Елена Гайдар
Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования
Аннотация.
В представленном докладе рассматривается содержание развития моторики у детей дошкольного возраста средствами реализации занятий с нетрадиционными техниками рисования. В статье описана роль и важность процесса рисования на крупе не только в работе с логопедическими проблемами, но и в развитии креативного мышления воспитанников, а так же представлены игры с крупой для развития мелкой моторике у детей с речевыми нарушениями.
Публикация «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Нетрадиционные техники рисования
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. Все материалы
- Темочки
Ключевые слова.
Дети, обучение, развитие речи, развитие творческих способностей, нетрадиционное рисование.
Слайд №2. Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. На всех этапах жизни ребёнка движение рук играют важнейшую роль. Все мы в детстве были художниками. Правда увлечение это проходит в большинстве случаев. Зачем и почему рисуют дети? Это - один из путей совершенствования организма. Чем больше мастерства в детской руке, тем разнообразнее движение рук. Развитие мелкой моторики пальчиков полезно не только само по себе, в настоящее время много говорят о зависимости между точным движением пальцев рук и формированием речи ребенка. Именно поэтому во время тренировки пальцев непроизвольно развиваются органы артикуляции, речь ребенка становится отчетливой, исчезает смазанность, нечеткость произношения. Слаженная и умелая работа пальчиков помогает развиваться речи и интеллекту, оказывает положительное воздействие на весь организм в целом.
Крупа – загадочный материал. Крупа привлекает детей и взрослых своим непостоянством. Игры с крупой вносят в душу ребёнка веселье и радость и вместе с тем способствуют его развитию.
Слайд№3 Одним из направлений в моей коррекционной работе является использование крупы для развития мелкой моторики рук у детей с речевыми нарушениями. Работа по данному направлению в ДОУ преследует цель развития у детей 5, 6 и 7 лет жизни двигательной координации пальцев рук и в целом кисти; научить детей рисовать предметы, природные явления с помощью средств нетрадиционных техник рисования, а именно рисование на крупе.
Совершенство двигательной координации кистей и пальцев позволяет ребенку овладевать письмом. От уровня развития моторики, от уровня овладения дошкольниками нетрадиционными техниками рисования (рисование на крупе пальчиками) зависит уровень успешности обучения ребенка в начальной школе, готовность руки к письму.
В последние годы в ДОУ в процессе подготовки детей к письму происходит акцентирование внимания на подготовке руки к письму. Связано это с тем, что участились случаи, когда ребенок уже учится в первом классе, а его рука или недостаточно подготовлена, или совсем не подготовлена к письму. Поэтому ему очень тяжело справляться с дневным объемом письменных занятий в классе.
Здесь есть несколько связанных между собой проблем:
• У ребенка плохо развита тонкая двигательная координация кистей рук и мелкая моторика;
• Слабо развита способность ориентироваться на плоскости;
• Слабый уровень речевой активности;
• Ребенок недостаточно хорошо выполняет задания по образцу, у него наблюдается слабое развитие зрительно-моторной координации.
Ввиду этих проблем, методика развития мелкой моторики с помощью нетрадиционных методов рисования является актуальной. Она подготавливает руку дошкольника к письму.
Рисование на крупе не утомляет детей, они выполняют задания с высокой активностью и работоспособностью в течение всего времени проведения занятия.
На занятиях важно предлагать ребенку различные виды деятельности. Например, дети рисуют елочку. Сопутствующими заданиями могут быть такие, как словесное описание или рассказ о ней, выкладывание елочки из фасоли, счет елочек и определение размера (большая, маленькая). Для закрепления полученных знаний полезно проводить дидактические игры и упражнения по изучаемой теме. Кроме того, в процессе своей работы я провожу динамические паузы (фикультминутки).
Слайд №4. Знакомясь с новой буквой на занятии, я предлагаю ребенку нарисовать букву манкой. Для этой работы нам понадобятся: крупа манная, клей ПВА, кисточка, поднос, картон, шаблоны букв.
Способ получения изображения:
-ребенок готовит картон нужного цвета, простым карандашом обводит шаблон буквы,
-потом намазывает кистью клей и посыпает аккуратно крупой, лишняя крупа ссыпается на поднос.
-Если нужно придать больший объем, то эту букву намазывает клеем несколько раз по поверхности крупы. Даем нашей работе высохнуть.
Слайд №5. Мелкую крупу можно использовать для пальчикового рисования. Для этого надо высыпать крупу на поднос ровным слоем. Сначала порисуйте сами. Главное – заинтересовать, увлечь ребенка. Проводя пальчиком по крупе, получится яркая контрастная линия. При рисовании и письме на подносе с манной крупой можно использовать тонкие палочки, либо рисовать разными пальцами. Рисовать можно все, что угодно: линии, домики, круги, заборы, облака. Можно изучать форму, буквы и цифры. После выполнения каждого задания поднос можно аккуратно встряхнуть, чтобы поверхность опять стала ровной.
