей деятельности.

Материал подбирается в игровой форме, так как игра является ведущей деятельностью дошкольного возраста.

• принцип комплексного подхода.

Решаются задачи умственного и речевого развития детей с ограниченными возможностями здоровья.

• принцип сотрудничества.

- взрослый-ребенок;

-специалист-воспитатель;

-ребенок-родитель;

• принцип учета индивидуальных особенностей.

Учитываются личностные и поведенческие особенности ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

• принцип единства коррекционно-педагогического процесса.

Данная методика работы используется всеми участниками образовательного процесса (воспитателем, учителем-дефектологом, музыкальным руководителем, логопедом, психологом, инструктором по физической культуре).

• принцип учета планирования работы.

-задание в стихотворной форме соответствует одной из лексических тем, что отражено в перспективном планировании специалиста.

- задание заносится в тетрадь связи специалиста и воспитателя для закрепления данного упражнения.

• принцип дифференцированного подхода.

Задания используются на индивидуальных, групповых и фронтальных занятиях.

• принцип успешности.

Создается ситуация успеха для каждого воспитанника.

В основу методической разработки положены задания в стихотворной форме, сопровождающиеся движениями.

Дети выполняют движения по подражанию. Речевой материал предварительно не выучивается. Запоминание происходит в процессе неоднократных повторений. Это способствует развитию двигательных, слуховых, речевых навыков детей с ограниченными возможностями здоровья. Во время выполнения задания желательно, чтобы дети стояли вместе с педагогом в кругу или полукругом. Такое расположение дает возможность хорошо видеть преподавателя, свободно двигаться и проговаривать речевой материал синхронно с ним. В процессе выполнения детьми движений в сопровождении с речью задействованы различные способы восприятия ритма: слуховой, зрительный, тактильный. Игровая мотивация создает доброжелательную насыщенную атмосферу совместного творчества детей и взрослых. Побуждает принять активное участие в коллективном действии, поддерживает познавательный интерес и внимание, активизирует речь. В данной методике не делается упор на качество выполнения движений, что раскрепощает ребенка и наделяет смыслом сам процесс его участия. Занимаясь с детьми, мы помогаем каждому ребенку обрести веру в себя, стараемся организовать ситуацию успеха, поощряя любое усилие с его стороны.

Задания могут использовать в качестве физкультминутки на занятии или как часть занятия для снятия эмоционального напряжения.

Мы считаем, что систематическое применения данной методики оказывает положительное влияние на развитие познавательных процессов детей с ограниченными возможностями развития (ЗПР). Итогом работы является более успешное усвоение детьми знаний и формирование необходимых умений и навыков.

Значительно расширяется объем и концентрация внимания, обогащается словарный запас, развивается память, зрительное и слуховое восприятие, пространственная ориентировка, происходит становление самосознания и самоконтроля, снижается тревожность и необоснованное беспокойство, вызывается чувство уверенности в своих силах.

Желаем успехов!

Диагностика работы по развитию мыслительной и речевой активности детей с ОВР через речь с движением.

Диагностика работы по развитию мыслительной и речевой активности детей через речь с движением проводится 2 раза в год: в начале учебного года

(сентябрь) и в конце учебного года (май).

Диагностика проводится узким специалистом или воспитателем.

Цель диагностического исследования: выявление уровня сформированности познавательных процессов воспитанников.

Диагностика проводится с использованием метода наблюдения и на основе данных мониторинга развития детей.

Диагностика осуществляется по следующим параметрам:

Развитие познавательных процессов:

• мышления;

• внимания;

• памяти;

• восприятия;

• воображения;

речи.

Развитее моторики :

• мелкой моторики;

• общей моторики.

Развитие координации движения

Развитие эмоционально/волевой сферы.

По каждому параметру выделяются уровни:

В (высокий) уровень – достаточное развитие.

С (средний) уровень – частичное развитие.

Н (низкий уровень) - недостаточное развитие, ниже возрастной нормы

Результаты диагностики заносятся в сводную таблицу.

Диагностика работы по развитию мыслительной и речевой активности детей с ОВР через речь с движением.

Группа для детей с ОВР от …. до … лет.

Провела диагностику:

п/п Ф. И.

ребен. мышление внимание память вообр воспр. речь эмо/вол.

сфера мел.

мот. общ.

мот. координ.

движ.

н к н к н к н к н к н к н к н к н к н к

Вывод:

Тематическое планирование

Месяц Неделя Тема Стихотворение

сентябрь 3 «Фрукты» «На носочки я встаю…»

4 «Овощи» «Раз, два, три, четыре, дети овощи учили….»

5 «Сад-огород» «Урожай»

октябрь 1 «Деревья» «Листья осенние тихо кружатся…»

2 «Ягоды» «За ягодами.»

