Светлана Платунова
Развитие мелкой моторики в коррекционной работе с детьми
▼ Скачать + Заказать документы
Мелкая моторика – совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используют термин ловкость. К области мелкой моторики относится большое количество разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.
Публикация «Развитие мелкой моторики в коррекционной работе с детьми» размещена в разделах
- Движение рук – это основа для формирования навыков самообслуживания у детей.
-Уровень развития тонкой моторики является одним из важных показателей готовности ребенка к обучению в школе. -Движения пальцев рук влияют на развитие моторной функции речи и стимулируют другие психические функции – мышления, памяти, внимания. -Систематические упражнения по тренировке пальцев являются средством стимуляции активности коры головного мозга, что в свою очередь способствует развитию звукопроизношения и фонематического восприятия. -Работа по развитию тонкой моторики кистей и пальцев рук оказывает благотворное влияние не только на становление речи и ее функций, но и на психическое развитие ребенка. Функция человеческой руки уникальна и универсальна.
Чтобы сформировать у детей определенную систему знаний по данной теме необходимо использование следующих принципов: - принцип доступности и индивидуальности; -принцип последовательности и систематичности; -принцип связи с жизненным опытом; -принцип наглядности;
Методы и приемы.
Правильно подобранные методы и приемы обучения, способствуют развитию мелкой моторики у детей. Во время проведения дидактических игр, пальчиковой гимнастики, упражнений для развития пальцев рук использую следующие методы: -Словесный метод; -Наглядно – действенный метод обучения; -Практический метод; -Игровой метод;
Коррекционно – образовательную деятельность организовала через совместную и индивидуальную работу с детьми, работу с воспитателями и родителями воспитанников. Работу с детьми провожу по следующим направлениям: -Пальчиковая гимнастика; -Пальчиковые игры; -Игры с предметами; -Дидактические игры;
Игре придаю большое значение, как средство создания эмоционального подъема, положительных эмоций. Так же, использую разнообразные упражнения и задания для развития мелкой моторики.
Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова пишет о том, что движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией. Слова В. А. Сухомлинского «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питают источник творческой мысли». Развивая руку ребенка, мы развиваем его мозг, где идет сопоставление зрительных, слуховых и обонятельных рецепторов. Учитывая важность проблемы развития мелкой моторики рук у детей с общим недоразвитием речи, решила провести работу в этом направлении, взаимодействуя с воспитателями, другими специалистами и родителями воспитанников. Доказано, что развитие мелкой моторики ребенка тесно связанно с развитием речи. Взаимосвязь общей, мелкой и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых (И. П. Павлов, А. Р. Лурия, А. А. Леонтьев).Они пришли к выводу, что особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук. Почему человек, не находящий нужного слова для объяснения, часто помогает себе жестами. И наоборот: почему ребенок, сосредоточенно пишущий или рисующий, помогает себе, непроизвольно высовывая язык. Первой формой общения первобытных людей были жесты, особенно велика здесь была роль руки. Развитие функций руки и речи у людей шло параллельно. Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, за тем появляется артикуляция слогов; все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев. Таким образом, подчеркивает М. М. Кольцова, есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи - такой же, как артикуляционный аппарат. Моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных действий.
Работая с детьми, я прилагаю все усилия, чтобы развить и укрепить руку и пальчики ребенка, сделав их послушными, подвижными и ловкими. Провожу фронтальные, подгрупповые и индивидуальные занятия, где использую игры и упражнения для развития мелкой моторики рук. Так же использую нетрадиционные методы рисования с детьми, делая творческую деятельность ребенка интереснее.
После поставленных целей и задач, выбрала формы, методы и приемы и занялась отбором материала, поиском всевозможных пальчиков игр и упражнений постепенно формируя и пополняя методическую картотеку для нашей группы.
В своей работе стараюсь добиваться того, чтобы все упражнения ребенок делал с радостью, легко. При выполнении каждого упражнения стараюсь, чтобы все пальчики ребенка были задействованы (начали с того, что выучили названия пальчиков). В группе имеются такие дидактические игры как шнуровки, пазлы, мозаики, трафареты по лексическим темам, счетные палочки (дети выкладывают из них разные фигурки, различные массажеры, су-джок и многое другое. Например, трафареты овощей и фруктов обводим, затем штрихуем, либо закрашиваем, стараясь не выходить за контур, с некоторыми работаю, вложив руку ребенка в свою. Из счетных палочек делаем геометрические фигуры. Работая со шнуровками, делаем красивые стежки на кораблике (по теме транспорт) и т. д.
Основные принципы работы по развитию мелкой моторики рук у детей должны соответствовать основным педагогическим принципам и носить развивающий характер, систематичность и последовательность, наглядность и учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка с ОНР. Для эффективности работы соблюдаю следующие принципы:
Принцип осознания совершаемых действий – действия сопровождаю проговариванием («какой это пальчик?», «твои пальчики сейчас разгибаются и сгибаются?», «ты сейчас обводишь трафарет?»).
Принцип развернутости освоения навыков – механизм и темп освоения у разных детей неодинаков в силу их индивидуальных особенностей. Поэтому при работе отрабатываю навыки освоения движений каждого ребенка в оптимальном именно для него режиме.
Принцип обратной связи – по ходу занятия подсказываю, комментирую, помогаю ребенку, что позволяет ему в случае ошибки корректировать свои двигательные действия.
