Кристина Штиуи
Развитие игровой деятельности детей раннего возраста (с образными игрушками)
▼ Скачать + Заказать документы
Игра – неотъемлемая часть жизни человека от рождения до последних дней; это один из видов деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними, одно из средств физического, умственного, нравственного воспитания.
Игра дошкольника приобретает творческий, управляемый им самим и согласуемый с другими её участниками характер. При таком развитии она максимально выполняет свои функции – воспитательную, развивающую, дидактическую, коррекционную, коммуникативную, социальную, психотерапевтическую.
Публикация «Развитие игровой деятельности детей раннего возраста (с образными игрушками)» размещена в разделах
Воображаемая ситуация, являющаяся показателем сюжетно – ролевой игры, вырабатывается у детей к 3 годам. Взрослый постепенно учит ребёнка действовать в воображаемом, условном плане начиная с 1 года. Это происходит в процессе усвоения детьми первого и второго года жизни действий с предметами. Действия ребёнка с сюжетно – ролевыми игрушками основаны на реальном опыте маленького человека и уже несут элементы условности – кукла, спит, пьёт и т. д.
К 3 годам ребёнок осознаёт условность в игре, обозначая её словами «как будто», «понарошку». Дети передают не только отдельные действия, но и элементы поведения близких и знакомых их людей, отображают трудовые, семейные и общественные отношения.
Процесс развития игровой деятельности детей 2-3 лет направлен на постепенное усложнение игровых задач, обогащение жизненного и игрового опыта, расширение тематики игр, вариантов развития сюжета, включения детей в объединение со сверстниками, создание условий для самостоятельных игр.
Примерная тематика игр с образными игрушками (2 – 3 года).
- угостим Машу чаем;
- укладывание Маши спать;
- купание куклы Маши;
- кукла Маша заболела.
Примерные конспекты игр.
Тема: Угостим Машу чаем.
Цель: Формировать умение поить куклу чаем, умение последовательно выполнять действия, называть предметы и действия с ними. Воспитывать ласковое, заботливое отношение к кукле.
Материалы: Куклы, чашки, блюдца, ложки, чайник, сахарница.
Ход деятельности : - Дети! К нам пришла кукла Маша со своими подружками, и очень хотят пить. Напоим кукол чаем?
(дети принявшие игровую задачу, идут за воспитателем, разбирают в игровом уголке кукол, подходят к столику, вокруг которого стоят стульчики)
- Ребята! Что стоит на столе? Для чего эти предметы?
(дети отвечают и рассаживаются за столом)
- Сейчас Маша, будешь пить чай. Вот я наливаю чай в чашку. Что я делаю?
(дети отвечают)
- Кладу сахар, размешиваю. Что я положила в чашку?
(дети отвечают)
- Не торопись, чай горячий.
(На последующих занятиях дети проявляют большую степень самостоятельности в игре. Её можно постепенно усложнять, вводя новую посуду, других персонажей, предложить помыть посуду после чаепития. Заменяя какие – то элементы предметами – заместителями, обогащая речевое сопровождение игровых действий.)
Тема: Укладывание Маши спать.
Цель: познакомить детей с новой игровой цепочкой действий : положить матрац на кровать, застелить простынкой, положить подушку, уложить куклу, накрыть одеялом. Воспитывать бережное отношение к кукле. Развивать связную речь в процессе игры.
Материалы: кроватки (по количеству играющих детей, подушки, пододеяльники, одеяла, наволочки, простынки, матрацы, куклы, стулья.
Ход деятельности : (на столах или ковре располагаются кроватки).
- Мы сегодня будем укладывать кукол спать. Что мы будем делать?
(дети отвечают)
- Правильно, укладывать спать нашу Машу. Куда, положим, Машу?
- Правильно на кровать. Сиди Маша, около кроватки, мы тебе всё приготовим.
(воспитатель достаёт по очереди необходимые предметы, медленно и чётко действует, комментируя короткой фразой)
- Это матрац, чтобы было мягко спать. Что это и зачем?
(дети отвечают)
- На матрац кладём простынку, для того, чтобы матрац не пачкался, итд.
(так комментировать и оговаривать с детьми каждый предмет)
- Ложись, Машенька, голову клади на подушку, я тебя накрою одеялом, чтобы было тепло. Спокойных снов! Спи! Я тебе спою песенку.
(воспитатель поёт колыбельную песенку «Баю-баю-бай!», привлекая детей подпевать)
Примечания: сначала кукол легче давать раздетыми: как будто они уже разделись, позже раздевание можно включит в цепочку игровых действий.
Тема: «Купание куклы Маши».
Цель: формировать умение детей купать кукол, выполнять последовательно цепочку игровых действий, сопровождать речью, мимикой, жестами. Отвечать на вопросы, передавать отношение к кукле, как к ребёнку, выражать ласку, понимать её состояние (весёлая, грустная, холодно ей или жарко итд).
Материалы: кукла голыш, тазик, мыло, мочалка, полотенце.
Ход деятельности : - Ребята, я занята важным делом. Хорошо, что вы пришли, помогите мне искупать куклу Машу.
В чём будем купать куклу?
Что нальём в тазик?
(дети отвечают)
-Какая вода нежна: тёплая или холодная?
(воспитатель наливает воду, приглашает куклу в ванну, усаживает её)
- Давай Маша, полью тебе водичкой на спину, помою мочалкой ножки и т. д. Ребята, хотите помочь мне искупать наших кукол?
(раздать необходимый, заранее подготовленный игровой материал)
Педагог предлагает детям помочь ему, повторять за ним игровые действия, стимулирует сопровождение действий. Постепенно все дети вовлекаются в игру, выполняют действия по закону и инструкции.
- Дети посмотрите, куклы стали чистые, но им холодно, надо быстро завернуть их в полотенце, чтобы не простудились. Спасибо, что помогли мне искупать кукол.
На этом заканчивается ряд игровых действий. Для закрепления последовательности игровых действий можно провести игру «Что мы делали – покажем. Что я делаю?»