Анастасия Жильникова
Конспект родительского собрания для родителей средней групп «Развитие коммуникативных способностей, или Учим детей общению»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Активизация интереса родителей к теме общения, формирования коммуникативных навыков детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Выявление условий и способов развития коммуникативности;
2. Получение практических навыков игры с детьми, позитивных средств общения с ребенком;
Публикация «Конспект родительского собрания для родителей средней групп „Развитие коммуникативных способностей, или Учим детей общению“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2020
3. Содействовие формированию доброжелательных отношений в детском коллективе и семье;
4. Поддержка важных социальных функции семьи: воспитательная, досуговая, коммуникативная.
Развивающая среда : анкеты, карточки с напечатанными коммуникативными играми, упражнениями, атрибуты для игр.
Форма проведения – круглый стол.
Предварительная работа:
1. Приглашение родителей на собрание.
2. Анкетирование родителей и обработка результатов на тему «Как я общаюсь с ребенком дома».
3. Подготовка картотеки коммуникативных игр.
4. Подготовка памятки для родителей по теме «Как научить ребенка общаться».
Ход собрания:
Уважаемые родители, сегодня тема нашего собрания «Формирование коммуникативных способностей у детей». А что вы понимаете под термином «коммуникативные навыки»? (Родители по очереди высказывают свои суждения по заданной теме. Воспитатель внимательно выслушивает все высказывания и в конце обобщает все высказывания.).
Да, вы правильно сказали, что коммуникативное умение – это умение общаться друг с другом. Общение ребенка – это не только способность вступать в контакт и вести разговор с собеседником, но и умение внимательно и активно слушать, использование мимики и жестов для более эффективного выражения своих мыслей, а также осознание своих особенностей и особенностей других людей и учет их в ходе общения. Ведь если не научить ребенка грамотно общаться с детства, эта проблема будет сопровождать его всю жизнь.
Все без исключения родители хотят видеть своего ребенка счастливым, улыбающимся, умеющим общаться с окружающими людьми. Но не всегда это получается, и задача взрослых – помочь ребенку разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
Процесс развития и совершенствования коммуникативных навыков ребенка напрямую зависит от поведения его родителей. Для малыша это основной пример для подражания и главный жизненный ориентир. Оценивая взаимоотношения взрослых и их реакцию на незнакомых людей, ребенок выстраивает собственную линию поведения. Малыш копирует модель общения близких ему людей, поэтому степень его коммуникабельности зависит от самих родителей.
Мы провели анкетирование на тему: «Как я общаюсь с ребенком дома» (воспитатель подводит итоги анкетирования).
Как оказалось, не многие родители уделяют достаточно внимания общению со своим ребенком и мало кто знает, в какие игры с ним играть.
Давайте мы все вместе подумаем, что нужно делать, как играть с ребенком чтобы научить наших делатьобщаться инаходить общий язык со сверстникаим. (Воспитатель предлагает родителям высказать свои мнения о том, как воспитать коммуникабельного ребенка, совместно разрабатывают памятку «Как научить ребенка общению».)
Итак, подводя итог нашего разговора, давайте вместе сформулируем основные условия, способствующие формированию коммуникативных навыков детей :
• пример конструктивного общения родителей между собой и с окружающими людьми;
• чтение детской художественной литературы, дающей пример позитивного общения между детьми и взрослыми;
• использование игр с целью повышения коммуникативности детей.
Вторую часть нашей встречи мы посвятим именно таким играм. В сязи с этим мне бы хотелось построить наше общение в виде тренинга таким образом,чтобы все, о чем здесь говориться,вы могли бы пережить и прочувствовать сами с позиции ребенка.
Воспитатель предлагает родителям «поиграть» :
Игра «Вежливые слова»
Бросайте по очереди мячик и называйте друг другу вежливые слова. Такое упражнение поможет выработать полезную привычку пользоваться этикетными словами.
Игра «Ситуации»
Очень эффективная игра, в которой необходимо предлагать разные ситуации, требующие вмешательства. Так ребенок научится вступать в разговор и управлять эмоциями. Примерные ситуации:
• Два твоих друга сильно поругались. Тебе необходимо их помирить.
• К тебе домой пришли гости. Что ты будешь делать?
• У тебя потерялся котенок на улице. Подойди к прохожим и спроси, не видели ли они его.
• Ты заблудился по дороге в магазин. Что ты будешь делать? Что спросишь?
• Ты обидел бабушку. Попроси у нее прощения.
Если «да» — похлопай, если «нет» — потопай (авторы — О. Хухлаев, О. Хухлаева)
Цель: развитие коммуникативных навыков детей, развитиеслухового внимания.
Описание игры: взрослый называет предложения, а дети должны оценить их и показать свое отношение, похлопав в ладоши, если они согласны, или потопав ногами, если утверждение неверно.
«Рома навестил бабушку и так обрадовался, что обиделся на нее».
«Саша отнял игрушку у Пети и побил его, Петя поссорился с ним».
«Лене очень нравился Сережа, поэтому она его побила».
Интервью (авторы — О. Хухлаев, О. Хухлаева)
Цель: развитие коммуникативных навыков, активного словаря, умения вступать в диалог.
Возраст: 4-5 лет.
Описание игры: дети выбирают ведущего, а затем, представляя, что они — взрослые люди, по очереди становятся на стульчик и отвечают на вопросы, которые им будет задавать ведущий. Ведущий просит ре-бенка представиться по имени-отчеству, рассказать о том, где и кем он работает, есть ли у него дети, какие имеет увлечения и т. д.
Комментарий : на первых этапах игры дети часто затрудняются подборе вопросов. В этом случае взрослый роль ведущего берет на себя, предлагая детям образец диалога. Вопросы могут касаться чего угодно, но необходимо помнить, что разговор должен быть «взрослым».
Обзывалки (автор — Н. Кряжева)
Цель: развитие коммуникативных навыков, снятие отрицательных эмоций.
Описание игры: детям предлагается, передавая друг друг умячик, обзывать друг друга необидными словами, например названиями овощей или фруктов, при этом обязательно называть имя того, кому передается мячик: «А ты, Лешка —картошка», «А ты, Иришка — редиска», «А ты, Вовка —морковка» и т. д. Обя-зательно предупредить детей,что на этиобзывалки нельзя обижаться, ведь это игра. Завершать игру обязательно хорошими словами: «А ты, Маринка — картинка», «А ты, Антошка — солнышко» и т. д.
Мячик передавать нужно быстро, нельзя долго задумываться.
Комментарий : перед началом игры можно провести с детьми беседу об обидных словах, о том, после чего люди обычно обижаются и начинают обзываться.
Уважаемые родители, я бы хотела отметить важность развития у детей и невербальных форм общения, ведь именно они и определяют выразительность и эмоциональный фон общения. К играм на развитие невербальных средств общения относятся такие, где используется мимика и жестикуляция. К примеру, пантомима: сначала вы изображаете медведя, а ребенок угадывает, потом меняетесь ролями. Для старших ребятишек подойдет игра «Ассоциации», где с помощью языка жестов и различных мимических движений водящий обыгрывает какое-либо слово или ситуацию. Подобные развлечения гарантируют всеобщее веселье, эмоциональную разрядку, сплоченность. Одна из таких игр
«Перевоплощения».
Нам предстоит перевоплотиться в самые разные предметы. Я расскажу вам одну историю, которая произошла этим летом. А вы мне поможете. Герои моего рассказа - мама, папа, а также чайник, дверь, мотор (все предметы, задействованные в рассказе). Каждому из вас достанется роль, которую необходимо озвучить. Вот вы будете мама, вы - папа, вы - автосигнализация и т. д. (Ведущий рассказывает, родители озвучивают, издавая звуки, присущие тому или иному предмету).
Представьте…. Летнее утро. Все ещё спят. К дому подъезжает мотоцикл. Срабатывает автосигнализация. Просыпается мама. Ставит чайник. Звенит будильник. Плачет малыш. Свистит чайник. Папа идёт в ванную. Скрипит дверь. Малыш плачет ещё громче. Мама успокаивает малыша.
Все в сборе. Пора к бабушке. Все садятся в машину. Захлопываются двери. Включается мотор. Машина едет по шоссе. Мимо на большой скорости проезжает автомобиль. Впереди пост ГАИ. Свисток милиционера. Слава Богу, не нам! Свернули с трассы. Впереди деревня. Привычно залаял пёс. Загоготали гуси. Закрякали утки. Захрюкали поросята. И вдруг….
А теперь давайте расскажем эту историю без слов. (Родители звуками имитируют содержание рассказа.)
Уважаемые родители, мне хотелось бы подвести итоги нашей встречи такими словами: «Путешествие по сложной, но очень интересной стране общения будет непростым, длительным, но удивительно увлекательным. Чудес не бывает, и проблемы вашего ребенка не пройдут за один день по взмаху «волшебной палочки». Поэтому, дорогие взрослые, наберитесь терпения и в путь. Вам в помощь мы подготовили красочную картотеку игр, загадок, мирилок и советов по развитию коммуникативных навыков у детей. Вы сможете играть с ребенком дома и ненавязчиво помогать ему формировать свое умение общаться. Желаем успеха!
Литература.
1. Дубина Л. А. «Коммуникативная компетентность дошкольников: сборник игр и упражнений», серия «Психологическая служба», М., 2005г
2. Зенина Т. С. “Родительские собрания в детском саду”.
3. Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. «Учим детей общению».
4. КряжеваН. Л. Развитие эмоционального мира детей. М., 1997г.
5. Хухлаева О. В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. М. :Генезис, 2011г
КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ОБЩАТЬСЯ
(ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ)
1. Научите ребенка при знакомстве называть свое и узнавать имя собеседника. Со временем это войдет у него в хорошую и полезную привычку. Всегда поощряйте попытки знакомства с другими детьми, например, на детской площадке, в больнице, в магазине.
2. Учите ребенка не только слышать, но и слушать. Читайте вместе книги и останавливайтесь после небольших эпизодов: спрашивайте, что и с кем произошло, попросите пересказать отрывок.
3. Научите ребенка формировать свою позицию. Для этого необходимо постоянно обсуждать мультфильмы, книги, поступки героев. Спросите малыша, на кого бы он хотел быть похож и почему.
4. Игра – наиболее доступный способ накапливать опыт. Учите ребенка общаться при помощи несложных, но эффективных игр-упражнений.
Ценный совет: в погоне за развитием коммуникативных навыков у детей нужно знать меру. Не ставьте ребенка в неловкое положение и не заставляйте его делать то или иное задание, насильно знакомиться с ребятами. Проявляйте терпение и понимание: детская инициатива обязательно придет со временем