Гатина Василя
Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста средствами игровой и продуктивной деятельности
▼ Скачать
Перспективный план по самообразованию
«Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через игровую и продуктивную деятельность».
Цель: совершенствование условий, для развития мелкой моторики пальцев рук детей младшего дошкольного возраста, через различные виды деятельности.
Задачи:
Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук.
Улучшить общую двигательную активность.
Публикация «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста средствами игровой и продуктивной деятельности» размещена в разделах
Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность.
Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.
Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики.
Повышение компетентности родителей в вопросе развития речи детей, мелкой моторики с использованием разнообразных форм, методов и приемов.
Выявление проблемы.
Проблема - низкий уровень развития общей и мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.
Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени
сформированности тонких движений пальцев рук.
Этот факт должен использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и особенно там, где имеется отставание, задержка развития моторной стороны речи. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук.
ЗНАЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ
Развитие мелкой моторики рук детей важно для общего развития ребёнка, так как ему понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие действия.
Речевая способность ребенка зависит не только от тренировки артикулярного аппарата, но и от движения рук. Мелкая моторика очень важна, поскольку через неё развиваются такие высшие свойства сознания, как:
1. Повышается тонус коры головного мозга.
2. Развиваются речевые центры коры головного мозга.
3. Стимулируются развитие речи ребенка.
4. Согласовывают работу понятийного и двигательного центров речи.
5. Способствуют улучшению артикуляционной моторики.
6. Развивается чувство ритма и координацию движений.
7. Поднимается настроение ребенка.
Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Иначе говоря, чем лучше развиты пальчики малыша, тем проще ему будет осваивать речь.
Конечно, развитие мелкой моторики – не единственный фактор, способствующий развитию речи. Если у ребенка будет прекрасно развитая моторика, но с ним не будут разговаривать, то и речь малыша будет недостаточно развита. То есть необходимо развивать речь ребенка в комплексе: много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами. Необходимо читать ребенку, рассказывать обо всем, что его окружает, показывать картинки, которые малыши обычно с удовольствием рассматривают. И плюс к этому, развивать мелкую моторику рук.
Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?
• Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
• Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.
• Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.
• Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворениями, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми движениями.
• Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.
• У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.
• В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Формы работы:
совместная деятельность воспитателя с детьми;
индивидуальная работа с детьми;
свободная самостоятельная деятельность самих детей;
консультативная работа с родителями.
Методы и приемы работы:
пальчиковая гимнастика, физкультминутки;
пальчиковые игры со стихами,
пальчиковый театр;
лепка из пластилина и соленого теста с использованием природного материала (семена, крупы, ракушки и т. д.);
нетрадиционные техники рисования: кистью, пальцем, зубной щеткой и т. д. ;
работа с конструктором ЛЕГО;
различные виды аппликаций;
рисование по трафаретам, штриховка;
лабиринты;
дидактические игры;
завязывание бантиков, шнуровка, застёгивание пуговиц, замков;
игры с мелкими предметами (камешки, пуговицы, мелкие игрушки, крышки от пластиковых бутылок);
пазлы, мозаика;
игры в “сухом бассейне”, наполненном фасолью или цветными крышками
угадывание предмета с закрытыми глазами на ощупь.
План работы:
1. Изучить литературу по данной теме.
2. Внедрить в работу с детьми разнообразные формы, методы и приемы по развитию мелкой моторики.
3. Составить картотеку игр для развития мелкой моторики рук.
4. Составить консультации для родителей, буклеты, провести тематические родительские собрания, мастер-классы.
5. Оформить консультации для воспитателей «Что такое мелкая моторика, почему её нужно развивать и как?».
Сентябрь.
Изучить литературу и опыты работ по данной теме.
Обучение детей игре «Шнуровка».
Настольная игра «Мозаика».
Игра с прищепками «Маленькие помощники».
Игры с кубиками.
Октябрь.
Изучить литературу по данной теме (Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик)
Заучивание пальчиковой игры «Засолка капусты».
Пальчиковая игра «Переложи игрушки».
Изображение пальцами различных фигур: «Флажок», «Очки», «Бинокль», «Стол», «Стул», «Замок».
Штриховка (овощей и фруктов) .
«Что у кого» (раскатывание скомканных комочков).
Ноябрь.
Составить картотеку пальчиковых игр по темам.
Лепка из пластилина (баранок, печенье).
Учить детей одевать и раздевать кукол.
Заучивание пальчиковой игры «Этот пальчик в лес пошёл».
Конструирование из мелкого строителя «Домик», «Заборчик».
«Грузим камушки в грузовик» (камушки рассыпаны по ковру).
«Проехала машина» (рисуем на песке след от машины).
«Чтобы мишке было теплее» (нарвать кусочки бумаги и засыпать мишку).
Декабрь
Заучивание пальчиковой игры «Пирожки», «Снежок».
Пальчиковая игра «Лыжи» (использование крышек от пластик бутылок).
Д/и с сыпучими материалами («сухой бассейн», ищем игрушку, рисуем на крупе).
Учить детей выкладывать простые узоры из ниток, веревочек.
Конструирование из палочек «Флажок», «Елочка».
«Угощение для птиц» (сортировка семян).
«Кто спрятался под листочком» (определить предмет под зеленой тканью).
Упражнение "Ёжик" с массажными мячиками.
Январь.
Заучивание пальчиковой игры «Дружат в нашей группе девочки и мальчики», повторение «Снежок».
Рисование с помощью ватных палочек «Покормим птичек»
Учить детей выкладывать ёлочку из геометрических фигур.
Перекатывание карандаша между пальцами.
«Снегопад в лесу" (на трафарете елки из бархатной бумаги разложить комочки ваты).
«Лепим снежки большие и маленькие» (из салфеток скатывание шариков разного размера).
«Снежная баба» (лепка из пластилина).
Февраль.
Учить детей сматывать нитки в клубок «Озорной котенок».
Конструирование из палочек «Окно», «Домик», «Флажок».
Изготовление подарков к праздникам: «День защитников Отечества».
«Помоги повару разложить фасоль по цвету».
«Витаминный завод» (лепим витамины из пластилина).
«Собери машину» из геометрических фигур.
«Матрешки разбежались» (собрать матрешки одна в одну).
Март.
Заучивание пальчиковой игры «Семья».
«Международный женский день 8 марта» (Веточка мимозы -комбинированная аппликация из бумаги и гороха).
«Что купила мама» (поиск овощей и фруктов в сухом бассейне).
«Бусы для мамы» (нанизывание крупных бусин на шнурок).
Конструирование из палочек предметов мебели: «Стол», Стул», «Кровать», «Телевизор» и т. д.
Самомассаж грецким орехом («Я катаю мой орех, чтобы был круглее всех». О. И. Крепенчук).
Штриховка (мяча).
«Следы от капели» (рисуем точки на манке).
«Солнце светит ярко» (лучики из прищепок на желтом круге).
Апрель.
Заучивание пальчиковой игры «Здравствуй пальчик, как живешь?», повторение «Семья».
Продолжать учить детей выкладывать узоры с помощью веревочки. Конструировать из палочек «Ракета» (по образцу и по желанию).
Учить детей изображать пальчиками различные фигуры: «Флажок», «Очки», «Стол», «Стул», «Бочка», «Крыша».
«Червячки для грачей» (лепка из пластилина).
«Поможем птицам» (выкладывание гнезда комочками выты).
«Напоим птиц» (работа с водой и пипеткой).
«Домик для птиц» ( выкладывание домика из счетных палочек: кормушки, скворечника).
Май.
Заучивание пальчиковой игры «Спал цветок и вдруг проснулся…».
Учить детей способу обрывания по нарисованным линиям (Полоски, треугольники, квадраты) .
Выкладывание из палочек знакомых фигур по желанию.
«Строим дачный дом» (конструктор).
«Дорожка» (выкладывание геометрических фигур на ковре).
«Рисуем пуговицы» (выкладывание картинок из пуговиц).
«Посадка фасоли" (дети в песке пальцем делают ямки и сажают семена).
«Кто больше соберет фасоли" (сбор фасоли, рассыпанной на столе).
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ.
Сентябрь
Анкетирование на тему «Развитие мелкой моторики у малышей».
Октябрь
Подготовить для родителей консультацию «Что такое мелкая моторика?»
Ноябрь
Изготовление дидактических игр для развития мелкой моторики.
Выставка для родителей дидактических игр и пособий по развитию мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста.
Декабрь
Подготовить консультацию для родителей «Развитие мелкой моторики, как средство формирование речи детей младшего дошкольного возраста».
Разработать памятку для родителей «Развитие мелкой моторики рук у младших дошкольников».
Январь
Подготовить для родителей консультацию «Пальцы помогают говорить».
Оформление папки-передвижки «Игры с пальчиками».
Буклет «Пальчиковые игры для малышей».
Февраль.
Консультация для родителей «Игры дома».
Март
Выставка творческих детско-родительских работ «Наши с мамой руки».
Апрель
Консультация «Способности детей - на кончиках их пальцев».
Май
Создание пальчикового театра по мотивам русских народных сказок.