МААМ-картинки

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования

Елена Гайдар
Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования

Аннотация.

В представленном докладе рассматривается содержание развития моторики у детей дошкольного возраста средствами реализации занятий с нетрадиционными техниками рисования. В статье описана роль и важность процесса рисования на крупе не только в работе с логопедическими проблемами, но и в развитии креативного мышления воспитанников, а так же представлены игры с крупой для развития мелкой моторике у детей с речевыми нарушениями.

Публикация «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования» размещена в разделах

Ключевые слова.

Дети, обучение, развитие речи, развитие творческих способностей, нетрадиционное рисование.

Слайд №2. Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. На всех этапах жизни ребёнка движение рук играют важнейшую роль. Все мы в детстве были художниками. Правда увлечение это проходит в большинстве случаев. Зачем и почему рисуют дети? Это - один из путей совершенствования организма. Чем больше мастерства в детской руке, тем разнообразнее движение рук. Развитие мелкой моторики пальчиков полезно не только само по себе, в настоящее время много говорят о зависимости между точным движением пальцев рук и формированием речи ребенка. Именно поэтому во время тренировки пальцев непроизвольно развиваются органы артикуляции, речь ребенка становится отчетливой, исчезает смазанность, нечеткость произношения. Слаженная и умелая работа пальчиков помогает развиваться речи и интеллекту, оказывает положительное воздействие на весь организм в целом.

Крупа – загадочный материал. Крупа привлекает детей и взрослых своим непостоянством. Игры с крупой вносят в душу ребёнка веселье и радость и вместе с тем способствуют его развитию.

Слайд№3 Одним из направлений в моей коррекционной работе является использование крупы для развития мелкой моторики рук у детей с речевыми нарушениями. Работа по данному направлению в ДОУ преследует цель развития у детей 5, 6 и 7 лет жизни двигательной координации пальцев рук и в целом кисти; научить детей рисовать предметы, природные явления с помощью средств нетрадиционных техник рисования, а именно рисование на крупе.

Совершенство двигательной координации кистей и пальцев позволяет ребенку овладевать письмом. От уровня развития моторики, от уровня овладения дошкольниками нетрадиционными техниками рисования (рисование на крупе пальчиками) зависит уровень успешности обучения ребенка в начальной школе, готовность руки к письму.

В последние годы в ДОУ в процессе подготовки детей к письму происходит акцентирование внимания на подготовке руки к письму. Связано это с тем, что участились случаи, когда ребенок уже учится в первом классе, а его рука или недостаточно подготовлена, или совсем не подготовлена к письму. Поэтому ему очень тяжело справляться с дневным объемом письменных занятий в классе.

Здесь есть несколько связанных между собой проблем:

• У ребенка плохо развита тонкая двигательная координация кистей рук и мелкая моторика;

• Слабо развита способность ориентироваться на плоскости;

• Слабый уровень речевой активности;

• Ребенок недостаточно хорошо выполняет задания по образцу, у него наблюдается слабое развитие зрительно-моторной координации.

Ввиду этих проблем, методика развития мелкой моторики с помощью нетрадиционных методов рисования является актуальной. Она подготавливает руку дошкольника к письму.

Рисование на крупе не утомляет детей, они выполняют задания с высокой активностью и работоспособностью в течение всего времени проведения занятия.

На занятиях важно предлагать ребенку различные виды деятельности. Например, дети рисуют елочку. Сопутствующими заданиями могут быть такие, как словесное описание или рассказ о ней, выкладывание елочки из фасоли, счет елочек и определение размера (большая, маленькая). Для закрепления полученных знаний полезно проводить дидактические игры и упражнения по изучаемой теме. Кроме того, в процессе своей работы я провожу динамические паузы (фикультминутки).

Слайд №4. Знакомясь с новой буквой на занятии, я предлагаю ребенку нарисовать букву манкой. Для этой работы нам понадобятся: крупа манная, клей ПВА, кисточка, поднос, картон, шаблоны букв.

