Марина Коптяева
Развитие мелкой моторики рук как одно из направлений развития речи детей дошкольного возраста
Актуальность
В настоящее время проблема воспитания детей дошкольного возраста с отклонениями в речевом развитии становится всё актуальней. С каждым годом заметно возрастает количество детей с нарушением речи. Поэтому очень важно как можно раньше выявить и устранить эти нарушения, чтобы в школе ребенок не испытывал трудности как в обучении, так и в общении со сверстниками.
Публикация «Развитие мелкой моторики рук как одно из направлений развития речи детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Я работаю в логопедической группе и вижу, что дети, поступающие к нам, часто не имеют уверенной координации движений пальцев рук. Как правило, у них отмечается моторная неловкость, неточность движений, трудности в переключении движений.
Сегодня широко известно, что развитие мелкой моторики пальцев рук через определенные зоны в коре головного мозга положительно сказывается на становлении детской речи, повышает работоспособность ребенка, его внимание и умственную активность, стимулирует интеллектуальную и творческую деятельность. Кроме того, гимнастика для пальчиков помогает ребенку при рисовании, письме, лепке, любой игровой и бытовой деятельности.
Таким образом, постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкую моторику, является необходимым элементом в системе логопедического воздействия.
Цель
Учитывая важность проблемы, была поставлена цель: стимулировать речевую и мыслительную деятельность ребёнка через развитие мелкой моторики.
Задачи
Определены основные задачи:
1. Развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук; точность и координацию движений руки и глаза.
2. Формировать графические навыки, подготовить руку ребенка к овладению письмом.
3. Совершенствовать движения рук, развивая психические процессы (произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память, речь детей).
4. Развивать умение действовать по словесным инструкциям, соразмеряя индивидуальный темп выполнения с заданным и умение самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи, контроль за собственными действиями.
Эпизодическая деятельность не дает положительного результата, поэтому в нашем саду работа по развитию мелкой моторики и координации движений рук ведется регулярно. Используются разные формы работы: на занятиях, в совместной деятельности воспитателя с детьми, в свободной самостоятельной деятельности самих детей, при работе с родителями.
Во всех группах создана полноценная предметно-развивающая среда, которая предусматривает наличие пособий, оборудования и инвентаря, способствующих формированию мелкой моторики у детей дошкольного возраста.
Моя группа тоже не стала исключением. Я активно использую в своей работе различные приемы развития мелкой моторики. Меня больше заинтересовали развивающие игры и пособия, изготовленные своими руками.
Первую развивающую книжку я изготовила довольно давно. Тогда это было новинкой, и мне приходилось по крупинкам собирать информацию. Хотелось изготовить пособие для закрепления навыков работы с различными видами застежек. И вот, что у меня получилось.
Книжка состоит из отдельных листов с петельками, которые соединяются между собой при помощи шнурков. Каждая страничка – это отдельная история со своим сюжетом и, вместе с тем, они связаны между собой одними героями-персонажами.
Вторым стал развивающий коврик «Теремок».
Теремок получился трехэтажным с ванной, спальней, гостиной, столовой, кухней и кладовой. Для развития тактильных ощущений были использованы разные материалы, много съёмных деталей, разные виды застежек.
Подобные книжки и коврики шьют для маленьких детей, но как оказалось, они актуальны и для детей старшего дошкольного возраста. Ведь от простого манипулирования предметами дети переходят к сюжетно-ролевым играм: купают сказочных героев в ванне, чистят им зубы, читают книгу, укладывают спать, кормят, показывают телепередачи, поливают цветы, готовят еду, подметают и т. д.
Когда я принесла в группу свои поделки, то поняла, что работу нужно продолжать: дети были в восторге, им очень понравилось играть и с книжкой, и ковриком, и что порадовало меня – дети, даже самые стеснительные, начали задавать вопросы, общаться, разговаривать. Я решила начать работу по изготовлению подобных пособий по лексическим темам.
Продолжение следует.