Ильяна Смирнова
Развитие музыкально-творческих способностей дошкольников
▼ Скачать +Заказ
ДОКЛАД К ПЕДСОВЕТУ
«Художественно – эстетическое развитие дошкольников»
на тему:
«Развитие музыкально-творческих способностей дошкольников»
Подготовила:
Смирнова Ильяна Алексеевна
Январь 2024
«Каждый узнает лишь то,
что сам пробует сделать»
И. Г. Песталоцци
Публикация «Развитие музыкально-творческих способностей дошкольников» размещена в разделах
Развитие музыкально - творческих способностей ребенка остается одной из актуальных задач музыкального воспитания, так как человек, почувствовавший радость творчества, более ясно понимает и ценит то, что сделано и делается в этой сфере. Борис Асафьев подчеркивал в этой связи, прежде всего воспитательную ценность детского творчества. Вскрывая природу творческого процесса, ученый показал, что в развитии творческих способностей есть определенные этапы:
накопление впечатлений;
спонтанное выражение творческого начала в зрительных, сенсорно-моторных, речевых направлениях;
импровизации двигательные, речевые, музыкальные, иллюстративность в рисовании;
создание собственных композиций, являющихся отражением художественного впечатления: литературного, музыкального, изобразительного, пластического;
собственно музыкальное творчество (написание песен, пьес для фортепиано).
Что мы понимаем под творчеством?
Творчество – деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Ценность творчества, его функции заключаются не только в результативной стороне, но и в самом процессе. На музыкальных занятиях, когда ребенок только начинает приобщаться к искусству, очень важно говорить о его творческом развитии.
Музыка - это самая доступная, приятная и прекрасная форма общения взрослого и ребенка. Среди многих элементов системы воспитания, занимает одно из главных мест, по своей способности вызвать в ребенке творческую фантазию.
Дошкольный возраст очень важен для овладения музыкальной культурой. Именно в детстве накапливается опыт деятельности, от которого во многом зависит последующее музыкальное и общее развитие человека.
Творческие способности – это индивидуальные особенности качеств человека, которые надо развивать с детства, так как занятия по развитию творческих способностей детей играют важную роль в формировании личности ребенка. Творческие способности играют такую же важную роль, как и интеллектуальное развитие. Ведь если знания мы считаем пищей для ума, то творчество смело можно назвать пищей для души.
Детское музыкальное творчество - это сочинения и импровизации: песенные, танцевальные, инструментальные. Этот вид музыкальной деятельности удовлетворяет одну из важнейших потребностей ребенка — самовыражение.
Как известно, в процессе музыкального творчества активно участвует и образное мышление. Развитие творческих способностей происходит через восприятие музыки, умение ее слушать, анализировать, а также через активность ребенка, которая проявляется в разных видах муз. деятельности. Необходимым условием возникновения детского творчества является накопление опыта исполнительства.
В процессе музыкальной деятельности у детей развиваются музыкальные способности (ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма) ребята приобретают необходимые навыки, умения, знания, для того чтобы иметь возможность выразить свои собственные муз. впечатления. Детское музыкальное творчество может проявляться во всех видах музыкальной деятельности : пении, ритмике, игре на детских музыкальных инструментах. Восприятие предшествует и сопутствует всем видам музыкальной деятельности.
Большую выдумку и фантазию дети проявляют во время слушания музыки. Классическая и современная музыка обогащает музыкальные впечатления, воспитывает эстетический вкус на лучших образцах музыкального искусства. Музыкальное восприятие позволяет ребенку обогатить музыкальный опыт.
Песенное творчество важно формировать, начиная с младшего дошкольного возраста, используя творческие задания. В песенном творчестве успешность проявлений детей зависит от прочности певческих навыков, умении петь чисто и выразительно. Умению творить, самостоятельно искать песенные интонации, всему этому детей надо обучать, формировать у них музыкальный вкус, развивать умение чисто интонировать свои импровизации и критически их оценивать. Только хорошее овладение этими навыками побуждает дошкольников к свободе самовыражения, к творчеству.
Дети чаще всего импровизируют спонтанно. Поют колыбельную игрушке, марш для солдатиков на одном слоге и двух-трех звуках. Они легко исполняют задания: «Спой свое имя», «Ответь на вопрос пением», «придумай концовку песни». Старшие дети охотно импровизируют песни, придумывают свою мелодию на заданный текст. Они способны сочинить и мелодии, различные по характеру: веселую, маршевую, спокойную.
Кроме пения, детское творчество может проявляться в ритмике. Творческие проявления детей в ритмике, танцах являются важным показателем музыкальной развитости. Ребёнок начинает импровизировать, создавать собственный музыкально-игровой образ, танец, если у него развито восприятие музыки, если он владеет двигательными навыками. Движения под музыку помогают лучше почувствовать общий характер произведения, его форму, регистры, темп исполнения, динамические оттенки. Включаясь своими движениями в ход восприятия музыки, дети становятся ее соисполнителями реализуя свое непроизвольное стремление к двигательному сопровождению музыки.
На первых этапах формирования у детей представления о танцевальном искусстве я помогаю, советую ребятам, какие движения лучше подобрать под ту или иную музыку в соответствии с её характером. Затем дети уже самостоятельно пробуют свои силы. Очень хорошо для импровизационного движения помогают такие атрибуты как ленточки, шарфики, платочки, листики, снежинки. Так, в импровизации с листочками, изображая движением "падающие листья" под песню "Листопад", дети лучше воспринимают характер "осенней песни", ее темп, динамику. Движения, которыми ребята сопровождают русские народные песни, вводят их в атмосферу народного танца. Это хороводы под русские народные песни. Здесь же ставится задача услышать куплетно-вариационное строение народной песни-танца.
Преобладающим методом в развитии творческих способностей детей, является элементарное музицирование. Оно дает возможность экспериментировать, нетрадиционно взаимодействовать с ребенком. Инструментальное творчество детей проявляется в импровизациях - сочинении во время игры на детском музыкальном инструменте. Это непосредственное выражение впечатлений. Одним из условий, обеспечивающих успешное инструментальное творчество, является владение детьми элементарными навыками игры на музыкальных инструментах, освоение различных способов звукоизвлечения, которые позволяют детям передавать простейшие музыкальные образы. Также с удовольствием играют на нетрадиционных шумовых инструментах (клавесы (барабанные палочки, бумага, шуршунчики и др., но как мы говорим - самый главный инструмент это мы сами. Детей привлекают не только звучание инструментов, но и то, что они могут сами извлекать из них звуки.
Творчески развиваться ребенок может только в атмосфере доверия, доброжелательности и взаимного уважения. Важно, чтобы дети не теряли интереса к занятиям музыкальной деятельности. Все упражнения, которые предлагаются детям для овладения определенными знаниями, умениями и навыками должны носить игровую форму. Таким образом, творческая деятельность очень обогащает детей. Они целенаправленнее, внимательнее слушают музыку, разбираются в средствах выразительности.
Как привлечь дошкольников в процесс творчества?
Моя задача - стимулировать и направлять творческую фантазию, умение импровизировать. Собственное детское творчество, пусть самое простое, собственные детские находки, пусть самые скромные, собственная детская мысль, пусть самая наивная, - вот что создает атмосферу радости, формирует личность, воспитывает человечность, стимулирует развитие созидательных способностей.
И самое главное – у детей необычайно повышается интерес к самостоятельной музыкальной творческой деятельности и вне стен дошкольного учреждения.