Способ получения изображения:

-ребенок готовит картон нужного цвета, простым карандашом обводит шаблон буквы,

-потом намазывает кистью клей и посыпает аккуратно крупой, лишняя крупа ссыпается на поднос.

-Если нужно придать больший объем, то эту букву намазывает клеем несколько раз по поверхности крупы. Даем нашей работе высохнуть.

Слайд №5. Мелкую крупу можно использовать для пальчикового рисования. Для этого надо высыпать крупу на поднос ровным слоем. Сначала порисуйте сами. Главное – заинтересовать, увлечь ребенка. Проводя пальчиком по крупе, получится яркая контрастная линия. При рисовании и письме на подносе с манной крупой можно использовать тонкие палочки, либо рисовать разными пальцами. Рисовать можно все, что угодно: линии, домики, круги, заборы, облака. Можно изучать форму, буквы и цифры. После выполнения каждого задания поднос можно аккуратно встряхнуть, чтобы поверхность опять стала ровной.

Слайд №6. На первых этапах работы предлагаю детям сортировать крупу, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцем, придавливать поочерёдно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения.

При работе с крупой использую различные варианты. Одним детям легче обвести трафарет и на его основе создавать свой шедевр, а другим интереснее опираться на готовый рисунок и изменять его по своему усмотрению. Аккуратно выкладывать крупинки ребёнок может научиться в более старшем возрасте.

Нетрадиционные техники рисования, могут применяться на подгрупповой и индивидуальной коррекционно - образовательной деятельности, в вечерний отрезок времени, когда дети по желанию занимаются рисованием.

Слайд №7. Игры с крупами:

«Нарисуй и расскажи». Ребёнок создаёт картинку на крупе и сопровождает свои действия речью.

«Насыпь фасоль». Предложить ребенку насыпать фасоль в бутылку с узким горлышком или насыпать крупу в стаканчик через воронку.

«Выложи узор». Из разных видов круп (горох, фасоль, гречка, семечки и др.) можно предложить ребенку выложить на столе причудливые узоры.

«Нарисуй фигуру». Насыпать в лоток манную крупу, предложить ребенку нарисовать знакомые фигуры. Спросить ребенка, на что похожа фигура, есть ли у нее углы, посчитать их.

Слайд №8. «Напиши на крупе». Ребенок пишет заданные буквы, слоги и слова, а учитель-логопед их читает. Допускается и обратный вариант: учитель-логопед пишет, а ребенок читает.

«Найди буквы и назови». Учитель-логопед прячет в крупу пластмассовые буквы. Ребёнок должен найти и назвать все буквы.

Эту игру можно усложнить, давая инструкции типа: «в правом верхнем углу», «в левом нижнем углу».

«Посчитай фасоль». Предложить ребенку посчитать фасоль, бобы, закрепляя при этом прямой и обратный счет. Можно закрепить понятия «больше», «меньше» сравнивая количество фасоли и бобов в двух тарелочках.

«Собери букву». Предложить ребенку выложить на столе из разных круп знакомые буквы, слоги, слова.

Каждый из этих методов – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. К тому же работа способствует развитию мелкой моторики рук у дошкольников.

Слайд №9. Рисование пальцами обеих рук одновременно.

Ребенок окунает пальчики в крупу и рисует ими. Детям обычно этот вид рисования очень нравится.

Рисование ладошкой.

Данный вид рисования аналогичен предыдущему методу, только рисовать ребенок будет не пальчиками, а сразу всей ладонью.

Рисование при помощи трафарета

Этот способ изобразительной деятельности известен даже взрослым людям с детства.

Использование техники рисования крупой позволяет развивать не только все стороны речи. Ребёнок и учитель-логопед легко обмениваются идеями, что позволяет построить партнёрские и доверительные отношения. Особенно хорошо подходит данная техника рисования для детей, которые по какой-либо причине отказываются выполнять различные задания на традиционных занятиях.

Слайд №10. Результаты использования технике рисования крупой таковы :

Развитие у дошкольников двигательной координации кистей и пальцев, глазомера, зрительного восприятия, ориентировке на листе бумаги;

Развитие умений и навыков, способствующих подготовке руки ребенка к письму;

Развитие речи, воображения и восприятия, а значит, познавательных способностей;

• Эмоционально-положительное отношение к рисованию;

• Самовыражение личности, т. е. отображение собственного фантазийного и эмоционального мира.

Исходя из вышесказанного, данная тема является в настоящее время очень актуальной и дает педагогу возможность для творчества.

Список литературы:

1. Афанасьева С. «Написать душу красотой» // Дошкольное воспитание, 1996, №8

2. Гризик Т. И., Тимощук Л. Е. «Развитие речи детей 5 – 6 лет» - М, 1998г.

3. Золотарева А. «Форма работы с детьми на занятиях по рисованию» // Дошкольное воспитание, 2007, №11.

4. Комарова Т. С. «Изобразительная деятельность в детском саду», М, 1990г.

5. Лыкова И. А. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2 – 7 лет», М, 2007г.

6. Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность – старшая группа, подготовительная группа» - М, 2006г. 12

7. Марецкая Н. И. «Организация развивающего пространства в дошкольных образовательных учреждениях» // Дошкольная педагогика, 2005, № 9,10.

8. Никитина А. В. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» - СПб, Издательство КАРО, 2007.

9. Нищева Н. В. «Разноцветные сказки» - СПб, «Детство - Пресс», 2004г.

10. Рузанова Ю. В. «Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности» - СПб, Издательство КАРО, 2007.

11. Хархан Г. В. «Подготовка руки к письму средствами декоративного рисования» // Логопед, 2004, № 5.

12. Цквитария Т. А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. – М. : ТЦ Сфера, 2011. – 128 с. (Библиотека Воспитателя).

Публикации по теме:

Проект «Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста посредством нетрадиционной техники рисования» Конспект самообразования на тему: «Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста по средством нетрадиционной техники рисования.».

Консультация «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»Консультация «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования» Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования». Одной из эффективных форм развития мелкой.

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрационную технику рисования Нетрадиционное рисование - искусство изображать, не основываясь на традиции. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая.

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования Индивидуальный план работы воспитателя Игнатьевой С. Ю. в межаттестационный период на пять лет (с 2019 по 2024 гг.) Тема: «Развитие мелкой.

Индивидуальный план самообразования воспитателя «Развитие мелкой моторики у детей через нетрадиционные техники рисования» Индивидуальный план самообразования воспитателя Филипповой Надежды Александровны. Тема самообразования: «Развитие мелкой моторики у детей.

Мастер-класс «Развитие мелкой моторики детей как подготовка руки к письму через нетрадиционные способы рисования» Мастер-класс «Добро пожаловать в страну чудес» Тема: Развитие мелкой моторики детей, как подготовка руки к письму через нетрадиционные.

Обобщение педагогического опыта «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования» «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования» Автор опыта работы: Нефедова Ильмира.

План работы кружка «Развитие мелкой моторики рук детей в средней группе через нетрадиционные техники рисования» Развитие мелкой моторики рук детей в средней группе через нетрадиционные техники рисования Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика».

План работы по образованию «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования» План работы по самообразованию. «… Это правда! Ну чего же тут скрывать? Дети любят, очень любят рисовать. На бумаге, на асфальте, на стене.

План самообразования «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования» План самообразования Тема: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования».Цель: - Расширить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования
Опубликовано: 1 декабря 2019 в 19:26
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования» (включая файлы) размещена пользователем Елена Гайдар в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

4 ноября. День народного единства. Передвижка

День народного единства – один из самых юных государственных праздников. Сегодня вспоминаем о тех далёких событиях и о том, что единство и дружба народов – единственно верный путь.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД