МААМ-картинки

Развитие любознательности у детей дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности

ольга софронова
Развитие любознательности у детей дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

«Развитие любознательности у детей дошкольного возраста в процессе

исследовательской деятельности»

1слайд Уважаемые педагоги! Хочу представить вашему вниманию презентацию: «Развитие любознательности детей дошкольного возраста

Публикация «Развитие любознательности у детей дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности» размещена в разделах

через экспериментальную деятельность» В нашем детском саду большое внимание уделяется организации познавательно - исследовательской деятельности детей.

2слайд Малыш - природный исследователь окружающего мира. Мир откры-вается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Неутомимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремле-ние наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.

Великий русский педагог Л. С. Выгодский говорил: «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал".

3 слайд В «Толковом словаре русского языка» С. Ожеговой и Н. Шведовой : Любознательность – склонность к приобретению новых знаний, пытливость.

Любознательность выражается в многочисленных вопросах, с которыми дети обращаются к взрослым. Эти вопросы возникают из потребности ориентировки в окружающем мире.

4 слайд В соответствии с реализацией ФГОС дошкольного образования и с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы, представленных в виде целевых ориентиров на этапе завершения уровня дошкольного образования : одним из ориентиров стоит именно любознательность. Ребёнок - дошкольник регулярно задаёт вопросы о предметах и явлениях, пытается выдвинуть догадки, свои объяснения явлениям природы и тем или иным поступкам людей, склонен замечать, наблюдать, экспериментировать и проверять опытным путём.

5 слайд Условия развития любознательности : ознакомление с явлениями окружающего мира, с живой и неживой природой. Деятельность детей : двигательная, игровая, коммуникативная, продуктивная, музыкальная, трудовая…. Развивающая предметно-пространственная среда.

6 слайд В работе использую комплекс разнообразных методов и приемов. Их выбор определяется возрастными возможностями, а также характером воспитательно-образовательных задач. Традиционные методы, которые прошли проверку временем и широко применяются:

наглядные (наблюдения, иллюстрации, просмотр видео презентаций об изучаемых явлениях и др.). В зависимости от характера познавательных задач в практической деятельности я использовала наблюдения разного вида: - распознающего характера, в ходе которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений; - за изменением и преобразованием объектов;

словесные (использование проблемных и познавательных вопросов, беседы, чтение художественной литературы, использование фольклорных материалов);

практические (разнообразное обследование предмета, игры-опыты, игры-эксперименты, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры с элементами экспериментирования, настольно-печатные игры).

7слайд Содержание работы реализуется в трех блоках педагогического процесса : специально организованная образовательная деятельность образовательной области «Познавательное развитие» в разделе «Ребенок открывает мир природы», с включенными опытами по заданной теме (НОД);

совместная деятельность взрослого с детьми, а также ребенка со сверстником; свободная самостоятельная деятельность детей.

При проведении НОД у детей вызывался интерес к изучаемому содержанию для того, чтобы побудить ребенка к самостоятельной деятельности.

В процессе самостоятельной деятельности необходимо привлечь детей к способам познавательной деятельности. «Как узнать? Что нужно сделать, чтобы убедиться? А что будет, если?» А затем в совместной деятельности – закрепляли полученные ранее представления.

8 слайд Основной формой детской экспериментальной деятельности, которую я активно использую, являются опыты. Дети с огромным удовольствием выполняют опыты с объектами неживой природы: песком, глиной, снегом, воздухом, камнями, водой, магнитом и пр.

9 слайд При проведении опытов соблюдается следующая структура:

- постановка проблемы;

- поиск путей решения проблемы;

- проверка гипотез, предположений;

- обсуждение увиденных полученных результатов;

- формулировка выводов.

Такая система работы помогает активизировать мыслительную деятельность дошкольников, направляет детей к самостоятельным исследованиям.

