Папки-передвижки

Развитие мыслительной и речевой активности детей с ЗПР посредством речи с движением

Елизавета Морозова
Развитие мыслительной и речевой активности детей с ЗПР посредством речи с движением
▼ Скачать + Заказать документы

Актуальность педагогического поиска путей развития мыслительной и речевой активности детей с ОВР определяется объективными и субъективными факторами, которые сложились вследствие экономических, динамических, экологических и демографических причин. Проанализировав основные причины снижения мыслительной и речевой активности детей, мы выделили наиболее значимые:

Публикация «Развитие мыслительной и речевой активности детей с ЗПР посредством речи с движением» размещена в разделах

• резкое ухудшение здоровья детей, закономерно влекущее за собой снижение познавательной и речевой активности. По данным академии РАО, лишь14% детей от общего количества в стране практически здоровы, 50 % - имеют функциональные отклонения, 35-40% - хронические заболевания;

• ограничение психических и познавательных возможностей детей, не позволяющих успешно овладеть программой дошкольного образовательного учреждения;

• глобальное снижение общего уровня культуры в обществе, что привело к резко обедненной языковой среде, в которой развивается ребенок;

• существенное уменьшение объема общения взрослых и детей из-за занятости родителей и их неподготовленности в вопросах воспитания;

Таким образом, анализ перечисленных проблем позволяет сделать вывод об особых требованиях к организации воспитательно-образовательного процесса, направленного на развитие мыслительной и речевой активности детей и о необходимости поиска новых путей и средств их развития.

Цель: внедрение ФГОС дошкольного образования через развитие интеллектуальной и речевой активности детей с ограниченными возможностями развития.

Задачи:

• стимуляция и развитие познавательной деятельности;

• формирование мыслительных операций (наглядно-действенного, наглядно-образного мышления);

развитие всех видов памяти;

развитие и коррекция психомоторных функций и межсенсорных связей;

• обогащение и развитие всех видов восприятия;

развитие и коррекция простых модально-специфических функций, таких как

- выносливость к непрерывному сосредоточению на задании (работоспособность);

- скорость актуализации временных связей и прочность запечатления следов памяти на уровне элементарных мнемических процессов;

- способность к концентрации и распределению внимания;

• формирование способности к волевым усилиям, произвольной регуляции поведения;

• стимуляция и развитие речевой активности (развитие фонетико-фонематических процессов, совершенствование слоговой структуры слова лексико-грамматического строя речи);

развитие общей и ручной моторики;

развитие пространственной ориентировки;

• готовность к сотрудничеству со взрослым.

Особенности детей с ограниченными возможностями развития (ЗПР).

Одним из ключевых моментов внедрения ФГОС является обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного образования.

В последние годы остро обозначилась проблема существенного роста числа детей с нарушениями в психическом и соматическом развитии.

Задержка психического развития одна из наиболее распространенных форм психических нарушений. Это особый тип психофизического развития ребенка, характеризующийся незрелостью отдельных психических функций или психики в целом, формирующийся под влиянием наследственности, социально-средовых и психологических факторов.

В развитии познавательной сферы таких детей отмечается :

• недостаточность сформированности произвольного внимания;

• низкая продуктивность памяти;

• низкий уровень мыслительных операций (анализа, обобщения, абстрагирования, переноса и т. д.)

Наряду с этим отмечается:

• нарушение речевого развития;

• нарушения эмоционально-волевой сферы (эмоциональная неустойчивость, импульсивность, апатичность, тревога, агрессия);

• слабо развита игровая деятельность (необходима помощь взрослого);

• отношения со взрослыми и сверстниками эмоционально нестабильны.

Работая с детьми данной категории, мы постоянно находимся в поиске новых средств коррекции. Одним из таких средств, на наш взгляд является развитие мыслительной и речевой активности через речь с движением. Это доступное средство, которое в занимательной, непринужденной эмоциональной обстановке помогает решить множество оздоровительных, образовательных, воспитательных, коррекционных задач и способствует повышению качества образовательных услуг.

Данная авторская методическая разработка является одним из направлений работы по формированию у ребенка с задержкой психического развития психологической готовности к школьному обучению и строится на следующих принципах:

• принцип ведущей деятельности.

Материал подбирается в игровой форме, так как игра является ведущей деятельностью дошкольного возраста.

• принцип комплексного подхода.

Решаются задачи умственного и речевого развития детей с ограниченными возможностями здоровья.

• принцип сотрудничества.

- взрослый-ребенок;

-специалист-воспитатель;

-ребенок-родитель;

• принцип учета индивидуальных особенностей.

Учитываются личностные и поведенческие особенности ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

• принцип единства коррекционно-педагогического процесса.

Данная методика работы используется всеми участниками образовательного процесса (воспитателем, учителем-дефектологом, музыкальным руководителем, логопедом, психологом, инструктором по физической культуре).

• принцип учета планирования работы.

-задание в стихотворной форме соответствует одной из лексических тем, что отражено в перспективном планировании специалиста.

- задание заносится в тетрадь связи специалиста и воспитателя для закрепления данного упражнения.

• принцип дифференцированного подхода.

Задания используются на индивидуальных, групповых и фронтальных занятиях.

• принцип успешности.

Создается ситуация успеха для каждого воспитанника.

В основу методической разработки положены задания в стихотворной форме, сопровождающиеся движениями.

Дети выполняют движения по подражанию. Речевой материал предварительно не выучивается. Запоминание происходит в процессе неоднократных повторений. Это способствует развитию двигательных, слуховых, речевых навыков детей с ограниченными возможностями здоровья. Во время выполнения задания желательно, чтобы дети стояли вместе с педагогом в кругу или полукругом. Такое расположение дает возможность хорошо видеть преподавателя, свободно двигаться и проговаривать речевой материал синхронно с ним. В процессе выполнения детьми движений в сопровождении с речью задействованы различные способы восприятия ритма: слуховой, зрительный, тактильный. Игровая мотивация создает доброжелательную насыщенную атмосферу совместного творчества детей и взрослых. Побуждает принять активное участие в коллективном действии, поддерживает познавательный интерес и внимание, активизирует речь. В данной методике не делается упор на качество выполнения движений, что раскрепощает ребенка и наделяет смыслом сам процесс его участия. Занимаясь с детьми, мы помогаем каждому ребенку обрести веру в себя, стараемся организовать ситуацию успеха, поощряя любое усилие с его стороны.

Задания могут использовать в качестве физкультминутки на занятии или как часть занятия для снятия эмоционального напряжения.

Мы считаем, что систематическое применения данной методики оказывает положительное влияние на развитие познавательных процессов детей с ограниченными возможностями развития (ЗПР). Итогом работы является более успешное усвоение детьми знаний и формирование необходимых умений и навыков.

Значительно расширяется объем и концентрация внимания, обогащается словарный запас, развивается память, зрительное и слуховое восприятие, пространственная ориентировка, происходит становление самосознания и самоконтроля, снижается тревожность и необоснованное беспокойство, вызывается чувство уверенности в своих силах.

Желаем успехов!

Диагностика работы по развитию мыслительной и речевой активности детей с ОВР через речь с движением.

Диагностика работы по развитию мыслительной и речевой активности детей через речь с движением проводится 2 раза в год: в начале учебного года

(сентябрь) и в конце учебного года (май).

Диагностика проводится узким специалистом или воспитателем.

Цель диагностического исследования: выявление уровня сформированности познавательных процессов воспитанников.

Диагностика проводится с использованием метода наблюдения и на основе данных мониторинга развития детей.

Диагностика осуществляется по следующим параметрам:

Развитие познавательных процессов:

• мышления;

• внимания;

• памяти;

• восприятия;

• воображения;

речи.

Развитее моторики :

• мелкой моторики;

• общей моторики.

Развитие координации движения

Развитие эмоционально/волевой сферы.

По каждому параметру выделяются уровни:

В (высокий) уровень – достаточное развитие.

С (средний) уровень – частичное развитие.

Н (низкий уровень) - недостаточное развитие, ниже возрастной нормы

Результаты диагностики заносятся в сводную таблицу.

Диагностика работы по развитию мыслительной и речевой активности детей с ОВР через речь с движением.

Группа для детей с ОВР от …. до … лет.

Провела диагностику:

п/п Ф. И.

ребен. мышление внимание память вообр воспр. речь эмо/вол.

сфера мел.

мот. общ.

мот. координ.

движ.

н к н к н к н к н к н к н к н к н к н к

Вывод:

Тематическое планирование

Месяц Неделя Тема Стихотворение

сентябрь 3 «Фрукты» «На носочки я встаю…»

4 «Овощи» «Раз, два, три, четыре, дети овощи учили….»

5 «Сад-огород» «Урожай»

октябрь 1 «Деревья» «Листья осенние тихо кружатся…»

2 «Ягоды» «За ягодами.»

3 «Грибы» «Шел грибник издалека…»

4 «Осень» «Листопад, листопад осыпается наш сад.»

ноябрь 1 «Перелетные птицы» «Журавли летели…»

2 «Дикие животные» «Жарким днем, лесной тропой.»