3 «Грибы» «Шел грибник издалека…»

4 «Осень» «Листопад, листопад осыпается наш сад.»

ноябрь 1 «Перелетные птицы» «Журавли летели…»

2 «Дикие животные» «Жарким днем, лесной тропой.»

3 «Домашние животные» «Бу бу бу. я рогатый…»

4 «Домашние птицы» «Наши уточки с утра…»

декабрь 1 «Одежда» «Жили были в домике…»

2 «Обувь, головные уборы» «Посчитаем первый раз…»

3 «Зима, зимние забавы» «1,2,3,4 мы вчера снежок слепили…»

4 «Новогодний праздник» «На дворе мороз и ветер.»

январь 2 «Зимующие птицы» «Сколько птиц к кормушке нашей….»

3 «Наземный транспорт» «Ехали мы ехали…»

4 «Водный, воздушный транспорт» «Мы летаем высоко…»

февраль 1 «Мебель» «1,2,3,4 много мебели в квартире»

2 «Человек, семья» «Мы руками хлоп, хлоп.»

3 «Профессии. Строительство» «Целый день шофер трудился.»

4 «Защитники отечества. Военные профессии» «Моряк»

март 1 «Мамин праздник. Женские профессии» «Маму я свою люблю….»

2 «Мой город. Моя улица. Мой дом» «Строим, строим, строим дом…»

3 «Ранняя весна» «Солнышко, солнышко…»

4 «Продукты» «Точим, точим, точим нож…»

апрель 1 «Посуда» «1,2,3,4 мы посуду перемыли…»

2 «Электрические приборы» «В деревушке три Катюшки.»

3 «Зоопарк» «Мы ходили в зоосад….»

4 «Рыбы» «Рыбка плавает в водице…»

май 1 «Школьные принадлежности» «В школу мы с тобой пойдем.»

2 «Труд людей весной. Хлеб» «Мы лопатки взяли…»

3 «Цветы» «Наши алые цветы распускают лепестки»

4 «Насекомые» «Прилетела к нам вчера полосатая пчела…»

5 «Времена года» «1,2,3,4,5 будем летом мы играть»

июнь 1 «Лето» «1,2,3,4,5 будем летом мы играть»

2 «Моя Родина – Россия» «Строим, строим, строим дом.»

3 «Инструменты» «Молоток стучал, стучал…»

4 «Игрушки» «На лошадке ехали…»

Публикации по теме:

Использование Палочек Кюизенера. Цветные числа — средство развития мыслительной активности дошкольниковИспользование Палочек Кюизенера. Цветные числа — средство развития мыслительной активности дошкольников Палочки Кюизенера – универсальный дидактический материал для развития у детей математических способностей, основные особенности - абстрактность,.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности (опыт работы) «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка и тогда, когда мы.

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельностиРазвитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности Овладение родным языком, развитие речи - является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в.

Методический комплекс «Мастерская речи» для формирования познавательно-речевой активности детей-инвалидов и детей с ОВЗМетодический комплекс «Мастерская речи» для формирования познавательно-речевой активности детей-инвалидов и детей с ОВЗ Вышегородцева Ольга Соломоновна, Домарева Елена Николаевна, Салькова Елена Викторовна, воспитатели, МБДОУ ДС № 14 «Солнышко» Тема: «Формирование.

Педагогический проект «Развитие речи детей посредством дидактической игры» Педагогический проект «Развитие речи детей посредством дидактической игры» Продолжительность проекта: долгосрочный (сентябрь 2021г. -май.

Проект «Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста через различные виды игр»Проект «Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста через различные виды игр» Вид проекта – творчески, познавательный. Участники проекта — воспитатель, дети младшей группы, родители. Продолжительность — среднесрочный.

Развитие речевой активности детей среднего дошкольного возраста в различных видах деятельностиРазвитие речевой активности детей среднего дошкольного возраста в различных видах деятельности Актуальность: В настоящее время в связи с вступлением федеральных государственных требований, особую актуальность приобретает проблема развития.

Развитие речи детей младшего возраста посредством игровых технологийРазвитие речи детей младшего возраста посредством игровых технологий Опыт работы в группе младшего возраста "Развитие речи детей младшего возраста посредством игровых технологий. " Составила: Гордынская К. И.

Развитие речи у детей раннего возраста посредством театрализованной деятельностиРазвитие речи у детей раннего возраста посредством театрализованной деятельности Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической,.

Выступление на педсовете «Развитие познавательной активности на занятиях математики посредством ИКТ» Развитие познавательной активности на занятиях математики посредством ИКТ""Детская природа требует наглядности". К. Д. Ушинский Математическое.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие мыслительной и речевой активности детей с ЗПР посредством речи с движением
Опубликовано: 27 сентября 2021 в 14:25
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД