Папки-передвижки

Консультация для педагогов «Развитие мелкой моторики рук ребенка в системе работы педагогов ДОО»

Ирина Павлова
Консультация для педагогов «Развитие мелкой моторики рук ребенка в системе работы педагогов ДОО»
▼ Скачать + Заказать документы

Моторные навыки — это основа большинства видов деятельности. Именно они позволяют выполнять нам практически все — от ходьбы до письма.

Все движения делятся на две категории: крупная моторика, осуществляемая крупными мышцами тела, и мелкая моторика, выполняемая мышцами кистей рук и ног.

Для развития ребенка важно гармоничное развитие обоих типов навыков.

Крупная моторика является основой любых движений, необходимых в повседневной жизни.

Публикация «Консультация для педагогов „Развитие мелкой моторики рук ребенка в системе работы педагогов ДОО“» размещена в разделах

Важно соответствие моторного развития ребенка существующим нормам особенно в первые два года.

В последнее время ученые все больше говорят о зависимости психического развития ребенка, его интеллектуального и речевого развития от развития моторики, как мелкой, так и крупной. Исследования показывают, что пребывание ребенка в цифровой среде, в виртуальном мире, все больше отрицательно сказывается на его моторном развитии.

Мелкая моторика развивается естественным образом, начиная с младенческого возраста, на базе общей моторики.

Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий человека, направленных на выполнение точных мелких движений кистями и пальцами рук и ног. Достигается скоординированным функционированием нервной, мышечной и костной систем, а также, обычно, зрительной системой.

Этапы моторного развития ребенка дошкольного возраста

• 2-3 месяца. На этом этапе ребенок активно интересуется окружающим его миром, изучая его через осязание, проявляет интерес к предметам и игрушкам, хватает и ощупывает их.

• 3-6 месяцев. Малыш начинает уже сам тянуться к игрушкам и предметам, которые вызывают у него интерес.

• 8-12 месяцев. Активное взаимодействие с предметами – малыш берет их, перекладывает из одной руки в другую.

• 1 год. Дети активно подражают взрослым. Выполняет действия с игрушками.

• 12-18 месяцев. С этого возраста ребенок уже умеет держать в руках карандаш, ложку и т. д. Начинаются более активные игры, постройка башен из кубиков и т. д.

• 18-24 месяца. Ребенок может переворачивать по одной странице книги. На этом этапе уже есть понимание формы предметов, т. е. ребенок может поместить пирамидку (кубик, шар) в соответствующее отверстие.

• 24-36 месяцев. Ребенок может быть занят игрой с пластилином, работой с песком и глиной. Дети уже открывают ящики у стола, могут достать оттуда все содержимое.

• 3-4 года. Дети уже могут обводить контуры, строить более высокие постройки из кубиков.

• 4-5 лет. Дети могут раскрашивать картинки, рисовать карандашом. Как правило, на этом этапе ребенок активно лепит из пластилина, может переписывать печатные буквы и сам завязывать шнурки.

• 5-6 лет. Дети могут вырезать предметы из бумаги и картона. Ребенок уже может писать, рисовать простые геометрические фигуры, цифры, буквы (некоторым нужен образец для этого).

Нарушение мелкой моторики у детей – это расстройство кистевого и пальцевого праксиса, сопровождающееся трудностями выполнения точных координированных движений. Дошкольники с недостаточностью тонкой моторикой плохо удерживают предметы в руке (ложку, карандаш, не могут застегнуть пуговицы, зашнуровать обувь, не любят конструировать, рисовать, имеют плохой почерк. Как правило, у них отмечаются нарушения речевого развития.

У детей расстройства ручного праксиса чаще всего вызываются следующими факторами:

• перинатальной патологией;

• недоношенностью;

• нейроинфекциями;

• поражениями мозжечка;

• травмами головы;

• травмами и патологиями верхних конечностей;

• наследственными заболеваниями;

• СДВГ, аутизмом, синдромом Аспергера, алалией, заиканием, дизартрией.

Около 2/3 площади двигательной коры в мозге отвечают за регуляцию движений кисти руки. Эти двигательные центры располагаются в непосредственной близости от моторного центра речи, поэтому при работе мышц руки неизбежно активизируется речевой центр. Этим объясняется тесная взаимосвязь уровня развития мелкой моторики и речевой функции.

Развитие мелкой моторики в основном приходится на дошкольный возраст и заканчивается к 6-7 годам.

Движения пальцев рук влияют на развитие моторной функции речи и стимулируют развитие других психических функций – мышления, памяти, внимания.

По наблюдениям исследователей, развитие словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной тонкости. Развитие пальцевой моторики как бы подготавливает почву для последующего формирования речи.

Следствием низкого уровня сформированности мелкой моторики становятся школьные трудности. Дети имеют неаккуратный, неразборчивый почерк. Несовершенства устной речи часто приводят к развитию дисграфии.

Специалисты рекомендуют начинать развитие мелкой моторики у детей в возрасте восьми месяцев. Именно в этот период пальцы рук уже будут поддаваться активной тренировке. Можно, конечно, приступить к развитию мелкой моторики и раньше, предлагая малышу поиграть с предметами разных фактур, форм и размеров, а также со специальными игрушками, которые, кстати говоря, легко делаются из того, что есть дома, но не факт, что будет результат. Так что, восемь месяцев – это самый оптимальный срок.

Упражнения в повседневной жизни очень важны для детей дошкольного возраста, т. к. тренировка пальцев рук является мощным тонизирующим фактором для коры головного мозга. Правильное развитие мелкой моторики определяет также формирование у малышей сенсомоторной координации, т. е. согласованного действия рук и глаз. С помощью зрения ребенок изучает окружающую действительность, контролирует свои движения, благодаря чему они становятся более совершенными и точными.

Систематические упражнения по тренировке пальцев рук являются и средством повышения работоспособности коры головного мозга.

Мелкую моторику рук развивают также физические упражнения. Это разнообразные висы и лазание (на спортивном комплексе, по лесенке и т. д.). Такие упражнения укрепляют ладони и пальцы малыша, развивают мышцы. Малыш, которому позволяют лазать и висеть, лучше осваивает упражнения, направленные непосредственно на мелкую моторику. Это следует учитывать инструкторам по физическому воспитанию, которые должны включать подобные упражнения в комплексы ОРУ.

Игры и упражнения для развития мелкой моторики

• Игры с природным материалом (с массажными мячиками, грецкими орехами, каштанами, желудями, шишками, чурочками, палочками, камешками и т. п.).

• Пальчиковые игры, пальчиковая гимнастика с рифмованным текстом, массаж пальчиков.

• Лепка из глины, пластилина или солёного теста.

• Игры с игрушками-вкладышами, мозаикой, конструкторами.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Развитие речи и мелкой моторики ребенка с помощью конструирования из деревянных кубиков»Консультация для родителей «Развитие речи и мелкой моторики ребенка с помощью конструирования из деревянных кубиков» Цель: помочь родителям привлечь своих детей к приобретению конструкторского опыта. Задачи: 1. Развивать с помощью конструирования активный.

Консультация для педагогов «Изонить как средство развития мелкой моторики»Консультация для педагогов «Изонить как средство развития мелкой моторики» Каждый ребенок любит и по - своему умеет рисовать. Дети рисуют карандашами и красками, палочкой на снегу, мелом, углем и многими другими.

Консультация для педагогов «Конструирование в развитие ребенка в 3–4 года»Консультация для педагогов «Конструирование в развитие ребенка в 3–4 года» Консультация для педагогов «Конструирование в развитие ребенка в 3-4 года». Конструирование —важное средство умственного воспитания детей.

Консультация для педагогов «Методы и приемы развития мелкой моторики в свободной деятельности»Консультация для педагогов «Методы и приемы развития мелкой моторики в свободной деятельности» Для повышения эффективности работы по развитию мелкой моторики, необходимо проводить ее в течение всего дня. Предлагаю Вашему вниманию примерный.

Консультация для педагогов «Методы и приемы развития мелкой моторики в свободной деятельности»Консультация для педагогов «Методы и приемы развития мелкой моторики в свободной деятельности» Педагогам известно, какую важную роль играет мелкая моторика пальцев рук в развитии речи детей дошкольного возраста. Предлагаю Вашему вниманию.

Консультация для педагогов «Развитие эмоциональной сферы ребенка посредством театрализованных игр» Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным,.

Консультация для родителей «Влияние мелкой моторики на развитие ребенка» Родители не раз слышали, что у детей нужно развивать мелкую моторику рук. Но наверное думали, серьезно ли это и зачем это делать. Что же.

Консультация для родителей и педагогов «Лепка как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста»Консультация для родителей и педагогов «Лепка как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста» Почему для детей так важно развитие мелкой моторики рук? В прошлом веке знаменитая Мария Монтессори заметила связь между развитием тонких.

Мастер-класс для педагогов на тему «Развитие мелкой моторики руки с учетом здоровьесберегающих технологий» Цель: Познакомить педагогов, участвующих в мастер-классе, с нетрадиционными методами развития мелкой моторики и приемами их использования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Развитие мелкой моторики рук ребенка в системе работы педагогов ДОО»
Опубликовано: 11 марта 2024 в 18:21
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Развитие мелкой моторики рук ребенка в системе работы педагогов ДОО»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Павлова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД