оксана максимова
Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования
▼ Скачать + Заказать документы
Введение…. 3
1. Значение развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста…. 5
2. Виды и техники нетрадиционного рисования для детей дошкольного возраста…. 6
3. Содержание работы по развитию мелкой моторики с детьми через нетрадиционные техники рисования…11
Введение
Публикация «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Нетрадиционные техники рисования
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. ВСЕ материалы
- Рисование. Методические разработки
- Темочки
На всех этапах жизни ребёнка движения рук играют важнейшую роль. Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека – от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий ещё окончательно не сформирована. Установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. И если развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и развитие ребёнка, не позволяет ему полноценно общаться и играть со сверстниками, затрудняет познание окружающего мира, отягощает эмоционально – психическое состояние ребёнка. Однако, если вовремя помочь ребёнку, постоянно использовать все способы развития, активизации речи, эти серьёзные проблемы можно успешно решить.
В период с момента рождение и до трёх лет наиболее важными этапами являются развитие мелкой моторики (движение рук) и развитие речи. Эти две вещи тесно взаимосвязаны, и одна не развивается без другой, то есть если не развивать мелкую моторику, то и речь будет развиваться не так активно, как могла бы. И наоборот, если не общаться с ребёнком, а только играть с ним, то его развитие сильно замедлиться.
Умелыми пальцы становятся не сразу. Игры, упражнения, пальчиковые разминки, конструирование, рисование, лепка, ручной труд помогают детям уверенно держать карандаш и ручку, самостоятельно заплетать косички и шнуровать ботинки, мастерить подарки своим близким.
Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Ребенок, у которого этот уровень достаточно высокий, умеет логически рассуждать, у него хорошо развита память и внимание, связная речь, он может приступать к приобретению навыков письма.
Однако наблюдения показывают, что у большинства детей дошкольного возраста низкий уровень развития мелкой моторики рук : дети плохо владеют карандашом, линии в основном кривые, неточные и слабые, у некоторых детей отмечается плохая координация движений, что говорит об общей неготовности большинства детей к письму, а также возникают проблемы с речевым развитием.
По мнению И. М. Соловьёва одним из самых эффективных форм развития мелкой моторики являются занятия по изобразительной деятельности, где обращает внимание на недооценку коррекционно-развивающего значения рисования, ведь по рисункам детей можно проследить, как развивается ребенок, его мелкая моторика, какого уровня она достигает на каждом возрастном этапе. Большую роль отводится использованию нетрадиционного рисования. Работа с необычными материалами позволяет детям ощутить незабываемые эмоции, развивает творческие способности ребенка, его креативность, что способствует общему психическому и личностному развитию. Нетрадиционное рисование имеет целый ряд преимуществ: развивает мелкую моторику руки и творческие способности, вызывает целый комплекс эмоций, проявляет характер ребёнка, его индивидуальность, позволяет применять многообразие способов и средств рисования, прививает любовь к изобразительному искусству.
«Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования».
Цель – развитие мелкой моторики у детей через нетрадиционные техники рисования.
Задачи:
1. Развить и укрепить мелкую моторику у детей дошкольного возраста;
2. Познакомить с различными нетрадиционными техниками рисования;
3. Научить детей использовать в рисовании разнообразные материалы и технику, разные способы создания изображения, соединяя в одном рисунке разные материалы с целью получения выразительного образа;
4. Создать предметно - развивающую среду для самовыражения детей в творческой деятельности;
5. Подвести детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей действительности;
6. Сформировать у родителей представления о развитии мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста, познакомить их с играми и упражнениями, многообразием нетрадиционных техник рисования, предоставить практические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования, направленных на развитие мелкой моторики рук.
Формы работы с детьми:
- беседы
- восприятие художественной литературы
- рассматривание наглядно – иллюстративного материала
- игры (дидактические, настольно – печатные, на мелкую моторику, самомассаж и массаж пальцев рук и др.)
- экскурсии (музей, школа искусств и др.)
