Селимова Имамат Сабировна
План работы кружка «Развитие мелкой моторики рук детей в средней группе через нетрадиционные техники рисования»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие мелкой моторики рук детей в средней группе через нетрадиционные техники рисования
Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Что же такое мелкая моторика? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. При этом важно помнить о координации «рука-глаз», т. к. развитие мелких движений рук происходит под контролем зрения. Стимулируя мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за речь. И, кроме того, в дальнейшем эти навыки ребенку потребуются для использования движений, чтобы рисовать, писать, одеваться и т. д. Все дети любят рисовать. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать. Значение нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей ребёнка». Одним из важных средств поощрения и развития изобразительного творчества детей является выставка детского рисунка, мною были подготовлены выставки совместного творчества родителей и детей. Познакомила родителей с различными играми, направленными на развитие мелкой моторики и речевых навыков. Организовала подборку пальчиковых игр и самомассажа и массажа рук по теме. В работе с родителями планирую провести мастер –класс для родителей по ознакомлению с нетрадиционными техниками рисования и материалами. Актуальность. Целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста с использованием нетрадиционных техник рисования способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка. Цель работы : создание условий для развития мелкой моторики у детей 2-3 лет через нетрадиционные техники рисования.
Публикация «План работы кружка „Развитие мелкой моторики рук детей в средней группе через нетрадиционные техники рисования“» размещена в разделах
- Изостудия, кружок ИЗО
- Мелкая моторика
- Нетрадиционные техники рисования
- Нетрадиционные техники рисования. Планы
- Планирование. Планы работ
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Планирование
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2019
Основные задачи:
Развитие и укрепление мелкой моторики. Расширение представления о многообразии нетрадиционных техник рисования. Обучение приёмам нетрадиционных техник рисования. Создание развивающей среды для самовыражения детей в творческой деятельности. Подведение детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей действительности.
Ожидаемые результаты: • Динамика развития мелкой моторики. • Применение изученных техник, приёмов и материалов в художественной непосредственно - образовательной и самостоятельной деятельности. • Пополнение центра изобразительной деятельности различным бросовым материалом для применения в художественной непосредственно - образовательной и самостоятельной деятельности.
Внедрение в практику:
1. Изучение и анализ методической литературы. 2. Разработка перспективного плана на октябрь-апрель по нетрадиционной технике рисования в 2 младшей группе. 3. Консультация для родителей "Значение развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования». 4. Выставки детских рисунков для родителей. 5. Составление конспектов занятий по нетрадиционному рисованию.
План работы.
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ на 2019-2020г.
Сентябрь
№ занятия Тема Нетрадиционные техники Задачи
1 «Осенний ковёр». «Печать листьями». познакомить детей с новым видом изобразительной техники – «печать листьями». Изготовить с детьми чудесную осеннюю полянку с красивыми листочками. Воспитывать аккуратность.
2 «Укрась платочек». Оттиск пробкой. Оттиск пробкой. Рисование пальчиками. Учить украшать платочек простым узором, используя печатание, рисование пальчиками и прием примакивания. чувство композиции Развивать, ритма. Выставка детских работ.
Октябрь
№ занятия Тема Нетрадиционные техники Задачи
1 «Ягоды на тарелочке». Оттиск печаткой из картофеля (круги разной величины) Техника печаткой из картофеля. Показать прием получения отпечатка. Учить рисовать ягоды и яблоки, рассыпанные на тарелке, используя контраст размера и цвета. По желанию можно использовать рисование пальчиками. Развивать чувство композиции. Изготовление общей композиции на большом ватмане.
2 «Грибы в лукошке». Оттиск печатками Оттиск печатками (шляпка-картон, рисование пальчиками. Упражнять в рисовании предметов овальной формы, печатание печатками. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус. Оформление выставки с работами детей.
3 «Цыпленок». Рисование с помощью «Риса», ватные палочки. Учить детей наносить клей на отдельный участок, щедро насыпать крупу на отдельный участок, аккуратно окрашивать рис, «оживлять» работу с помощью ватной палочки. Оформление выставки для родителей.
4 «Дождик, чаще кап-кап-кап» тычок ватной палочкой Учить изображать дождь ватными палочками знакомить с синим цветом. Показать взаимосвязь между характером образа и средствами художественно-образной выразительности. Развивать чувство цвета и ритма.
Ноябрь
№ занятия Тема Нетрадиционные техники Задачи
1 «Плюшевый медвежонок». Рисование поролоновой губкой,. Способ изображения - рисование поролоновой губкой, позволяющий наиболее ярко передать изображаемый объект, характерную фактурность его внешнего вида (объем, пушистость). Изготовление портретов веселых пушистых медвежат, которые можно вставить в рамочку и повесить в группе.
2 «Первый снег». Оттиск печатками из салфетки. Закреплять умение рисовать деревья большие и маленькие, изображать снежок с помощью техники печатания или рисование пальчиками. Оформить с детьми большой коллаж
3 «Окошки в теремке» Занятия «Рисование на манке» Насыпав на поднос крупу тонким слоем, показываю ребенку, как можно оставлять следы от пальчика, кулачка, ладошки, различных предметов. Чаще всего использовала массажный мячик.
Показывала приемы рисования на манке пальчиками, это горизонтальные и вертикальные линии, круги. Затем предметы: мячик, солнышко, домик. В ходе занятий использовали различные предметы для рисования палочки, грабельки и т. д.
4 "Сад в декабре" «Кляксография обычная» ребёнок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются. Учить детей ставить отпечатки поролоном прямоугольной формы, ориентироваться на листе бумаги, развивать глазомер.
