ольга софронова
Развитие любознательности у детей дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие любознательности у детей дошкольного возраста в процессе
исследовательской деятельности»
1слайд Уважаемые педагоги! Хочу представить вашему вниманию презентацию: «Развитие любознательности детей дошкольного возраста
Публикация «Развитие любознательности у детей дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2022
через экспериментальную деятельность» В нашем детском саду большое внимание уделяется организации познавательно - исследовательской деятельности детей.
2слайд Малыш - природный исследователь окружающего мира. Мир откры-вается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Неутомимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремле-ние наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.
Великий русский педагог Л. С. Выгодский говорил: «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал".
3 слайд В «Толковом словаре русского языка» С. Ожеговой и Н. Шведовой : Любознательность – склонность к приобретению новых знаний, пытливость.
Любознательность выражается в многочисленных вопросах, с которыми дети обращаются к взрослым. Эти вопросы возникают из потребности ориентировки в окружающем мире.
4 слайд В соответствии с реализацией ФГОС дошкольного образования и с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы, представленных в виде целевых ориентиров на этапе завершения уровня дошкольного образования : одним из ориентиров стоит именно любознательность. Ребёнок - дошкольник регулярно задаёт вопросы о предметах и явлениях, пытается выдвинуть догадки, свои объяснения явлениям природы и тем или иным поступкам людей, склонен замечать, наблюдать, экспериментировать и проверять опытным путём.
5 слайд Условия развития любознательности : ознакомление с явлениями окружающего мира, с живой и неживой природой. Деятельность детей : двигательная, игровая, коммуникативная, продуктивная, музыкальная, трудовая…. Развивающая предметно-пространственная среда.
6 слайд В работе использую комплекс разнообразных методов и приемов. Их выбор определяется возрастными возможностями, а также характером воспитательно-образовательных задач. Традиционные методы, которые прошли проверку временем и широко применяются:
наглядные (наблюдения, иллюстрации, просмотр видео презентаций об изучаемых явлениях и др.). В зависимости от характера познавательных задач в практической деятельности я использовала наблюдения разного вида: - распознающего характера, в ходе которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений; - за изменением и преобразованием объектов;
словесные (использование проблемных и познавательных вопросов, беседы, чтение художественной литературы, использование фольклорных материалов);
практические (разнообразное обследование предмета, игры-опыты, игры-эксперименты, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры с элементами экспериментирования, настольно-печатные игры).
7слайд Содержание работы реализуется в трех блоках педагогического процесса : специально организованная образовательная деятельность образовательной области «Познавательное развитие» в разделе «Ребенок открывает мир природы», с включенными опытами по заданной теме (НОД);
совместная деятельность взрослого с детьми, а также ребенка со сверстником; свободная самостоятельная деятельность детей.
При проведении НОД у детей вызывался интерес к изучаемому содержанию для того, чтобы побудить ребенка к самостоятельной деятельности.
В процессе самостоятельной деятельности необходимо привлечь детей к способам познавательной деятельности. «Как узнать? Что нужно сделать, чтобы убедиться? А что будет, если?» А затем в совместной деятельности – закрепляли полученные ранее представления.
8 слайд Основной формой детской экспериментальной деятельности, которую я активно использую, являются опыты. Дети с огромным удовольствием выполняют опыты с объектами неживой природы: песком, глиной, снегом, воздухом, камнями, водой, магнитом и пр.
9 слайд При проведении опытов соблюдается следующая структура:
- постановка проблемы;
- поиск путей решения проблемы;
- проверка гипотез, предположений;
- обсуждение увиденных полученных результатов;
- формулировка выводов.
Такая система работы помогает активизировать мыслительную деятельность дошкольников, направляет детей к самостоятельным исследованиям.
10 слайд В младшей группе мы проводили с детьми простые опыты:
«У воды нет запаха, вкуса». «Вода прозрачная, ее можно окрасить» .«Что плавает, а что тонет».
На прогулке исследовали свойство песка и глины. Опыты с песком помогают решить многие проблемные ситуации, например: почему сухой песок сыплется, а мокрый - нет. При проведении эксперимента «Солнечный зайчик»- познакомились с естественным источником света - солнцем.
11слайд В средней группе для опыта «Тонет или плавает» брали уже больше разновидностей предметов - камни, стеклянный шарик, резиновый мячик, деревянный брусочек, пластмассовый шарик. Дети сделали вывод: тяжелые предметы тонут, а легкие - плавают.
Интересными детям показались опыты с бумагой: Опыт «Вода рисует радугу». Он очень простой, но дети были в восторге, когда из цветных точек на салфетке, опущенной в воду, вдруг появляется разноцветная радуга.
В восторге дети были и от эксперимента «Распускающиеся бумажные цветы на воде». Вода оживляет все вокруг! И даже бумажные цветы могут распускаться под ее воздействием. Опыт «Свет и тень». Дети сами обратили внимание на то, что в первой половине дня у нас на участке ярко светит солнце, а когда мы выходим на прогулку после сна, в вечернее время, наш участок в тени.
12 слайд В старшей группе проводили опыт «Летающие семена» - дети познакомили с ролью ветра в жизни растений.
В зимнее время проводили опыты: «Замерзание воды». «Защитные свойства снега». «Таяние и замерзание воды». Снег и лед». «Лед - твердая вода».
В подготовительной группе проводили опыты с воздухом:
«Пузырьки воздуха» : дети дули в трубочку, опущенную в стакан с водой, на воде появлялись пузырьки. На основе этого сделали вывод: воздух - легкий, он легче воды. «Как услышать воздух?» : дети знакомились с некоторыми свойствами воздуха и способами его обнаружения.
Опыт «Цветной дождь» : с водой, краской и пеной для бритья. Опыт наглядно демонстрирует физические природные явления, вызывает интерес, к познанию окружающего мира.
Опыт «Сладости, опасные для здоровья» (опыт с конфетами «Скитлс») : ребята сделали вывод, что есть эти конфеты они не хотят, потому что в них есть не только химические добавки, но еще и вредные красители.
Опыт «Образование плесени на хлебе» : поместили один кусочек хлеба в банку и закрыли ее, а другой в тарелочку. Наблюдали, что же произойдет. Хлеб в банке покрылся плесенью, а в тарелочке - засох. Вывод: продукты, имеющие плесень, токсичны и могут послужить началом различных заболеваний. Однако есть и полезная плесень - используется в медицине (пиницилллин).
13 слайд Большое значение придаю игровым технологиям, используя дидактические игры. Игры на познание и классификацию объектов окружающего мира, понимание законов его развития, игры на развитие чувственного восприятия, игры, способствующие формированию основ экологического самосознания.
В младшей группе проводила игры: «Времена года». «Горячо - холодно». «Солнышко и дождик». «Солнечные зайчики».
В средней группе к ним добавились: «Поймай солнышко». «Что такое тень?» «Что такое звук?» «Звонкие бутылочки». «Мир меняет цвет». «Пищалки».
В старшей группе появились новые игры: «Снежинки». «Жизнь в семенах». «Кому нужна вода, кому нужна полянка?». «Кто где живет?» (деревья и кустарники).
В подготовительной группе: «Тяжелый - легкий». «Заморозить-растопить».
«Что будет, если. ?»«Береги природу».
Организуя такие игры, побуждала детей к обследованию, сравнению, установлению связей и зависимостей. Такие игры доставляют детям радость, удовольствие, именно такие игры, приобретают опыт поисковых действий и установление причинно-следственных связей
14 слайд Одним из условий по развитию любознательности по является организация развивающей среды.
В младшей группе был создан уголок экспериментирования, где находятся предметы из различных материалов (дерево, стекло, железо, пластмасса, а также камни, ракушки, различные виды бумаги, песочные часы, фартуки, шапочки и так далее. Каждый год уголок экспериментирования пополнялся новым материалом.
В средней группе пополнили уголок экспериментирования глиной, картотекой опытов и экспериментов, разными видами бумаги, тканью.
В старшей группе внесли в уголок природный материал, семена рас-тений, создавали в уголке природы мини-огород, изготовляли бумажные цветы для экспериментов, приобрели книгу Е. Ульевой «Энциклопедия для малышей в сказках». В старшей группе работали над созданием лэпбука «Вода».
Цель: развивать у детей познавательный интерес, наблюдательность и способность к самостоятельному экспериментированию.
В своей работе я использовала карточки-схемы проведения опытов и экспериментов. В возрасте 5-7 лет эти карточки очень помогают и заинтере-совывают детей экспериментированием. На схемах показаны этапы проведе-ния опытов. Картотека называется «Схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов».
15 слайд: Известно, что не одну воспитательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. В течение нескольких лет родители помогали собирать природный материал. Принимали активное участие в ежегодном конкурсе «Осенние фантазии» (поделки из природного материала). Участвовали в оформлении зимней площадки «Снежные постройки». Родители участвовали в акции «Семена для клумбы», «Лук для витаминной грядки».
В раздевалке для родителей была оформлена выставка «Сказки про снег и лед»- совместные сказки детей и родителей. Дети с мамой домой при-думывали сказку, оформляли ее и рассказывали нам в группе.
Оформлялись в уголке советы родителям «Детское экспериментирование», «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию?».
В подготовительной группе проводилось родительское собрание «Готов ли ваш ребенок к школе?». На этом же собрании родителям была представлена информация «Мы познаем мир» (выполнение опытов детьми).
16 слайд Спасибо за внимание.