Ольга Сорокина
Развитие мелкой моторики рук у дошкольников с помощью пластилинографии и круп
Коллеги, сегодня, я хотела бы поделиться опытом своей работы с дошкольниками.
Мелкая моторика рук — это способность выполнять точные скоординированные действия пальцами и кистями, такие навыки необходимы не только в быту, они оказывают большое влияние на процесс обучения ребенка. Именно поэтому при диагностике готовности ребенка к школе большое внимание обращают на то, как развита мелкая моторика у дошкольников. В быту ежеминутно мы совершаем действия мелкой моторики : застегиваем пуговицы, завязываем шнурки, держим столовые приборы. Навыки мелкой моторики важны при обучении письму и рисованию: от степени развития этих навыков будет, в том числе зависеть почерк человека. Кроме того, развитие мелкой моторики тесно связано с развитием речи ребенка, так как зоны коры головного мозга, отвечающие за эти функции, расположены очень близко друг от друга. Именно в дошкольном возрасте на развитие мелкой моторики следует обращать особое внимание: к тому моменту, когда ребенок пойдет в школу, его моторные навыки должны быть развиты на достаточном уровне, иначе обучение в школе будет представлять для него определенные сложности. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас. На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой, у таких детей преобладает медлительность выполнения движений, наблюдается зажатость и скованность. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. Понимая важность данной проблемы, я ставлю перед собой цель: развивать мелкую моторику и координацию движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности: пальчиковая гимнастика, игры с крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками, песочная терапия, аппликация, работа с бумагой, лепка из пластилина, солёного теста, шнуровка, раскрашивание, штриховка и многое другое.
Публикация «Развитие мелкой моторики рук у дошкольников с помощью пластилинографии и круп» размещена в разделах
- Крупы. Поделки из круп
- Мелкая моторика
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Пластилинография, пластилин
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Хочу поделится смешанной техникой лепки для развития мелкой моторики рук - использование в пластилинографии обычных круп.
Пластилинография – это одна из нетрадиционных техник изобразительного искусства, которую используют не только в качестве средства развития мелкой моторики детей дошкольного и младшего школьного возраста, но и как метод коррекции психоэмоционального состояния детей. Данная техника появилась совсем недавно, но уже активно используется в детском саду. Она позволяет успешно решать цели и задачи образовательно-воспитательной деятельности в разных возрастных группах. Ранний возраст считается оптимальным для начала занятий с использованием пластилина. Главная цель занятий пластилинографией с детьми 2-3 лет – это развитие мелкой моторики рук. Нервные окончания, расположенные на кончиках пальцев, необходимо стимулировать с помощью лепки, так как это необходимое условие становления речи у малышей. Также с целью развития речи мы с ребятами придумываем рассказ или сказку, в которой упоминается тот предмет, который они лепят. Кроме того, занимаясь лепкой, у детей, создаются предпосылки для развития мышления и эстетического вкуса, формирование усидчивости, стремления довести начатое дело до конца, формирование умения выполнять работу по образцу, развитие произвольного внимания, умения сосредоточиться на цели деятельности, развитие навыков пространственной ориентировки, обучение детей выполнять работу последовательно и аккуратно.
На занятиях я использую шаблоны, которые значительно облегчают организацию занятий с малышами. Детям в возрасте 2-3 лет еще сложно самостоятельно придумать сюжет для картины или создать композицию на заданную тему. И в качестве шаблона выступает силуэт того или иного предмета, или рисунок, который дети будут декорировать пластилином и крупами. Кроме того, использование одинаковых шаблонов предполагает изначальное равенство детей: не будет споров из-за того, что у кого-то поделка больше по размеру, а у кого-то меньше. Детские работы, выполненные на шаблоне, в результате получаются одинаковые по размеру, но разные по наполнению.