- наблюдения
-продуктивная деятельность
-выставки детских рисунков
-участие в городских и районных конкурсах
Ожидаемый результат: предполагаю, что к выпуску в школу у детей :
-повысится уровень развития мелкой моторики, будут способны выполнять задания, требующие достаточной точности и согласованности движений кистей рук.
- изучат и освоят техники работы с нетрадиционными материалами, будут применять изученные техники, приёмы и материалы в непосредственно-образовательной и самостоятельной деятельности.
- будут проявлять творчество в продуктивных видах деятельности.
Значение развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста.
Мелкая моторика – это двигательная деятельность, которая обусловлена скоординированной работой мелких мышц руки и глаза.
Развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук является главным стимулом развития центральной нервной системы, всех психических процессов, речи.
По данным исследований, проведённых Л. В. Антаковой - Фоминой, М. М. Кольцовой, Б. И. Пинским, была подтверждена связь интеллектуального развития и моторики пальцев. Уровень развития речи детей также находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук.
Развитие навыков мелкой моторики важно и потому, что вся дальнейшая жизнь ребёнка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать, писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых, учебных и трудовых действий.
В процессе деятельности мышцы рук выполняют три основные функции: органов движения; органов познания; аккумуляторов энергии (и для самих мышц, и для других органов). Если ребёнок трогает какой-либо предмет, то мышцы и кожа рук в это время «учат» глаза и мозг видеть, осязать, различать, запоминать. Как же рука изучает предметы?
Прикосновение позволяет убедиться в наличии предмета, его температуре, влажности и т. д.
Постукивание даёт возможность получить информацию о свойствах материалов.
Взятие в руки помогает обнаружить многие свойства предметов: вес, особенности поверхности, формы и т. д.
Надавливание даёт возможность определить мягкость или твёрдость, упругость, из какого материала сделан.
Ощупывание (обхват, потирание, поглаживание, круговые и мнущие движения) мелких и сыпучих предметов учит ребёнка ощущать прикосновение ладони или пальцев. Большим, указательным, средним пальцами дети ощупывают детали мозаики, пуговицы, гайки, монетки; крупные предметы захватывают всеми пятью пальцами.
Для развития мелкой моторики руки разработано много интересных методов и приемов, используются разнообразные стимулирующие материалы.
Например, в Китае распространены упражнения ладоней с камнями и металлическими шарами. В Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. Талантом нашей народной педагогики созданы игры «Ладушки», «Сорока - белобока», «Коза рогатая» и др. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, по мнению М. М. Кольцовой, являются «мощным средством» повышения работоспособности головного мозга. Л. В. Фоминой на основе проведённых обследований большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.
В старшем дошкольном возрасте развитие мелкой моторики рук способствует развитию высших корковых функций (память, внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие, воображение, наблюдательность). Таким образом, пальчиковые игры характеризуются как один из способов развития речи детей и подготовки их к школьному обучению.
Развитие мелкой моторики у детей как одно из средств развития речи предлагается давно. Изучив публикации о развитии мелкой моторики в работе с дошкольниками, выяснила, что во всех рекомендациях предлагается чаще включать комплексы игр и упражнений в педагогический процесс.
Существует огромное количество игр и упражнений, развивающих мелкую мускулатуру. Их можно условно разделить на несколько групп: игры на развитие тактильного восприятия, игры с водой и песком, фольклорные пальчиковые игры, упражнение с предметами, игры на выкладывание, игры на нанизывание, игры с конструкторами и т. д.
Считается, что все игры и упражнения, которые проводятся с детьми в интересной, непринужденной игровой форме, привлекая к этому процессу родителей, помогают развивать мелкую моторику рук малышей, их речь, внимание, мышление, а также доставляют им радость и удовольствие.
Виды и техники нетрадиционного рисования для детей дошкольного возраста.
Кроме игр и упражнений, развитию ручной умелости способствуют также различные виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование, плетение, вязание и т. д.).
