Светлана Садова
Развитие мелкой моторики руки у детей раннего возраста через дидактические игры и упражнения
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация. Статья посвящена изучению проблемы развития мелкой моторики руки у детей раннего возраста (2-3 лет) через дидактические игры и упражнения. Актуальность темы обусловлена популярностью идеи раннего развития детей. Прогрессивные специалисты и родители малышей сходятся во мнение, чем раньше начать всестороннее занятие с ребёнком, тем успешнее и быстрее он развивается. Занимаясь с самыми маленькими, основное внимание надо уделять развитию мелкой моторики руки, сенсорному развитию, развитию речи, знакомству с окружающим миром.
Публикация «Развитие мелкой моторики руки у детей раннего возраста через дидактические игры и упражнения» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Игры и пособия
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
В статье представлена педагогическая работа по развитию мелкой моторики руки у самых маленьких детей в ДОУ.
Ключевые слова: дидактическая игра, пальчиковые игры, Чувственный опыт, ранний возраст, осознание, восприятие, занятие, развитие.
В ФГОС ДО говорится, что необходимо развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности.
Результаты педагогического мониторинга показало, что у большинства детей отмечается общее моторное отставание.
Мы делаем вывод: о необходимости создания условий для развития мелкой моторики руки через игры и упражнения.
Правильное развитие мелкой моторики определяет также формирование у ребенка сенсомоторной координации - согласованного действия рук и глаз. С помощью зрения ребенок изучает окружающую действительность, контролирует свои движения, благодаря чему они становятся более совершенными и точными. Глаз как бы «обучает» руку, а с помощью ручных движений в предметах, которыми манипулирует ребенок, открывается больше новой информации. Зрение и движения рук становятся основным источником познания ребенком окружающей действительности. Изучая всевозможные предметы, трогая и ощупывая их руками, ребенок приходит к пониманию причинных связей.
Исходя из актуальности проблемы, что в основе развития мелкой моторики руки детей раннего возраста лежит игровая деятельность, как ведущий вид деятельности ребенка.
Мною были определены цель и задачи:
Цель: Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей раннего возраста посредством дидактических игр и упражнений
Задачи:
- Улучшить координацию и точность движений рук, ритмичность, мелкую моторику пальцев, кистей, общую двигательную активность.
- Содействовать нормализации речевой функции.
- Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность.
- Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.
- Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики.
- Способствовать повышению компетентности родителей (законных представителей) воспитанников в вопросах развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста.
Данные задачи реализовывались через ряд игр и упражнений, а именно:
Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка : способствует овладению навыками мелкой моторики; развивает психические процессы: внимание, память, мышление, воображение; развивает тактильную чувствительность; снимает тревожность. Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Это инсценировка каких – либо рифмованных историй, сказок при помощи рук, пальчикового театра.
В своей работе использую следующие виды игр, способствующие развитию мелких мышц пальцев и кистей рук:
1. игры с пальчиками, сопровождающиеся стишками и потешками;
2. специальные упражнения без речевого сопровождения, объедин нные в комплекс гимнастики для развития мелкой моторики рук, так называемая пальчиковая гимнастика; Выполняя пальчиками различные упражнения, дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений
Игры с прищепками – в нашей группе есть заготовки сделанные из картона в виде тучки, морковки, жика, стрекозы, репки. В эту игру входят разноцветные прищепки двух размеров : крупные и обыкновенные. Так же игры на базе конструктора способствуют развитию мелкой моторики, формированию представлений о цвете и форме и ориентировки в пространстве.
Игры с предметами. Работа с бусами - отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все что нанизывается: пуговицы, бусы, сушки и т. п. Можно составлять бусы из картонных кружочков, квадратиков, сердечек, листьев деревьев, в том числе сухих, ягод рябины.
Использование в деятельности дидактических игр и пособий позволило изменить динамику развития, у детей раннего возраста, мелкой моторики рук : развитие точности и ритмичности движений, ловкости и выносливости пальцев, силы кисти, зрительного контроля движений.
Это свидетельствует о том, что дидактические игры и пособия являются эффективным средством развития мелкой моторики и координации движений рук у мвлышей.