Пахомова Нина
Опыт работы «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»
▼ Скачать + Заказать документы
Детский сад является первой ступенью в системе образования, выполняет важную функцию подготовки детей к школе.
Подготовка детей к школе – это обеспечение всестороннего развития ребёнка, в частности – формирование у него элементарных математических представлений.
Публикация «Опыт работы „Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2023
Методика развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста постоянно развивается, совершенствуется, обогащается за счёт новых технологий обучения.
Внедрение в практику эффективных развивающих методов позволяет разнообразить занятия с детьми, познакомить со сложными, абстрактными математическими понятиями в доступной форме.
Математика играет огромную роль в умственном воспитании и развитии интеллекта.
Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверенны в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.
Интеллектуальный труд очень нелёгок, и, учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, свою работу я строю по принципу, что основной метод развития – проблемно-поисковый, а главная форма организации детской деятельности – игра. Ещё Л. С. Выготский в своей книге «Учение о возрасте» писал: «…развитие есть только там, где есть проблема…».
Поскольку на специально организованные занятия по формированию элементарных математических представлений времени отводится не так уж и много (по одному занятию в неделю в средней группе, то знания, полученные на этих занятиях, необходимо постоянно расширять и закреплять.
Изучив различную литературу, я пришла к выводу, что исправить ситуацию можно, используя в различных видах деятельности разнообразные задания математического содержания.
С этой целью особое внимание уделяю игровой деятельности, поскольку игра - это ведущий вид деятельности дошкольника. В игровой деятельности ребенок находится в позиции «равноправного партнера» по отношению к взрослому, что способствует укреплению уверенности в себе, в своих интеллектуальных возможностях.
Игры с математическим содержанием развивают логическое мышление, познавательные интересы, творческие способности, речь, воспитывают самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, преодолении трудностей.
В своей работе я использую различные виды игр: сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные, театрализованные, строительные.
Сюжетно-ролевые игры.
В сюжетно-ролевых играх, могут быть созданы условия для освоения дошкольниками вычислительных действий, пространства и времени, для организации опыта экспериментирования с различными веществами и пр. В своей работе использую сюжетно-ролевые игры такие как «Семья», «Магазин», «Детский сад», «Больница» и др.
Например, в сюжетно-ролевой игре «Семья» (такие атрибуты как кукольная посуда и тканевые салфетки помогут формированию представлений о цвете, размере и форме. В процессе игры можно предложить подобрать салфетку и посуду по цвету и размеру. Можно посчитать, сколько кукол посадили за стол и сколько нужно для них тарелок, сколько тарелок не хватает и т. д.).
Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская» (одними из немаловажных атрибутов для этой игры являются заколки, резинки, расчески, альбом с причёсками. Как можно их использовать для формирования математических представлений? Парикмахер в беседе с клиентом интересуется, какую прическу сделать: с длинными волосами или короткими, на какую сторону причесать, сколько сделать хвостиков или косичек, с какой стороны прикрепить заколки и т. д.).
В сюжетно-ролевых играх я побуждаю детей использовать постройки из различного строительного материала : гаражи для больших и маленьких машин, загоны для скота и т. п. При его использовании идёт закрепление формы, цвета, количества, длины, величины.
Подвижные игры. Математическую тематику можно найти в любой подвижной игре. Я провожу их на прогулке, во время свободной деятельности или использую как физкультминутки во время занятия. Например, в игре «Далеко – близко», в процессе метания в корзины, расположенные на различном расстоянии друг от друга, закрепляется у детей пространственные представления далеко и близко. В игре «Беги в свой домик» закрепляться умение находить сходство между геометрическими фигурами и окружающими предметами.
Дидактические игры. В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий. Каждая из игр решает конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных) представлений детей.
Дидактические игры математической направленности классифицируются на несколько групп:
1. Игры на количество и счет. Это такие игры как «Найди пару», «Который по счёту», «Чего не стало?» и т. д.
Эти игры направлены на то, чтобы научить детей сравнивать предметы по количеству, понимать и правильно употреблять слова много – мало, пустой – полный, поровну, закреплять счёт.
В повседневной жизни во время рассматривания иллюстраций можно спросить детей, сколько каких предметов на ней изображено. На прогулке можно предложить налить в ведёрко много или мало воды, полное или половину и т. д.
2. Игры на величину. Это такие игры как «Завяжем куклам бантики», «Наведем порядок», «Матрешки» и т. д.
Эти игры направлены на то чтобы, научить детей сравнивать и подбирать предметы по величине, понимать и правильно использовать в речи слова большой, поменьше, маленький, одинаковые и т. п.
В повседневной жизни можно предложить детям сравнить туфельки друг друга и разделить их на большие и маленькие. Выяснить, какая туфелька больше, прикладывая, подошвы друг к другу.
На прогулке предложить собрать камешки, листочки, шишки определённого размера.
3. Игры с геометрическими фигурами.
К таким играм относятся: «Формы», «Геометрическая мозаика», «Целое из частей», «Бусы», «Разложи в коробку». Эти игры направлены на развитие пространственного воображения детей. Они развивают зрительное восприятие, произвольное внимание, память и образное мышление, а также закрепляют название цветов и геометрических фигур.