Декабрь
№ занятия Тема Нетрадиционные техники Задачи
1 "Воздушные снежинки" «Кляксография трубочкой» Способ получения изображения: ребёнок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает её на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на пятно дует из трубочки так, чтобы её конец не касался ни пятна, ни бумаги. Недостающие детали дорисовываются.
2 «Веселый дождь» «Набрызг» Упражнять в технике печатания. Закрепить понятие «лучик». Учить рисовать лучики, применяя технику печатания.
Развивать цветовосприятие.
3 «Мои рукавички» Оттиск печатками из картофеля. Упражнять в технике печатания. Закрепить умение украшать предмет несложной формы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность.
Воспитывать аккуратность.
4 «Елочный шар» Пальчиковое рисование (круговые движения) Познакомить с техникой рисования «пальчиковая живопись»; учить рисовать круг и закрашивать его круговыми движениями; развивать интерес к рисованию, изобразительным материалам.
Январь
№ занятия Тема Нетрадиционные техники Задачи
1-2 «Весёлый снеговик». Рисование пальчиками, Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Учить закрашивать пальчиком по контуру. Развивать чувство композиции. Оформление выставки «Зимушка – зима».
3 «Елочка пушистая, нарядная» Тычок жесткой полусухой кистью Познакомить с техникой рисования тычком полусухой жесткой кистью. Учить использовать такое средство выразительности, как фактура. Закрепить умение украшать рисунок, используя рисование пальчиками. Воспитывать аккуратность.
Февраль
№ занятия Тема Нетрадиционные техники Задачи
1 «Жили у бабуси два веселых гуся» Рисование ладошкой Познакомить с техникой печатания ладошками. Учить быстро, наносить краску на ладошку и делать отпечатки (большой пальчик смотрит вверх, остальные в сторону). Учить дорисовывать детали. Выставка детских работ на стенде.
2 «Веселый снеговичок» Тычок жесткой полусухой кистью Упражнять в технике тычка полусухой жесткой кистью. Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура.
3 «Плюшевый мишка» Тычок жесткой кистью Упражнять в технике рисования тычком жесткой кистью, совершенствовать умение правильно держать кисточку при рисовании, расширять представления о форме, размере и цвете предметов и их частей, знания об игрушках, развивать изобразительные навыки и умения, моторику рук.
4 «Морозные узоры на стекле» Рисование свечой Познакомить с техникой рисования свечой (узоры). Аккуратно закрашивать лист жидкой краской. Затем каждый получает волшебную картинку – лист с уже нанесенным свечой рисунком и аккуратно закрашивать ее.
Март
№ занятия Тема Нетрадиционные техники Задачи
1 ««Мимоза для мамы» Скатывание бумаги Упражнять в скатывании шариков из салфеток. Развивать чувство композиции. Закрепить навыки наклеивания. Изготовление совместно с родителями необходимых материалов для рисования. Изготовление подарка для мамы.
2 «Солнышко» Рисование ладошкой Познакомить с техникой печатания ладошками. Учить быстро, наносить краску на ладошку и делать отпечатки – лучики у солнышка. Развивать цветовосприятие, закрепить представления о желтом цвете.
3 «Петушок, петушок, золотой гребешок» Рисование ладошкой Продолжать знакомить с нетрадиционными техниками рисования; развивать мелкую моторику пальцев рук; развивать эмоциональную отзывчивость, интерес к рисованию, изобразительным материалам.
4 «Шли ладошки по дорожке» (коллективная) Рисование ладошкой Упражнять в рисовании ладошкой : рисовать на длинном листе бумаги. Учить работать сообща. Развивать мелкую моторику рук.
Апрель
№ занятия Тема Нетрадиционные техники Задачи
1 «Мой любимый дождик». Рисование пальчиками. Показать приёмы получения точек и коротких линий. Учить рисовать дождик из тучек, передавая его характер (мелкий капельками, сильный ливень, используя точку и линию как средство выразительности). Выставка детских работ на стенде.
2 «Поможем доктору Айболиту доплыть до Африки» Рисование по мокрому Продолжать учить рисовать по – мокрому. Раскрепостить руку, проводить свободные прямые и волнистые линии, закрепить представления о синем цвете.
3 «Осьминог» Рисование ладошкой, пальчиком Продолжать осваивать технику печатания ладошкой. Дорисовывать образ осьминога пальчиками. Развивать восприятие, внимание.
4 «Поможем Машеньке перейти через речку» Рисование пальчиком Вызвать интерес к рисованию мостика из «бревнышек». Упражнять проводить линии рядом, пальчиком. Развивать моторику пальцев рук. Воспитывать аккуратность.
Май
№ занятия Тема Нетрадиционные техники Задачи
1 «Одуванчик». Рисование пальчиком. Вызывать эстетические чувства к природе и её изображениям нетрадиционными художественными техниками; развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию. Выставка рисунков детей в разных техниках.
2 «Вот какой у нас салют!» Примакивание тампоном, пробкой Создание красивой коллективной композиции в сотворчестве с воспитателем. Рисование огней салюта разными материалами и способами.
3 «Яблочки для ежика» Рисование поролоновым тампоном. Упражнять рисовать яблочки путем промакивания поролоновым тампоном. Располагать изображения на ограниченной поверхности (дерево). Воспитывать доброту, сочувствие.
4 «Мы рисуем то, что хотим» разные Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.
Июнь-Август Сбор разнообразного природного материала для работ с использованием нетрадиционных техник рисования (листья, веточки, ракушки, шишки, палочки и т. д.)
Заключение Итак, обучение рисованию нетрадиционными способами дошкольников на занятиях в настоящее время имеет важное значение. Нетрадиционное рисование позволяет раскрыть творческий потенциал ребенка, постоянно повышать интерес к художественной деятельности, развивать психические процессы. Оно позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.