10 слайд В младшей группе мы проводили с детьми простые опыты:

«У воды нет запаха, вкуса». «Вода прозрачная, ее можно окрасить» .«Что плавает, а что тонет».

На прогулке исследовали свойство песка и глины. Опыты с песком помогают решить многие проблемные ситуации, например: почему сухой песок сыплется, а мокрый - нет. При проведении эксперимента «Солнечный зайчик»- познакомились с естественным источником света - солнцем.

11слайд В средней группе для опыта «Тонет или плавает» брали уже больше разновидностей предметов - камни, стеклянный шарик, резиновый мячик, деревянный брусочек, пластмассовый шарик. Дети сделали вывод: тяжелые предметы тонут, а легкие - плавают.

Интересными детям показались опыты с бумагой: Опыт «Вода рисует радугу». Он очень простой, но дети были в восторге, когда из цветных точек на салфетке, опущенной в воду, вдруг появляется разноцветная радуга.

В восторге дети были и от эксперимента «Распускающиеся бумажные цветы на воде». Вода оживляет все вокруг! И даже бумажные цветы могут распускаться под ее воздействием. Опыт «Свет и тень». Дети сами обратили внимание на то, что в первой половине дня у нас на участке ярко светит солнце, а когда мы выходим на прогулку после сна, в вечернее время, наш участок в тени.

12 слайд В старшей группе проводили опыт «Летающие семена» - дети познакомили с ролью ветра в жизни растений.

В зимнее время проводили опыты: «Замерзание воды». «Защитные свойства снега». «Таяние и замерзание воды». Снег и лед». «Лед - твердая вода».

В подготовительной группе проводили опыты с воздухом:

«Пузырьки воздуха» : дети дули в трубочку, опущенную в стакан с водой, на воде появлялись пузырьки. На основе этого сделали вывод: воздух - легкий, он легче воды. «Как услышать воздух?» : дети знакомились с некоторыми свойствами воздуха и способами его обнаружения.

Опыт «Цветной дождь» : с водой, краской и пеной для бритья. Опыт наглядно демонстрирует физические природные явления, вызывает интерес, к познанию окружающего мира.

Опыт «Сладости, опасные для здоровья» (опыт с конфетами «Скитлс») : ребята сделали вывод, что есть эти конфеты они не хотят, потому что в них есть не только химические добавки, но еще и вредные красители.

Опыт «Образование плесени на хлебе» : поместили один кусочек хлеба в банку и закрыли ее, а другой в тарелочку. Наблюдали, что же произойдет. Хлеб в банке покрылся плесенью, а в тарелочке - засох. Вывод: продукты, имеющие плесень, токсичны и могут послужить началом различных заболеваний. Однако есть и полезная плесень - используется в медицине (пиницилллин).

13 слайд Большое значение придаю игровым технологиям, используя дидактические игры. Игры на познание и классификацию объектов окружающего мира, понимание законов его развития, игры на развитие чувственного восприятия, игры, способствующие формированию основ экологического самосознания.

В младшей группе проводила игры: «Времена года». «Горячо - холодно». «Солнышко и дождик». «Солнечные зайчики».

В средней группе к ним добавились: «Поймай солнышко». «Что такое тень?» «Что такое звук?» «Звонкие бутылочки». «Мир меняет цвет». «Пищалки».

В старшей группе появились новые игры: «Снежинки». «Жизнь в семенах». «Кому нужна вода, кому нужна полянка?». «Кто где живет?» (деревья и кустарники).

В подготовительной группе: «Тяжелый - легкий». «Заморозить-растопить».

«Что будет, если. ?»«Береги природу».

Организуя такие игры, побуждала детей к обследованию, сравнению, установлению связей и зависимостей. Такие игры доставляют детям радость, удовольствие, именно такие игры, приобретают опыт поисковых действий и установление причинно-следственных связей

14 слайд Одним из условий по развитию любознательности по является организация развивающей среды.

