Жанна Машина
Развитие художественного вкуса посредством практической деятельности ребёнка
Развитие художественного вкуса через практическую деятельность ребёнка
Игра, занятия, выполнение определённых обязанностей - это всё практическая деятельность ребёнка, которая имеет важное значение для его эстетического развития. Особое место в этой деятельности занимает художественная деятельность детей. Малыши тянутся к пению, рисованию, стихам и очень охотно включаются в эти занятия. Они не только исполнители, но и творцы. Вместе с тем дошкольники задают очень много вопросов, выясняя непонятное им при слушании или рассматривании. Так они приобщаются к простейшим знаниям об искусстве.
Публикация «Развитие художественного вкуса посредством практической деятельности ребёнка» размещена в разделах
Все виды художественной деятельности возникают в дошкольном детстве: восприятие произведений, выразительное их исполнение, и даже попытки проявить себя творчески. А взрослые должны создать все условия для приобщения ребёнка к разнообразным видам художественной практики. Лишь в своих разносторонних формах искусство может помочь становлению художественных способностей ребёнка. Все виды искусства нужны детям. Сказка, загадка, песня, картинка, игрушка-вот с чего начинается знакомство ребёнка с искусством. Как бы не были просты все эти изделия - они вводят ребёнка в особый, новый для него мир переживаний.
Взрослый, приобщая дошкольников к накопленному человеческому опыту, помогает освоить то, что доступно ему на данном этапе развития. И мир осваивается не только путём приобщения его к деятельности мышления, но и через художественное освоение действительности. Им человек овладевает в течение всей своей жизни, а в дошкольном детстве этот путь особенно эффективен.
Художественные образы искусства являются специфической формой отражения, познания жизни в её конкретных и индивидуальных проявлениях. Искусство для детей- это яркая страница в большом искусстве взрослых. Оно подчинено тем же законам, но разнообразно по видам и жанрам. Отбирая произведения для детей, мы опираемся на классику, народное творчество, современное искусство. Каждый источник выполняет своё незаменимое значение, вносит гармоничность в художественное воспитание маленьких детей.
Чтобы развить у ребёнка художественный вкус, приобщить к художественной деятельности надо знать не только характерные особенности искусства, но и самого ребёнка, интересоваться процессом художественного развития на различных его возрастных ступенях. Если ребёнок активно осваивает художественный опыт, если его художественная деятельность складывается разнообразно, то темп развития будет очень высоким. По мере формирования различных психических функций, развития речи, мышления возникает и более сознательное художественное переживание, восприятие. Все эти художественные проявления могли бы и не развиться, если бы не было систематического и активного руководства со стороны взрослого.
В художественной деятельности этап накопления простейших впечатлений идёт постепенно. Взрослея дети уже способны целенаправленно всматриваться в картины, вслушиваться в стихи, песни, музыку, сказки. Часто высказывают желание самим прочесть стихотворение или спеть песенку. Благодаря этому интересу у детей формируется, развивается творческий процесс, идёт заинтересованность в практической деятельности. Возникают попытки проявить самостоятельность в рисовании, лепке, аппликации, музыкально-игровой деятельности. Вместе с тем имеющиеся навыки носят неустойчивый характер и художественные переживания поверхностны.
Благодаря практическим упражнениям художественное вкус и восприятие становятся лучше, тоньше. Обогащённое новыми впечатлениями восприятие двигает ребёнка на более уверенное и произвольное действие. Начинают отчётливо проявляться художественные способности : чувство цвета, формы, мелодический слух, чувство ритма. Проявляется стремление по-своему исполнить роль в играх. Уже достаточно хорошо чувствуют и отмечают назначение различных средств выразительности и изображения.
Возросшая активность, сознательность, самостоятельность, качественное изменение воображения позволяют детям проявить инициативу в разных видах художественной деятельности. Это уже свидетельствует о развитии художественного вкуса, об оценочном отношении к качеству практической деятельности.
Систематические занятия позволяют отчётливее судить о наличии различных художественных способностей у детей, об их индивидуальных особенностях, восприимчивости и памяти. Уровень художественного вкуса и развития даёт детям самим вносить красивое в свой быт, реагировать на прекрасное и безобразное. Эта связь этики и эстетики в развитии ребёнка, к которой мы, взрослые, должны стремиться подвести его перед школой.