Чтобы развитие мелкой моторики стало интересным и увлекательным использую различные приемы, такие как пальчиковая гимнастика, обрывание бумаги различной плотности, сминание бумаги, перебирание различных мелких предметов, создание на бархатном картоне изображения из шерстяной нити – ниткография, шнуровка на различных предметах (плоских, объемных, графические упражнения – игры, фигурки из пальчиков, пособия из бросового материала, что вызывает огромный интерес у детей. Рисование различными материалами в нетрадиционной форме, при этом всячески поощряю желание детей рисовать в свободное время. В совместной работе с воспитателями используем на занятиях по лепке -пластилинографию (создание пластилином лепной картинки на бумажной или картонной основе) для развития координации движений и их точности.
Наверное, самое большое значение для развития мелкой моторики и правильной постановки руки ребенка имеет развитие графических навыков. Я уделяю особое внимание штриховки с помощью трафарета. Такая работа проводится регулярно и систематически для выработки навыка правильного держания карандаша (ручки) в руке ребенка и интенсивности нажима. Работа не должна переутомлять ребенка дошкольного возраста, поэтому я делаю такие занятия более увлекательными с помощью игры. Есть множество трафаретов по лексическим темам, где можно использовать стишки или четверостишия объясняя при этом, что мы делаем и как. При выполнении штриховки стоят такие задачи как: развитие мелких мышц кисти и развитие глазомера (соединение по точкам, прямые и косые линии, круговые линии, лабиринтики). Обычно такие упражнения я даю в прописях и индивидуальных тетрадях. Примеры заданий черчу сама.
Каждый год я провожу диагностику с детьми, для выявления динамики (положительного результата). Анализ прописей и обследование мелкой моторики руки.
В процессе экспериментального исследования, на основе анализа литературы была изучена динамика развития мелкой моторики у детей с ОНР дошкольного возраста.
Как показало исследование, развитие мелкой моторики у детей на начало учебного года находилось практически на низком уровне. В результате систематической работы, по развитию мелкой моторики сравнив полученные данные на контрольном этапе исследования, получила результаты, показывающие незначительное различие, но с положительным результатом.
Делая вывод можно сказать следующее, чтобы результат был максимально эффективен, необходимо использовать разнообразные приемы и методы работы по развитию мелкой моторики.
Результаты моей работы – проявление интереса детей к различным видам деятельности (игра, в том числе дидактическая, творческая деятельность, общение, у многих детей улучшилась общая двигательная активность, координация и произвольность движений, многие дети научились владеть карандашом и ручкой, причем движения и нажим стали увереннее, некоторые дети стали активнее звукоподражать (опять таки проявление интереса, у кото-то повысился уровень развития связной речи (увеличился словарный запас).
Примеры работ, которые мы выполняли:
Техника нетрадиционного рисования – рисование веревочкой (по Никитиной А. В.).
Техника нетрадиционного рисования – отпечатки. Пластилинография.
Техника нетрадиционного рисования – рисование пальчиками (домашнее задание – ребенок + родители). Техника нетрадиционного рисования – оттиск поролоном (воспитатель, домашнее задание – ребенок + родители). Техника нетрадиционного рисования – рисуем крупой.
Техника нетрадиционного рисования.
Задачи на 2016-2017 учебный год остаются прежними. Поменялся состав детей (появились вновь прибывшие дети).
Закончить хочу известным педагогическим правилом: хочешь, что бы ребенок чему-то научился, обеспечь ему первый успех. Это правило использую в своей деятельности и советую его родителям. Обращайте свое внимание на то, что хорошо! И если ребенок будет чувствовать успех, то его старания будут лучше, а результат эффективнее.
VI Практическая часть.
Формы работы по развитию мелкой моторики рук :
Традиционная:
— самомассаж кистей и пальцев рук (поглаживание, разминание);
— игры с пальчиками с речевым сопровождением;
— пальчиковая гимнастика (специальные упражнения без речевого сопровождения, объединенные в комплекс);
— графические упражнения: штриховка, дорисовка картинки, графический диктант, соединение по точкам, продолжение ряда;
— предметная деятельность: бумага, глина, пластилин;
— игры: мозаика, конструкторы, шнуровка;
— кукольные театры: пальчиковый, варежковый, перчаточный, театр теней.
Нетрадиционная:
— самомассаж кистей и пальцев рук грецкими орехами, карандашами, массажными щетками, каштанами, воздушными шарами, логопедическими перчатками с нашитыми пуговицами;
— игры с пальчиками, с использованием разнообразного материала: бросовый, природный, хозяйственно-бытовой.
В упражнениях используем также каштаны, массажные щетки для волос, воздушные шары (наполненные солью, мукой, мелкими камушками, перчатки с нашитыми пуговицами.
Дети выполняют упражнения с использованием нетрадиционного материала с большим удовольствием, потому что занятия превращаются в занимательную игру: «пальчики-лыжники», «пальчики-фокусники», «пальчики гуляют по зоопарку».
Самомассаж кистей и пальцев рук
1. Надавливание сильно сжатыми четырьмя пальцами одной руки на основание большого пальца, середину ладони, основание пальцев другой руки.
2. Растирание ладоней шестигранным карандашом.
3. Растирание ладоней движениями вверх-вниз.
4. Растирание боковых поверхностей сцепленных пальцев.
5. Разминание, затем растирание каждого пальца вдоль, затем поперек.
6. Грецкий орех положить между ладонями, делать круговые движения, постепенно увеличивая нажим и темп.
7. Надавливать не заточенным карандашом на болевые точки ладони, затем вращать карандаш вправо, влево.
8. Разминание кисти правой руки пальцами левой и наоборот, затем поочередное растирание.