Продуктивная деятельность, в том числе рисование, играет важную роль в психическом развитии ребенка. Б. М. Теплов пишет, что «задача изображения необходимо требует острого восприятия, подлинного чувства вещей. Решая задачу изобразить виденное, ребенок неизбежно приучается по-новому, гораздо острее и точнее видеть вещи».
В процессе рисования дети учатся рассуждать, делать выводы. Происходит обогащение их словарного запаса.
Работая с изобразительным материалом, находя удачные цветовые сочетания, узнавая предметы в рисунке, дети получают удовлетворение, у них возникают положительные эмоции, усиливается работа воображения.
Благодаря рисуночной деятельности развивается зрительно-двигательная координация, происходит развитие функций руки, совершенствуется мелкая моторика кистей и пальцев рук.
Включение в работу с детьми нетрадиционных методов рисования и творческого конструирования позволяет развивать сенсорную сферу не только через исследование свойств изображаемых предметов и выполнение соответствующих действий, но и благодаря работе с разными живописными материалами. Кроме того, осуществляется стимуляция познавательных интересов ребёнка (использования предметов, которые окружают ребёнка каждый день в новом ракурсе, - можно рисовать своей собственной ладонью, пальцами, использовать вместо кистей колосок или листок берёзки).
Происходит развитие наглядно - образного и словесно - логического мышления, активизация речевой деятельности детей (чем я ещё смогу рисовать? что я смогу нарисовать этим материалом). За счёт использования разнообразных изображающих материалов, новых технических приёмов, нуждающихся точности движений, но не ограничивающих пальцы ребёнка фиксированным положением (как при правильном держании карандаша, создаются условия для преодоления общего неудобства, развития мелкой моторики.
Ведь вместо традиционной кисти и карандаша ребёнок использует для создания изображения собственные ладони, разнообразные печати, трафареты, техники «кляксография», «монотипия» и т. д.
Нетрадиционное рисование - искусство изображать, не основываясь на традиции. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей.
Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя», можно рисовать, чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.
Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринуждённости, открытости, содействуют развитию инициативы, самостоятельности, создают эмоционально - благоприятное отношение к деятельности у детей. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребёнка индивидуальна и неповторима.
Учитывая возрастные особенности дошкольников, овладение разными умениями на разных возрастных этапах, для нетрадиционного рисования рекомендуется использовать особенные техники и приемы. Система работы по использованию нетрадиционных техник рисования имеет следующую структуру.
Блок 1 - «Тактильное рисование» :
«Рисование пальчиком»
«Рисование ладошкой» :
Блок 2 – «Использование дополнительных средств выразительности» :
«Оттиск печатками из пробки или ластика»
«Печать по трафарету»
«Кляксография обычная»
«Кляксография трубочкой»
«Монотипия предметная»
«Оттиск смятой бумагой»
«Точечный рисунок»
«Набрызг»
«Отпечатки листьев»
«Поролоновые рисунки»
«Тычок жёсткой полусухой кистью»
«Рисование на мокрой бумаге»
«Учимся делать фон»
Блок 3 – «Использование смешанных техник» :
«Коллаж»
«Рисуем с помощью открыток»
«Тканевые изображения»
«Восковые мелки или свеча+акварель»
Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.
Содержание работы по развитию мелкой моторики с детьми через нетрадиционные техники рисования.
Организуя работу по данной теме, вначале изучила методическую литературу по проблеме развития мелкой моторики детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования : И. А. Ермакова «Развиваем мелкую моторику у малышей», А. Е. Белая «Пальчиковые игры для развития мелкой моторики», Ю. В Рузанова «Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности», А. В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Г. И. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», а также ежемесячный журнал «Дошкольное воспитание», «Ребёнок в детском саду». На первом этапе после анализа методической литературы по данной теме, возникла необходимость создания системы работы.
Для определения уровня развития мелкой моторики у детей через использование нетрадиционных техник рисования была проведена диагностика на основе методики Т. А. Цквитарии «Изобразительная искусство и художественная деятельность детей», а также критерии обследования мелкой моторики у детей были заимствованы из исследований Т. В Кабановой и О. В. Домниной.