3 «Домашние животные» «Бу бу бу. я рогатый…»

4 «Домашние птицы» «Наши уточки с утра…»

декабрь 1 «Одежда» «Жили были в домике…»

2 «Обувь, головные уборы» «Посчитаем первый раз…»

3 «Зима, зимние забавы» «1,2,3,4 мы вчера снежок слепили…»

4 «Новогодний праздник» «На дворе мороз и ветер.»

январь 2 «Зимующие птицы» «Сколько птиц к кормушке нашей….»

3 «Наземный транспорт» «Ехали мы ехали…»

4 «Водный, воздушный транспорт» «Мы летаем высоко…»

февраль 1 «Мебель» «1,2,3,4 много мебели в квартире»

2 «Человек, семья» «Мы руками хлоп, хлоп.»

3 «Профессии. Строительство» «Целый день шофер трудился.»

4 «Защитники отечества. Военные профессии» «Моряк»

март 1 «Мамин праздник. Женские профессии» «Маму я свою люблю….»

2 «Мой город. Моя улица. Мой дом» «Строим, строим, строим дом…»

3 «Ранняя весна» «Солнышко, солнышко…»

4 «Продукты» «Точим, точим, точим нож…»

апрель 1 «Посуда» «1,2,3,4 мы посуду перемыли…»

2 «Электрические приборы» «В деревушке три Катюшки.»

3 «Зоопарк» «Мы ходили в зоосад….»

4 «Рыбы» «Рыбка плавает в водице…»

май 1 «Школьные принадлежности» «В школу мы с тобой пойдем.»

2 «Труд людей весной. Хлеб» «Мы лопатки взяли…»

3 «Цветы» «Наши алые цветы распускают лепестки»

4 «Насекомые» «Прилетела к нам вчера полосатая пчела…»

5 «Времена года» «1,2,3,4,5 будем летом мы играть»

июнь 1 «Лето» «1,2,3,4,5 будем летом мы играть»

2 «Моя Родина – Россия» «Строим, строим, строим дом.»

3 «Инструменты» «Молоток стучал, стучал…»

4 «Игрушки» «На лошадке ехали…»

Публикации по теме:

Использование Палочек Кюизенера. Цветные числа — средство развития мыслительной активности дошкольниковИспользование Палочек Кюизенера. Цветные числа — средство развития мыслительной активности дошкольников Палочки Кюизенера – универсальный дидактический материал для развития у детей математических способностей, основные особенности - абстрактность,.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности (опыт работы) «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка и тогда, когда мы.

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельностиРазвитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности Овладение родным языком, развитие речи - является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в.

Методический комплекс «Мастерская речи» для формирования познавательно-речевой активности детей-инвалидов и детей с ОВЗМетодический комплекс «Мастерская речи» для формирования познавательно-речевой активности детей-инвалидов и детей с ОВЗ Вышегородцева Ольга Соломоновна, Домарева Елена Николаевна, Салькова Елена Викторовна, воспитатели, МБДОУ ДС № 14 «Солнышко» Тема: «Формирование.

Педагогический проект «Развитие речи детей посредством дидактической игры» Педагогический проект «Развитие речи детей посредством дидактической игры» Продолжительность проекта: долгосрочный (сентябрь 2021г. -май.

Проект «Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста через различные виды игр»Проект «Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста через различные виды игр» Вид проекта – творчески, познавательный. Участники проекта — воспитатель, дети младшей группы, родители. Продолжительность — среднесрочный.

Развитие речевой активности детей среднего дошкольного возраста в различных видах деятельностиРазвитие речевой активности детей среднего дошкольного возраста в различных видах деятельности Актуальность: В настоящее время в связи с вступлением федеральных государственных требований, особую актуальность приобретает проблема развития.

Развитие речи детей младшего возраста посредством игровых технологийРазвитие речи детей младшего возраста посредством игровых технологий Опыт работы в группе младшего возраста "Развитие речи детей младшего возраста посредством игровых технологий. " Составила: Гордынская К. И.

Развитие речи у детей раннего возраста посредством театрализованной деятельностиРазвитие речи у детей раннего возраста посредством театрализованной деятельности Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической,.

Выступление на педсовете «Развитие познавательной активности на занятиях математики посредством ИКТ» Развитие познавательной активности на занятиях математики посредством ИКТ""Детская природа требует наглядности". К. Д. Ушинский Математическое.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие мыслительной и речевой активности детей с ЗПР посредством речи с движением
Опубликовано: 27 сентября 2021 в 14:25
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие мыслительной и речевой активности детей с ЗПР посредством речи с движением» (включая файлы) размещена пользователем Елизавета Морозова (УИ 2752678) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД