Любовь Коротовских
Развитие математических способностей старших дошкольников посредством логических игр и упражнений
▼ Скачать + Заказать документы
«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
В. А. Сухомлинский.
Актуальность педагогического опыта
Публикация «Развитие математических способностей старших дошкольников посредством логических игр и упражнений» размещена в разделах
- Игры для детей
- Логическое мышление
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни ребенка. Известно, что игра как один из наиболее естественных видов деятельности детей способствует становлению и развитию интеллектуальных и личностных проявлений, самовыражению, самостоятельности.
В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.
Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. Математическое развитие - значимый компонент формирования «картины мира» ребенка.
Для формирования элементарных математических представлений дошкольников, необходимо использовать такие методы и приемы, когда знания не даются детям в готовом виде, а постигаются ими путем самостоятельного анализа.
Развитое математическое мышление не только помогает ребенку ориентироваться и уверенно чувствовать в окружающем его современном мире, но и способствует его общему умственному развитию. Поэтому основное требование к форме организации обучения и воспитания - сделать занятия по формированию элементарных математических знаний максимально эффективными для того, чтобы на каждом возрастном этапе обеспечить усвоение ребенком максимально доступным ему объектом знаний и стимулировать его интеллектуальное развитие.
Все полученные знания и умения закрепляются в дидактических играх, которым необходимо уделять большое внимание.
Основное назначение их – обеспечить детей знаниями в различии, выделении, назывании множества предметов, чисел, геометрических фигур, направлений. В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий. Каждая игра несет конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных) представлений детей. Все полученные знания и умения подготавливают к усвоению детьми более сложных математических задач на следующей ступени развития. А это значит, что, формируя элементарные математические представления дошкольников, мы готовим ребенка к изучению математики в школе.
В связи с этим меня заинтересовала проблема: можно ли повысить мотивацию дошкольников в формировании элементарных математических представлений посредством использования дидактических игр.
Ведущая педагогическая идея опыта.
Работая в детском саду, я заметила, что дети редко отвечают на вопросы, сомневаются в своих ответах, внимание и память слабо развиты.
Провела обследование, с помощью которого смогла выявить детей, особо нуждающихся в помощи. Дети допускали ошибки в счете, не могли ориентироваться во времени, многие не знали геометрические фигуры.
Ведущая педагогическая идея опыта: определение путей повышение мотивации дошкольника в формировании математических представлений посредством использования дидактических игр. Развитие логического мышления имеет особое значение для подготовки детей к школьному обучению. Ведь важно не только, какими знаниями владеет ребенок ко времени поступления в школу, а готов ли он к получению новых знаний, умеет ли рассуждать, фантазировать, делать самостоятельные выводы, строить замыслы сочинений, рисунков, конструкций. И самый эффективный метод - использование дидактической (обучающей) игры как одной из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка и в тоже время - основного вида деятельности дошкольников.
Цель опыта: формирование элементарных математических представлений через дидактические игры.
Задачи опыта:
-Закрепление знаний о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени как основы математического развития
-Формирование ориентации в количественных, пространственных и временных отношениях окружающей действительности;
-Формирование навыков и умений в счете;
-Развитие познавательных интересов и способностей, логического мышления.
Организация предметно – развивающей среды.
Условием успешной реализации программы по формированию элементарных математических представлений является организация предметно – пространственной, развивающей среды в группе. С целью стимулирования интеллектуального развития детей мною был оборудован уголок занимательной математики, состоящий из развивающих и занимательных игр, создан центр познавательного развития, где расположены дидактические игры и другой игровой занимательный материал: блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, простейшие варианты игр «Танграм», «Кубики и цвет», «Колумбово яйцо»
Я собрала и систематизировала наглядный материал по развитию логического мышления, загадки, задачи-шутки, занимательные вопросы, лабиринты, головоломки, считалки, пословицы, поговорки и физкультминутки с математическим содержанием.
Материал, находящийся в математическом уголке, разнообразный. Это и сюжетные картинки и дидактические, настольно-печатные, логико-математические игры, геометрические головоломки, лабиринты, тетради на печатной основе, числовые лото,
календари, линейки; магнитные цифры, счетные палочки; наборы геометрических фигур и т. д.
Многообразие наглядно - дидактического материала в математическом уголке способствует усвоению большого по объему материала, а своевременная смена пособий поддерживала внимание детей к уголку и привлекает их к выполнению разнообразных заданий.
Таким образом, правильно организованная предметно - развивающая среда в группе, помогла не только развить творческие способности ребенка, его индивидуальные особенности, активизировать его самостоятельную мыслительную деятельность, развить понимание математической речи, но и помогла развить интеллектуальные способности ребенка.
Организация работы с детьми в рамках представляемого педагогического опыта.
Использование в практике работы занятий в игровой форме, дидактических игр, занятий-развлечений способствует прочному овладению знаний, так как в них дети не только упражняют память, но и активизируют мыслительные процессы.
Дидактические игры способствуют развитию сообразительности, наблюдательности, умению применять полученные знания в игровой ситуации.
Изучив, педагогические технологии, я отметила, что уникальным средством обеспечения сотрудничества детей и взрослых, способом реализации личностно - ориентированного подхода к образованию является использование игровых форм обучения на занятиях.
Также мною был изготовлен иллюстрированный альбом, который содержит различные игровые задания: на закрепление знания чисел, классификацию, обобщение, знание величин, геометрических фигур, цветов, развитие пространственно - временных представлений, также логические задачки математического содержания, которые воспитывают у детей познавательный интерес.
Далее постепенно я стала использовать игры во всех видах деятельности, каждое событие ребёнка стараюсь ненавязчиво связать с математикой (на утренней гимнастике, на прогулке, в свободной деятельности).
В этом мне помогает папка с подборкой математических загадок, весёлых стихотворений, также в ней содержатся пословицы, скороговорки, крылатые выражения, считалки, логические задачи, задачи-шутки, математические сказки.
Взаимодействие с родителями воспитанников.
Поскольку обучение формированию элементарным математическим представлениям – длительная работа, потребовалось участие родителей. Для этого использовала разнообразные формы работы с родителями.
Проводила:
• консультации «Интеллектуальные игры в жизни детей», «Развитие математических способностей детей», «Дома играем - математику изучаем», «Развитие математических способностей у дошкольного возраста», «Развивающие игры в детском саду и их роль в умственном развитии ребенка», «Роль дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»;
• индивидуальные беседы;
• оформила стенд «Занимательная математика»;
• папки-передвижки «Учим детей логически мыслить», «Загадки как средство формирования познавательной деятельности детей», «Интеллектуальные игры – как средство познания мира математики»
• обновляла материал в уголке для родителей, старалась подобрать интересные и доступные по содержанию игры, задания, упражнения, которые они могли бы самостоятельно использовать дома.
Считаю, что только совместная работа воспитателей и родителей по обучению детей математике через игру, будет способствовать всестороннем развитию детей, подготовке к обучению в школе.
Результативность педагогического опыта работы
Особое значение дидактические игры приобретают при формировании и развитии у дошкольников математических представлений, в том числе и количественных. Изучение количественных отношений – процесс сложный, поэтому не удивительно, что их усвоение вызывает у детей значительные трудности. Очень часто дети не понимают, для чего нужно считать, измерять, причем не приближенно, а точно.
В начале работы я провела мониторинг: все ли дети умеют считать предметы, сопоставлять количество разных предметов и определять, каких больше (меньше) или их поровну; каким способом при этом пользуются: счетом, соотношением один к одному, определением на глаз или сравнением чисел, умеют ли дети сравнивать численности совокупностей, отвлекаясь от размеров предметов и площади, которую они занимают.
Мониторинг показал на какие моменты следует обратить внимание. Зная, что у дошкольников трудно длительное время поддерживать интерес к одному виду деятельности, а, следовательно, и к одной, даже очень полезной игре, необходимо больше внимания уделять играм с различными вариантами - одну и ту же игру следует видоизменять. Это позволило снять трудности в усвоении правил игры и сохранить интерес к уже знакомой дошкольникам игре.
Например, для закрепления знаний по составу чисел первого десятка проводится игра «Что изменилось?». В этой игре используется различный дидактический материал: вначале предметы, затем картинки, наконец, числовые фигуры и карточки с цифрами. «Какой цифры не стало?», «Сколько?»
«Исправь ошибку», «Назови соседей»
Дети научились свободно оперировать числами в пределах 10 и сопровождать словами свои действия.
С помощью дидактических игр и упражнений дети овладели умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому. Это вызывает интерес у детей и организовывает их на занятие.
Например, игра: «Художники». Ведущий предлагает детям нарисовать картину. Все вместе продумывают ее сюжет: город, комната или зоопарк и т. д. Затем каждый рассказывает о задуманном элементе картины, поясняет, где он должен находиться относительно других предметов. В задании могут быть использованы слова: вверху, внизу, слева, справа, от за перед, между, около, рядом. При изучении геометрических фигур, дети любят играть в игры «Какая фигура лишняя»
«Подбери по форме», «Аппликация».
Для закрепления знаний о форме геометрических фигур детям предлагается узнать в окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата. Например, «Какую геометрическую фигуру напоминает дно тарелки?» (поверхность крышки стола, лист бумаги т. д.).
Дидактическую игру «Геометрическая мозаика» можно использовать на занятиях и в свободное время с целью закрепления знаний о геометрических фигурах, с целью развития внимания и воображения у детей.
Составление изображения предмета из геометрических фигур.
В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы логического мышления, т. е. формируется умение рассуждать, делать свои умозаключения. Детям предлагаю продолжить ряд или найти пропущенный элемент. Кроме того, даю задания такого характера: продолжить цепочку, чередуя в определенной последовательности квадраты, большие и маленькие круги желтого и красного цвета. После того, как дети научатся выполнять такие упражнения, задания для них усложняются. Предлагаю выполнить задание, в котором необходимо чередовать предметы, учитывать одновременно цвет и величину.
Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она ни предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку. Занимательность математическому материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении, развлечении, будь то шашки или самая элементарная головоломка.
Путешествие во времени, служит - для знакомства детей с днями недели. Объясняется, что каждый день недели имеет свое название. Для того чтобы дети лучше запоминали название дней недели, они обозначаются кружочками разного цвета. Наблюдение провожу несколько недель, обозначая кружочками каждый день. В дальнейшем, можно использовать следующие игры «Круглый год», «Двенадцать месяцев», которые помогают детям быстро запомнить название дней недели и название месяцев, их последовательность.
Дети с удовольствием играют в игру «Живая неделя». Для игры вызываю к доске 7 детей, пересчитываю их по порядку, даю им в руки кружочки разного цвета, обозначающие дни недели.
Вот несколько заданий, способствующих воспитанию интереса и внимания на занятиях ФЭМП:
Игра «Заметь все!» На наборном полотне выставляю, в один ряд 7-8 картинок с изображением предметов (гриб, мяч, пирамида). Детям предлагается рассмотреть предметные картинки (10 сек.). Затем предметные картинки закрываются, и детям предлагается перечислить их, назвать последовательность. Поменять местами две-три картинки и спросить, что изменилось на наборном полотне. Убрать одну из картинок и спросить, какая картинка исчезла, попросить описать ее.
Игру «Заметь все!» проводить можно с теми же заданиями, но заменив предметные картинки геометрическими фигурами. Дошкольникам задаются соответствующие вопросы: Какие фигуры изображены? Сколько их? Какого они цвета? В какой последовательности изображены? Попросить каждого ребенка расположить эти фигуры на столе, используя для этого индивидуальный счетный материал.
Эти задания используются при сравнении групп предметов, знакомство с понятием «столько же».
Игра «Что изменилось?» Ставлю перед детьми 3-7 игрушек. Даю сигнал, чтобы они закрыли глаза, и в это время убираю одну игрушку. Открыв глаза, дети должны угадать, какая игрушка спрятана.
Игра «Найди отличия». Показываю ребятам два почти одинаковых рисунка и прошу найти, чем один рисунок отличается от другого.
Игра «Найди одинаковые». На рисунке дети должны найти два одинаковых предмета.
Вывод
Используя различные дидактические игры в работе с детьми, я убедилась в том, что, играя, дети лучше усваивают программный материал, правильно выполняют сложные задания. У детей появился интерес к математическим знаниям. Тематика игр расширилась. Подтверждением того служат результаты проведённого мониторинга по формированию элементарных математических представлений, данные оказались на высоком уровне. Поэтому я рекомендую использовать дидактические игры в процессе обучения детей.
Мой опыт работы показывает, что знания, данные в занимательной форме, в форме игры, использование математических технологий усваиваются детьми быстрее, прочнее и легче, чем те, которые сопряжены с долгими «бездушными» упражнениями.
«Учиться можно только весело…
Чтобы переваривать знания,
надо поглощать их с аппетитом»
Эти слова принадлежат не специалисту в области дошкольной дидактики, французскому писателю А. Франсу, но с ними трудно не согласиться. Учение должно быть радостным!
Литература
1. Бондаренко А. К. ,Матусик А. И, Воспитание детей в игре: Пособие для
воспитателя дет. сада /. - 2-е изд., перераб. И доп. - М. : Просвещение, 1983
2. Выготский Л. С. Педагогическая психология. - М., 1991. 8. Математика от трех до семи / Учебное методическое пособие для воспитателей детских садов. – М., 2001.
3. Колесникова Е. В. Математика для детей 5-6 лет. Учебно-методическое пособие к рабочей тетради «Я считаю до 10». Издание 2-е, дополненное и переработанное. Творческий центр, М. 2009г.
4. Нищева, Н. В. Игры для развития математических представлений у дошкольников /[Текст] Н. В. Нищева. - М. : Детство-Пресс, 2013. - 673 c.
5. Сухомлинский В. А. О воспитании. - М., 1985.
6. Интернет - ресурсы