Елизавета Морозова
Развитие мыслительной и речевой активности детей с ЗПР посредством речи с движением
Актуальность педагогического поиска путей развития мыслительной и речевой активности детей с ОВР определяется объективными и субъективными факторами, которые сложились вследствие экономических, динамических, экологических и демографических причин. Проанализировав основные причины снижения мыслительной и речевой активности детей, мы выделили наиболее значимые:
Публикация «Развитие мыслительной и речевой активности детей с ЗПР посредством речи с движением» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
• резкое ухудшение здоровья детей, закономерно влекущее за собой снижение познавательной и речевой активности. По данным академии РАО, лишь14% детей от общего количества в стране практически здоровы, 50 % - имеют функциональные отклонения, 35-40% - хронические заболевания;
• ограничение психических и познавательных возможностей детей, не позволяющих успешно овладеть программой дошкольного образовательного учреждения;
• глобальное снижение общего уровня культуры в обществе, что привело к резко обедненной языковой среде, в которой развивается ребенок;
• существенное уменьшение объема общения взрослых и детей из-за занятости родителей и их неподготовленности в вопросах воспитания;
Таким образом, анализ перечисленных проблем позволяет сделать вывод об особых требованиях к организации воспитательно-образовательного процесса, направленного на развитие мыслительной и речевой активности детей и о необходимости поиска новых путей и средств их развития.
Цель: внедрение ФГОС дошкольного образования через развитие интеллектуальной и речевой активности детей с ограниченными возможностями развития.
Задачи:
• стимуляция и развитие познавательной деятельности;
• формирование мыслительных операций (наглядно-действенного, наглядно-образного мышления);
• развитие всех видов памяти;
• развитие и коррекция психомоторных функций и межсенсорных связей;
• обогащение и развитие всех видов восприятия;
• развитие и коррекция простых модально-специфических функций, таких как
- выносливость к непрерывному сосредоточению на задании (работоспособность);
- скорость актуализации временных связей и прочность запечатления следов памяти на уровне элементарных мнемических процессов;
- способность к концентрации и распределению внимания;
• формирование способности к волевым усилиям, произвольной регуляции поведения;
• стимуляция и развитие речевой активности (развитие фонетико-фонематических процессов, совершенствование слоговой структуры слова лексико-грамматического строя речи);
• развитие общей и ручной моторики;
• развитие пространственной ориентировки;
• готовность к сотрудничеству со взрослым.
Особенности детей с ограниченными возможностями развития (ЗПР).
Одним из ключевых моментов внедрения ФГОС является обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного образования.
В последние годы остро обозначилась проблема существенного роста числа детей с нарушениями в психическом и соматическом развитии.
Задержка психического развития одна из наиболее распространенных форм психических нарушений. Это особый тип психофизического развития ребенка, характеризующийся незрелостью отдельных психических функций или психики в целом, формирующийся под влиянием наследственности, социально-средовых и психологических факторов.
В развитии познавательной сферы таких детей отмечается :
• недостаточность сформированности произвольного внимания;
• низкая продуктивность памяти;
• низкий уровень мыслительных операций (анализа, обобщения, абстрагирования, переноса и т. д.)
Наряду с этим отмечается:
• нарушение речевого развития;
• нарушения эмоционально-волевой сферы (эмоциональная неустойчивость, импульсивность, апатичность, тревога, агрессия);
• слабо развита игровая деятельность (необходима помощь взрослого);
• отношения со взрослыми и сверстниками эмоционально нестабильны.
Работая с детьми данной категории, мы постоянно находимся в поиске новых средств коррекции. Одним из таких средств, на наш взгляд является развитие мыслительной и речевой активности через речь с движением. Это доступное средство, которое в занимательной, непринужденной эмоциональной обстановке помогает решить множество оздоровительных, образовательных, воспитательных, коррекционных задач и способствует повышению качества образовательных услуг.
Данная авторская методическая разработка является одним из направлений работы по формированию у ребенка с задержкой психического развития психологической готовности к школьному обучению и строится на следующих принципах:
• принцип ведущей деятельности.
Материал подбирается в игровой форме, так как игра является ведущей деятельностью дошкольного возраста.
• принцип комплексного подхода.
Решаются задачи умственного и речевого развития детей с ограниченными возможностями здоровья.
• принцип сотрудничества.
- взрослый-ребенок;
-специалист-воспитатель;
-ребенок-родитель;
• принцип учета индивидуальных особенностей.
Учитываются личностные и поведенческие особенности ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
• принцип единства коррекционно-педагогического процесса.
Данная методика работы используется всеми участниками образовательного процесса (воспитателем, учителем-дефектологом, музыкальным руководителем, логопедом, психологом, инструктором по физической культуре).
• принцип учета планирования работы.
-задание в стихотворной форме соответствует одной из лексических тем, что отражено в перспективном планировании специалиста.
- задание заносится в тетрадь связи специалиста и воспитателя для закрепления данного упражнения.
• принцип дифференцированного подхода.
Задания используются на индивидуальных, групповых и фронтальных занятиях.
• принцип успешности.
Создается ситуация успеха для каждого воспитанника.
В основу методической разработки положены задания в стихотворной форме, сопровождающиеся движениями.
Дети выполняют движения по подражанию. Речевой материал предварительно не выучивается. Запоминание происходит в процессе неоднократных повторений. Это способствует развитию двигательных, слуховых, речевых навыков детей с ограниченными возможностями здоровья. Во время выполнения задания желательно, чтобы дети стояли вместе с педагогом в кругу или полукругом. Такое расположение дает возможность хорошо видеть преподавателя, свободно двигаться и проговаривать речевой материал синхронно с ним. В процессе выполнения детьми движений в сопровождении с речью задействованы различные способы восприятия ритма: слуховой, зрительный, тактильный. Игровая мотивация создает доброжелательную насыщенную атмосферу совместного творчества детей и взрослых. Побуждает принять активное участие в коллективном действии, поддерживает познавательный интерес и внимание, активизирует речь. В данной методике не делается упор на качество выполнения движений, что раскрепощает ребенка и наделяет смыслом сам процесс его участия. Занимаясь с детьми, мы помогаем каждому ребенку обрести веру в себя, стараемся организовать ситуацию успеха, поощряя любое усилие с его стороны.
Задания могут использовать в качестве физкультминутки на занятии или как часть занятия для снятия эмоционального напряжения.
Мы считаем, что систематическое применения данной методики оказывает положительное влияние на развитие познавательных процессов детей с ограниченными возможностями развития (ЗПР). Итогом работы является более успешное усвоение детьми знаний и формирование необходимых умений и навыков.
Значительно расширяется объем и концентрация внимания, обогащается словарный запас, развивается память, зрительное и слуховое восприятие, пространственная ориентировка, происходит становление самосознания и самоконтроля, снижается тревожность и необоснованное беспокойство, вызывается чувство уверенности в своих силах.
Желаем успехов!
Диагностика работы по развитию мыслительной и речевой активности детей с ОВР через речь с движением.
Диагностика работы по развитию мыслительной и речевой активности детей через речь с движением проводится 2 раза в год: в начале учебного года
(сентябрь) и в конце учебного года (май).
Диагностика проводится узким специалистом или воспитателем.
Цель диагностического исследования: выявление уровня сформированности познавательных процессов воспитанников.
Диагностика проводится с использованием метода наблюдения и на основе данных мониторинга развития детей.
Диагностика осуществляется по следующим параметрам:
Развитие познавательных процессов:
• мышления;
• внимания;
• памяти;
• восприятия;
• воображения;
• речи.
Развитее моторики :
• мелкой моторики;
• общей моторики.
Развитие координации движения
Развитие эмоционально/волевой сферы.
По каждому параметру выделяются уровни:
В (высокий) уровень – достаточное развитие.
С (средний) уровень – частичное развитие.
Н (низкий уровень) - недостаточное развитие, ниже возрастной нормы
Результаты диагностики заносятся в сводную таблицу.
Диагностика работы по развитию мыслительной и речевой активности детей с ОВР через речь с движением.
Группа для детей с ОВР от …. до … лет.
Провела диагностику:
№
п/п Ф. И.
ребен. мышление внимание память вообр воспр. речь эмо/вол.
сфера мел.
мот. общ.
мот. координ.
движ.
н к н к н к н к н к н к н к н к н к н к
Вывод:
Тематическое планирование
Месяц Неделя Тема Стихотворение
сентябрь 3 «Фрукты» «На носочки я встаю…»
4 «Овощи» «Раз, два, три, четыре, дети овощи учили….»
5 «Сад-огород» «Урожай»
октябрь 1 «Деревья» «Листья осенние тихо кружатся…»
2 «Ягоды» «За ягодами.»
3 «Грибы» «Шел грибник издалека…»
4 «Осень» «Листопад, листопад осыпается наш сад.»
ноябрь 1 «Перелетные птицы» «Журавли летели…»
2 «Дикие животные» «Жарким днем, лесной тропой.»
3 «Домашние животные» «Бу бу бу. я рогатый…»
4 «Домашние птицы» «Наши уточки с утра…»
декабрь 1 «Одежда» «Жили были в домике…»
2 «Обувь, головные уборы» «Посчитаем первый раз…»
3 «Зима, зимние забавы» «1,2,3,4 мы вчера снежок слепили…»
4 «Новогодний праздник» «На дворе мороз и ветер.»
январь 2 «Зимующие птицы» «Сколько птиц к кормушке нашей….»
3 «Наземный транспорт» «Ехали мы ехали…»
4 «Водный, воздушный транспорт» «Мы летаем высоко…»
февраль 1 «Мебель» «1,2,3,4 много мебели в квартире»
2 «Человек, семья» «Мы руками хлоп, хлоп.»
3 «Профессии. Строительство» «Целый день шофер трудился.»
4 «Защитники отечества. Военные профессии» «Моряк»
март 1 «Мамин праздник. Женские профессии» «Маму я свою люблю….»
2 «Мой город. Моя улица. Мой дом» «Строим, строим, строим дом…»
3 «Ранняя весна» «Солнышко, солнышко…»
4 «Продукты» «Точим, точим, точим нож…»
апрель 1 «Посуда» «1,2,3,4 мы посуду перемыли…»
2 «Электрические приборы» «В деревушке три Катюшки.»
3 «Зоопарк» «Мы ходили в зоосад….»
4 «Рыбы» «Рыбка плавает в водице…»
май 1 «Школьные принадлежности» «В школу мы с тобой пойдем.»
2 «Труд людей весной. Хлеб» «Мы лопатки взяли…»
3 «Цветы» «Наши алые цветы распускают лепестки»
4 «Насекомые» «Прилетела к нам вчера полосатая пчела…»
5 «Времена года» «1,2,3,4,5 будем летом мы играть»
июнь 1 «Лето» «1,2,3,4,5 будем летом мы играть»
2 «Моя Родина – Россия» «Строим, строим, строим дом.»
3 «Инструменты» «Молоток стучал, стучал…»
4 «Игрушки» «На лошадке ехали…»