Слайд №6. На первых этапах работы предлагаю детям сортировать крупу, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцем, придавливать поочерёдно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения.
При работе с крупой использую различные варианты. Одним детям легче обвести трафарет и на его основе создавать свой шедевр, а другим интереснее опираться на готовый рисунок и изменять его по своему усмотрению. Аккуратно выкладывать крупинки ребёнок может научиться в более старшем возрасте.
Нетрадиционные техники рисования, могут применяться на подгрупповой и индивидуальной коррекционно - образовательной деятельности, в вечерний отрезок времени, когда дети по желанию занимаются рисованием.
Слайд №7. Игры с крупами:
«Нарисуй и расскажи». Ребёнок создаёт картинку на крупе и сопровождает свои действия речью.
«Насыпь фасоль». Предложить ребенку насыпать фасоль в бутылку с узким горлышком или насыпать крупу в стаканчик через воронку.
«Выложи узор». Из разных видов круп (горох, фасоль, гречка, семечки и др.) можно предложить ребенку выложить на столе причудливые узоры.
«Нарисуй фигуру». Насыпать в лоток манную крупу, предложить ребенку нарисовать знакомые фигуры. Спросить ребенка, на что похожа фигура, есть ли у нее углы, посчитать их.
Слайд №8. «Напиши на крупе». Ребенок пишет заданные буквы, слоги и слова, а учитель-логопед их читает. Допускается и обратный вариант: учитель-логопед пишет, а ребенок читает.
«Найди буквы и назови». Учитель-логопед прячет в крупу пластмассовые буквы. Ребёнок должен найти и назвать все буквы.
Эту игру можно усложнить, давая инструкции типа: «в правом верхнем углу», «в левом нижнем углу».
«Посчитай фасоль». Предложить ребенку посчитать фасоль, бобы, закрепляя при этом прямой и обратный счет. Можно закрепить понятия «больше», «меньше» сравнивая количество фасоли и бобов в двух тарелочках.
«Собери букву». Предложить ребенку выложить на столе из разных круп знакомые буквы, слоги, слова.
Каждый из этих методов – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. К тому же работа способствует развитию мелкой моторики рук у дошкольников.
Слайд №9. Рисование пальцами обеих рук одновременно.
Ребенок окунает пальчики в крупу и рисует ими. Детям обычно этот вид рисования очень нравится.
Рисование ладошкой.
Данный вид рисования аналогичен предыдущему методу, только рисовать ребенок будет не пальчиками, а сразу всей ладонью.
Рисование при помощи трафарета
Этот способ изобразительной деятельности известен даже взрослым людям с детства.
Использование техники рисования крупой позволяет развивать не только все стороны речи. Ребёнок и учитель-логопед легко обмениваются идеями, что позволяет построить партнёрские и доверительные отношения. Особенно хорошо подходит данная техника рисования для детей, которые по какой-либо причине отказываются выполнять различные задания на традиционных занятиях.
Слайд №10. Результаты использования технике рисования крупой таковы :
• Развитие у дошкольников двигательной координации кистей и пальцев, глазомера, зрительного восприятия, ориентировке на листе бумаги;
• Развитие умений и навыков, способствующих подготовке руки ребенка к письму;
• Развитие речи, воображения и восприятия, а значит, познавательных способностей;
• Эмоционально-положительное отношение к рисованию;
• Самовыражение личности, т. е. отображение собственного фантазийного и эмоционального мира.
Исходя из вышесказанного, данная тема является в настоящее время очень актуальной и дает педагогу возможность для творчества.
Список литературы:
1. Афанасьева С. «Написать душу красотой» // Дошкольное воспитание, 1996, №8
2. Гризик Т. И., Тимощук Л. Е. «Развитие речи детей 5 – 6 лет» - М, 1998г.
3. Золотарева А. «Форма работы с детьми на занятиях по рисованию» // Дошкольное воспитание, 2007, №11.
4. Комарова Т. С. «Изобразительная деятельность в детском саду», М, 1990г.
5. Лыкова И. А. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2 – 7 лет», М, 2007г.
6. Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность – старшая группа, подготовительная группа» - М, 2006г. 12
7. Марецкая Н. И. «Организация развивающего пространства в дошкольных образовательных учреждениях» // Дошкольная педагогика, 2005, № 9,10.
8. Никитина А. В. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» - СПб, Издательство КАРО, 2007.
9. Нищева Н. В. «Разноцветные сказки» - СПб, «Детство - Пресс», 2004г.
10. Рузанова Ю. В. «Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности» - СПб, Издательство КАРО, 2007.
11. Хархан Г. В. «Подготовка руки к письму средствами декоративного рисования» // Логопед, 2004, № 5.
12. Цквитария Т. А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. – М. : ТЦ Сфера, 2011. – 128 с. (Библиотека Воспитателя).