Развитие представлений о форме осуществляется параллельно и в органической связи с обучением счету, сравнению предметов по их размеру и т. д.
Очень важно также, чтобы работа по развитию представлений о форме была тесно связана с обучением разным видам изобразительной деятельности, так как задача воссоздать предмет (нарисовать, слепить, сконструировать) всегда вызывает необходимость в четком восприятии его формы. Большое значение имеет осязательно-двигательное обследование моделей. Подключение руки к работе глаза улучшает восприятие формы.
4. Игры на ориентировку в пространстве.
Ориентировка в пространственных направлениях - непременный компонент любого практического действия.
Пространственные представления детей постоянно расширяются и закрепляются в процессе всех видов деятельности.
В средней группе ребенок должен научиться определять, где расположен тот или иной предмет по отношению к нему вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа.
Основой различения пространственных направлений служит различение частей тела, определение сторон на самом себе. Это такие игры, как «Угадай, что где находится», «Кто ушел и где он стоял?» и др.
Представление «близко», «далеко» дети получают, производя действия с игрушками и предметами, «Чей мяч покатился дальше? Кто дальше бросил снежок?» постоянно ребенок усваивает значение слов: ближе, дальше, близко, далеко.
5. Игры на ориентировку во времени.
Ориентировка во времени развивается у ребенка в основном в повседневной жизни. Вместе с детьми рассматриваем картинки, на которых изображены дети (взрослые) в какой-либо деятельности. Выясняем, что они делают; задаю вопросы: «А ты что делал утром? Днем?», «А ты когда играешь? Гуляешь? Спишь?».
Временные понятия «сегодня», «завтра», «вчера» ребенку усвоить сложно. Поэтому постоянно обращаюсь к детям с вопросами: «Когда мы рисовали? Что мы видели сегодня (вчера? Куда пойдем завтра?».
Значение слов быстро — медленно раскрывают на конкретных примерах. Обращаю внимание детей на степень быстроты их движений в играх («Поезд идет медленно, затем все быстрее и быстрее»). Во время одевания хвалю тех, кто быстрее одевается, порицаю медлительных; на прогулках сравниваем скорость движения пешехода и велосипедиста, гусеницы и жука.
Театрализованные игры развивают познавательные способности, активизируют мыслительные процессы, пробуждают творческую инициативу, воображение, фантазию.
Например, в театрализованной игре «Теремок» - можно запомнить не только количественный и порядковый счёт (первой пришла к теремку мышка, второй лягушка и т. д., но и основы арифметики. Дети легко усваивают, как увеличивается количество на единицу. Прискакал зайка, и стало их трое. Прибежала лисица, и стало их четверо.
В театрализованной игре «Три медведя» и медведей можно посчитать и о размере поговорить (большой, маленький, средний, кто больше, кто меньше, кто самый большой, кто самый маленький, соотнести мишек с соответствующими стульями, тарелками.
Строительные игры.
Какие дети не любят конструировать? К конструктивным играм относится: «Домики для матрёшек», «Ферма», «Мебель для кукол», «Гаражи для автомобилей» и т. д.
Включение детей в систематическую конструкторскую деятельность можно считать одним из важных условий формирования способности воспринимать внешние свойства предметного мира (величина, форма, пространственные и размерные отношения). Важным является и то, что наряду с учебно-игровыми пособиями используется «жизненный» материал, что помогает осуществить перенос изучаемого на бытовые ситуации, близкие детям.
Так же для успешного развития элементарных математических представлений в группе создана предметно-развивающая среда, т. е. условия для познавательной деятельности. В группе имеются:
• разнообразные мелкие пластмассовые и металлические конструкторы;
• несколько видов мозаики, мелкой и крупной, разрезные картинки, пазлы, лото, домино;
• настольно-печатные игры по усвоению форм, овладению счетом, различению и использованию схем, условных знаков;
• игрушки большие и маленькие, высокие и низкие, ленточки разной длины и цвета;
• карточки с временами суток, времени года;
• наборы и трафареты геометрических фигур,
• раскраски, предметные картинки, карточки с цифрами;
• простейшие варианты игр «Танграм», «Колумбово яйцо», «Кубики и цвет» и прочее.
Чтобы результаты работы с детьми 4-5 лет по формированию элементарных математических представлений были более продуктивными, я сочла необходимым привлечь родителей.
Родителям предлагались рекомендации по использованию игрового материала математического содержания в домашних условиях «Занимательная математика дома».
В качестве игрового материала предлагалось использование подручных средств (кастрюли, тарелки, ложки, вилки, природный материал (шишки, каштаны, бусины, крупы, фасоль и т. д.
Дети с помощью нестандартного материала закрепляют размер, величину, количественный и порядковый счет, развивается мелкая моторика : «Собери бусы», «Найди ошибку», «Раскрась предметы» и т. п.
Таким образом, можно сказать, что не один метод не даёт такого положительного эффекта на развитие элементарных математических представлений у дошкольников, как игровой.