Наталья Ефимова
Развитие личности ребенка на основе художественно-эстетического воспитания
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие личности ребенка на основе
художественно-эстетического воспитания и образования, на фоне его эмоционального благополучия».
Подготовила: воспитатель 1 категории
Ефимовой Натальи Васильевны,
воспитатель МБДОУ д/с «Сказка»,
г. Моршанска, Тамбовской области
Публикация «Развитие личности ребенка на основе художественно-эстетического воспитания» размещена в разделах
Наиболее характерными признаками в художественно-эстетическом воспитании являются: эмоциональный отклик детей на доступные пониманию явления социальной жизни, стремление сопереживать чужую радость и печаль, активные попытки преобразовывать быт, хотя бы в игре, желание участвовать в посильном художественном труде, украшающем жизнь, потребность в совместных действиях, способность радоваться успехам других. Для того чтобы научиться понимать прекрасное в жизни и искусстве, необходимо пройти длинный путь накопления элементарных эстетических впечатлений, зрительных и слуховых ощущений, необходимо определенное развитие эмоциональных и познавательных процессов.
Чем выше общая культура человека, тем больше он знает, видел, слышал, тем скорее разберется в том, что для малоподготовленного останется не понятным, не доступным. Но все же и ему нужна подготовка для того чтобы свободно ориентироваться в искусстве.
В процессе формирования личности ребенка важное место принадлежит художественной литературе. Книга расширяет кругозор ребенка, вводит его в богатый мир образов, отражающих жизнь, прививает любовь к искусству, развивает эмоционально-познавательную деятельность, активное отношение к жизни. Книга способствует появлению у ребенка собственных суждений о прочитанном, потребности высказываться, развивает речь. Возникший у ребенка эмоциональный отклик на прослушанные сказки, рассказы, стихотворения способствует лучшему их пониманию и усвоению, усиливает воспитательное значение литературных произведений не только умственно, но и в нравственно-эмоциональном, эстетическом плане.
Музыка для ребенка – мир радостных переживаний. В самом раннем возрасте малыш выделяет музыку из окружающих его звуков и шумов. Он сосредотачивает свое внимание на услышанной мелодии, замирает на какое-то время, прислушивается, реагирует улыбкой, гулением, отдельными движениями, проявляет «комплекс оживления». Дети постарше способны осмыслить некоторые связи между явлениями, сделать простейшие обобщения - определить, например, характер музыки, назвать признаки, по которым сыгранную пьесу можно считать веселой, радостной, спокойной или грустной. Им понятны и требования: как надо спеть различные по характеру песни, как двигаться в спокойном хороводе или подвижной пляске. Складываются так же и музыкальные интересы; оказывается предпочтение тому или другому виду деятельности, жанру музыки. К шести-семи годам наблюдаются первоначальные проявления художественного вкуса – способность дать оценку произведениям и их исполнению.
Занимаясь изобразительной деятельностью, дети имеют возможность выражать свои впечатления, свое понимание и эмоциональное отношение к окружающей жизни в художественном творчестве: рисовании, лепке, аппликации. Первые образы, нарисованные, вылепленные, ребенок воспринимает как живые и очень им рад. Комплексное воздействие различных видов художественной деятельности способствует созданию отношения к образу. Рисуя карандашом, красками, лепя из глины, делая аппликацию, ребенок лучше воспринимает очертания форм, яркость цветовых пятен. Детская самостоятельная художественная деятельность значительно обогащается под влиянием различных художественных впечатлений: праздников, развлечений, знакомства с произведениями изобразительного искусства, музыки, художественной литературы. Картинки, иллюстрации в книгах, скульптура малых форм и особенно произведения декоративно-прикладного искусства (народные игрушки – дымковская, филимоновская, богородская) всегда вызывают живой интерес, активизируют детскую художественную деятельность.
Одним из любимых занятий ребенка является ручной труд – конкретная деятельность, направленная на изготовление реального предмета, который можно использовать в играх, в быту. Он является декоративной, художественно-прикладной деятельностью, поскольку ребенок при создании красивых предметов учитывает, прежде всего, эстетические качества материалов, пользуясь ими на основе имеющихся представлений, знаний, практического опыта, приобретенных в процессе трудовой деятельности и на художественных занятиях.
Правильно организованный ручной труд в детском саду дает детям представление о качестве и возможностях различных материалов, способствует закреплению положительных эмоций. Ручной труд способствует развитию сенсомоторики - согласованности работы глаз и рук, совершенствованию координаций движений, гибкости, точности в выполнении действий. В процессе изготовления поделок формируется система специальных навыков и умений. Ребенок будет развиваться гармонично, расти разносторонней личностью, если учить создавать красоту своими руками. Работа с различными материалами (бумага, глина, ткань, природный материал и т. д.) развивает творческое мышление, ловкость рук, трудолюбие и много других хороших качеств личности.
Интерес родителей к искусству способствует развитию интереса и у детей, что находит отражение в их самостоятельных проявлениях. Ребенок видит, например, как отец и мать занимаются музыкой, изобразительным искусством. Вместе с ними он посещает музеи, театры, а полученные впечатления он переносит в собственную художественную деятельность. В его рисунках появляется новая тематика, в пении – услышанные новые мелодии, в разговорах – рассказы об увиденном. Дети очень эмоционально передают все, что видели сами. Чем богаче впечатления, получаемые ребенком в семье, тем интереснее и богаче его самостоятельная деятельность. Эстетическое воспитание неразрывно вязано с чувствами, переживаниями. Особенностью эстетических чувств является бескорыстная радость, светлое душевное волнение, возникающее от встречи с прекрасным.
На эстетическое, умственное и нравственное развитие ребенка большое влияние оказывают телепередачи и театр. Взрослый должен предвидеть, как воздействует на ребенка та или иная передача или постановка. Важно помнить, что телепередачи не должны подменять непосредственных наблюдений и экскурсий, но могут служить их дополнением, а так же иллюстрацией бесед, рассказов, произведений художественной литературы. Развлечения, связанные с искусством, способствуют эстетическому и художественному воспитанию детей. Особое значение имеют те развлечения, в которых дети сами принимают участие как исполнители.
Эстетическое воспитание детского сада и семьи формирует первоосновы духовной культуры, которой должен обладать человек.