Работу с детьми начала в подготовительной к школе группе с проведения диагностики. С учетом полученных результатов разработала перспективные планы по развитию у дошкольников мелкой моторики рук через нетрадиционные техники рисования, которые включают в себя:
- беседы для уточнения представлений детей по теме или ознакомление их с новыми приемами изображения;
- наблюдения за окружающей действительностью;
- игры (игры на развитие тактильного восприятия, игры с песком, пальчиковые игры и упражнения, упражнения с предметами, игры на выкладывание, игры на нанизывание, игры с конструкторами и т. д.)
- рассматривание репродукции картин, образца и других наглядных пособий; рассматривание отдельных предметов;
- восприятие художественной литературы, использование художественного слова;
- продуктивная деятельность – рисование в нетрадиционных техниках.
В ходе работы составила и провела ряд занятий с использованием нетрадиционных техник рисования.
В группе оформила предметно – развивающую среду, которая постоянно пополняется совместно с родителями в соответствии с возрастом детей. Имеющийся материал расположен таким образом, чтобы дети могли свободно, по интересам себе выбирать игры и пособия для этого вида деятельности, большинство из которых были сделаны самостоятельно и с помощью родителей. Развивающую среду группы дополняют разные виды театров, которые имеют немаловажное значение в развитии мелкой моторики. Подобрала материалы, изготовила нетрадиционные инструменты : штамповки, печатки из бросового материала, крышки, бутылочки и др.
Оформила
-уголок художественного творчества (инструменты и материалы для нетрадиционных техник рисования)
-картотеки пальчиковых игр, самомассаж и массаж рук
- игры и пособия для развития мелкой моторики
- наглядно – иллюстративный материал
-папка с образцами рисунков выполненных в нетрадиционных техниках
-папка с описанием нетрадиционных техник рисования
-консультации для родителей
Работу по развитию мелкой моторики рук у детей 3-7 через нетрадиционные техники рисования, провожу поэтапно:
- разучивание с детьми игр и упражнений, и применение их в самостоятельной деятельности, в процессе образовательной деятельности;
- индивидуальная работа с детьми на повышение уровня мелкой моторики рук с использованием дидактических игр с предметами;
- художественно-изобразительная деятельность с использованием комплексов пальчиковых игр и массажей к определенной теме занятий (ознакомление детей с новыми нетрадиционными техниками).
Знакомство детей с нетрадиционными техниками рисования я начала в подготовительной к школе группе, воспитанники освоили различные техники такие как : рисование мятой бумагой; раздувание краски трубочкой; монотипия; печать по трафарету; мозаика; рисование по – мокрому листу и др.
И чтобы развитие мелкой моторики пальцев рук стало увлекательной игрой, использовала разнообразные игровые приемы, такие как пальчиковые игры, самомассаж и массаж рук и пальцев и др.
Главная задача на тот период была – сформировать у детей интерес к нетрадиционным техникам рисования и желание экспериментировать с ними.
В младшей группе знакомство с нетрадиционными техниками начинала с рисования пальчиками – это самый простой способ получения изображения. Этот способ рисования обеспечивает ребенку свободу действий. Ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумаге. Работу начинали с одного цвета, давала возможность попробовать разные движения, оставить разные отпечатки, а затем давала два – три цвета («Мухомор», «Дождик», «Укрась ёлочку» и др.). Позднее учила рисовать детей ладошкой. Детям очень нравится этот способ рисования («Два весёлых гуся», «Солнышко», «Цветы» и др.).
С удовольствием ребята освоили технику рисования пробками и печатками из картона. Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков самые разные композиции, украшая ими открытки, салфетки, платки и т. д. Ребенок прижимает печатку к подушечке с краской и наносит оттиск на лист бумаги. Для получения другого цвета меняется и мисочка, и печатка. Мы рисовали : «Ягоды», «Яблоки», «Моя любимая чашка», «Мои рукавички», «Цветочек радуется солнышку».
Учила детей рисовать «Тычком жесткой полусухой кистью». Ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускаем. Можно заполнить весь лист, контур или шаблон. Эту технику используем, если надо нарисовать что-нибудь пушистое или колючее. Например, мы рисовали на темы : «Мои любимые домашние животные», «Елочка пушистая, нарядная», «Веселая неваляшка», также детей учила рисовать при помощи ватных палочек методом «Тычка», ребенок наносит тычки палочкой держа ее вертикально.
В средней группе мы начали знакомство с техникой «Пуантилизм», т. е. рисование точками, детям на выбор предлагаются разные материалы и инструменты: фломастеры, печатки из картона, пробки, пластилин, ватные палочки и гуашь, используя эти инструменты дети украшали силуэты рыбок, фрукты, овощи путём контрастного сочетания цветов. Также в средней группе детей познакомлю с новыми техниками, такие как «Монотипия предметная», рисование при помощи смятой бумаги, свечкой и акварельными красками с использованием новых комплексов пальчиковых игр, массажа.
Особенностью построения занятий по рисованию с использованием нетрадиционных техник является использование комплексов пальчиковых гимнастик и массажей, подобранных к определённой теме занятия и непосредственно с теми нетрадиционными материалами, при помощи которых рисуют дети.
Успешному осуществлению поставленных задач способствует совместная работа с родителями. Привлекла родителей к освоению нетрадиционных техник рисования. Для этого использовала следующие формы работы с родителями: провела с родителями анкетирование на тему «Любит ли ваш ребенок рисовать», по результатам анкетирования сделала вывод, что родители достаточно уделяют время для рисования, поощряют творчество своих детей, но не все родители дают детям для рисования гуашь и краски, чаще дети рисуют фломастерами и карандашами, а это значит, что у детей слабо развита мелкая моторика рук. На основании результатов анкетирования и проблемного анализа разработала план работы с родителями, включающий следующие темы консультаций:
«Влияние пальчиковой гимнастики для умственного развития детей младшего дошкольного возраста»;
«Творим без кисточки»;
«Игры и упражнения развивающие мелкую моторику рук»;
«Рисование пальчиками : зачем и как»;
Значение нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей ребёнка».
Одним из важных средств поощрения и развития изобразительного творчества детей является выставка детского рисунка, мною были подготовлены выставки совместного творчества родителей и детей. Познакомила родителей с различными играми, направленными на развитие мелкой моторики и речевых навыков. Организовала подборку пальчиковых игр и самомассажа и массажа рук по теме. В работе с родителями планирую провести мастер – класс для родителей по ознакомлению с нетрадиционными техниками рисования и материалами.
Формы работы с родителями:
- мастер – класс
- привлечение к участию в различных конкурсах
- оформление выставок, газет, стендов, альбомов и др.
- консультации
- папки - передвижки
- информация на сайте ДОУ,
- анкетирование
- индивидуальные беседы
Систематическая работа в данном направлении позволила достигнуть положительной динамики. У детей была хорошо развита мелкая моторика руки, дети стали более усидчивыми, могут планировать свою продуктивную деятельность, освоили техники и элементы нетрадиционного рисования, научились самостоятельно создавать художественные образы с использованием нетрадиционных техник рисования. Отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с новыми видами пальчиковой гимнастики и игр, дети проявляли желание и интерес в выполнении упражнений на развитие мелкой моторики рук.
Анализируя результаты проведённой работы можно сделать вывод, что использование в деятельности пальчиковых игр и упражнений, дидактических игр, нетрадиционных техник рисования и индивидуального дифференцированного подхода способствовало развитию у детей мелкой моторики рук.
Считаю наиболее приемлемым использование в работе нетрадиционных техник изображения, т. к. дети получают не только знания и навыки, но и радость и удовольствие.
В дальнейшем планирую продолжить работу по данной теме: продолжить работу по развитию мелкой моторики рук через освоение новых нетрадиционных техник рисования; разработать программу по данному направлению; дополню развивающую среду в группе играми для развития мелкой моторики, инструментами и материалами для нетрадиционного рисования совместно с родителями.