В младшей группе был создан уголок экспериментирования, где находятся предметы из различных материалов (дерево, стекло, железо, пластмасса, а также камни, ракушки, различные виды бумаги, песочные часы, фартуки, шапочки и так далее. Каждый год уголок экспериментирования пополнялся новым материалом.

В средней группе пополнили уголок экспериментирования глиной, картотекой опытов и экспериментов, разными видами бумаги, тканью.

В старшей группе внесли в уголок природный материал, семена рас-тений, создавали в уголке природы мини-огород, изготовляли бумажные цветы для экспериментов, приобрели книгу Е. Ульевой «Энциклопедия для малышей в сказках». В старшей группе работали над созданием лэпбука «Вода».

Цель: развивать у детей познавательный интерес, наблюдательность и способность к самостоятельному экспериментированию.

В своей работе я использовала карточки-схемы проведения опытов и экспериментов. В возрасте 5-7 лет эти карточки очень помогают и заинтере-совывают детей экспериментированием. На схемах показаны этапы проведе-ния опытов. Картотека называется «Схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов».

15 слайд: Известно, что не одну воспитательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. В течение нескольких лет родители помогали собирать природный материал. Принимали активное участие в ежегодном конкурсе «Осенние фантазии» (поделки из природного материала). Участвовали в оформлении зимней площадки «Снежные постройки». Родители участвовали в акции «Семена для клумбы», «Лук для витаминной грядки».

В раздевалке для родителей была оформлена выставка «Сказки про снег и лед»- совместные сказки детей и родителей. Дети с мамой домой при-думывали сказку, оформляли ее и рассказывали нам в группе.

Оформлялись в уголке советы родителям «Детское экспериментирование», «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию?».

В подготовительной группе проводилось родительское собрание «Готов ли ваш ребенок к школе?». На этом же собрании родителям была представлена информация «Мы познаем мир» (выполнение опытов детьми).

16 слайд Спасибо за внимание.

Публикации по теме:

Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности «Развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности» Из опыта работы воспитателя,.

Развитие уверенности у детей дошкольного возраста с нарушением зрения в процессе рисования "Развитие уверенности у детей дошкольного возраста с нарушением зрения в процессе рисования"Всем известно, что изобразительная деятельность.

Фотоотчет «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»Фотоотчет «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования» Фотоотчет по теме самообразования: «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования» (старшая.

Мастер-класс для педагогов «Развитие речевого творчества детей дошкольного возраста в процессе создания рисунков»Мастер-класс для педагогов «Развитие речевого творчества детей дошкольного возраста в процессе создания рисунков» Цель мастер-класса : Повышение профессионального мастерства педагогов, получение новых знаний и освоение их в практической деятельности.

Мастер-класс на тему «Развитие познавательной активности детей в процессе поисково-исследовательской деятельности»Мастер-класс на тему «Развитие познавательной активности детей в процессе поисково-исследовательской деятельности» Цель: представление опыта работы по развитию познавательной активности детей в процессе поисково – исследовательской деятельности. Задачи:.

Мастер-класс «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения технике оригами» Мастер - класс с педагогами на тему "Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения технике оригами".

Опыт работы «Развитие эколого-познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста»Опыт работы «Развитие эколого-познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста» Опыт работы: «Развитие эколого-познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста». «Природа – это самая.

Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с малыми формами фольклораРазвитие связной речи детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с малыми формами фольклора Актуальность Один из принципов дошкольного образования гласит: - приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества.

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельностиСенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельности Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования.

Роль семьи в исследовательской деятельности детей дошкольного возрастаРоль семьи в исследовательской деятельности детей дошкольного возраста Доброго времени суток, уважаемые коллеги. Предлагаю Вашему вниманию выступление из опыта работы на районном методическом объединении «Роль.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие любознательности у детей дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности
Опубликовано: 4 декабря 2022 в 19:50
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие любознательности у детей дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности» (включая файлы) размещена пользователем ольга софронова (УИ 410102) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД