Дина Макшаева
Развитие графомоторных навыков у старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие графомоторных навыков у старших дошкольников»
Пояснительная записка
Одной из основных задач воспитания и обучения дошкольника является подготовка его к школе. Один из навыков, который должен быть сформирован к тому времени, когда ребенок пойдет в школу – это развитие точных движений пальцев рук и всей кисти (тонкой моторики). Самые большие трудности, доставляющие много огорчений – это уроки письма. Процесс письма не может быть осуществлен без участия зрительных и двигательных анализаторов без определенного уровня развития мелкой мускулатуры и координации движения. Все это создает сложности в овладении графическими навыками.
Публикация «Развитие графомоторных навыков у старших дошкольников» размещена в разделах
- Графомоторика. Развитие графомоторных навыков у детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2018
Актуальность и педагогическая целесообразность программы
У детей дошкольного возраста слабо развиты мелкие мышцы руки, несовершенна координация движений, незакончено окостенение запястий и фаланг пальцев. Зрительные и двигательные анализаторы, которые непосредственно участвуют в восприятии и воспроизведения и букв и их элементов, находятся на разных стадиях развития. Дети с трудом ориентируются в таких необходимых при письме пространственных характеристиках, как правая и левая сторона, верх-низ, ближе - дальше, над-под, около-внутри. Только к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон мозга.
У большинства детей с ОНР при поступлении в школу обязательно возникают характерные нарушения чтения и письма (дислексия и дисграфия). Без специально организованной коррекционной работы по подготовке к обучению грамоте эти дети не смогут успешно обучаться. Поэтому коррекционный процесс в дошкольном учреждении направлен как на устранение имеющихся проблем в развитии, так и на профилактику вероятных нарушений устной и письменной речи.
Один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению - уровень развития мелкой моторики. Ребенок, у которого этот уровень высокий, умеет логически рассуждать, у него хорошо развиты память и внимание, связная речь, он может приступать к приобретению навыков письма.
В дошкольном возрасте важна именно подготовка, а не обучение письму, иначе техника письма может быть сформирована неправильно.
Цель:
Создание условий, способствующих развитию мелкой моторики рук для подготовки детей старшего дошкольного возраста к овладению письмом.
Основные задачи:
1. Развитие мелкой мускулатуры руки.
- получение навыка правильно держать карандаш, ручку.
- развить пальцы и кисти рук.
- научить проводить точно и правильно вертикальные линии сверху вниз, горизонтальные - слева направо, овалы.
- подготовить руку к письму.
- уметь ориентироваться на листе бумаги, совершенствовать пространственные представления.
2. Совершенствовать движения рук и развитие психических процессов:
- произвольного внимания;
- речи, памяти;
- логического мышления;
- зрительного и слухового восприятия.
3. Формировать и совершенствовать пространственные представления:
- ориентацию на листе;
- ориентацию в пространстве на примере собственного тела.
4. Формировать навыки учебной деятельности:
- умение действовать по словесным инструкциям, умение самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи;
- контроль за собственными действиями.
Особенности программы
Для выполнения графических заданий необходим простой мягкий карандаш. Если ребенок ошибается, то можно воспользоваться ластиком. Раскрашивают дети цветными карандашами, когда ребенок пишет карандашом, ему требуется приложить определенное усилие, которое со временем осознается как волевое. Тем самым мы формируем навык самоконтроля, который необходим детям с дефицитом внимания. Необходимо отслеживать, чтобы при раскрашивании и штриховке ребенок не выходил за контур рисунка. Линии должны идти параллельно.
Сначала ребенок учится проводить прямые, кривые, ломаные линии в различных направлениях. Затем учится ставить точки. Установив кончик карандаша в заданное место рисунка, мы закрепляем усвоенное выше движение, когда кончик карандаша слегка покачивается, не отрываясь от листа бумаги.
Прежде всего, ребенок должен определить, где у него правая и левая стороны туловища. Это основа ориентировки в пространстве. Он должен познакомиться с понятиями верх-низ, сзади-спереди. Такие понятия можно хорошо отработать во время физминуток.
Самым сложным является понятие зеркального изображения. Проводим следующее упражнение: детям даем в правую руку предмет и спрашиваем «В какой руке?».
Многие дети с ОНР не умеют ориентироваться на листе бумаги, не замечают ориентиры в виде клеток или строчек, не могут плавно прослеживать глазами за движением своей руки.
Упражняемся в пространственной ориентации детей на листе бумаги, разделенном пополам, фиксации ритма (ребенок хлопает, зарисовывает его).
Не менее полезным упражнением для развития пространственной ориентировки на листе является штриховка. Она имеет последовательность:
1. Редкая штриховка карандашом одного цвета.
2. Штриховка двумя карандашами разного цвета.
3. Частая штриховка одним цветом.
4. Частая штриховка разными карандашами. Здесь ребенок видит, что штриховка плавно переходит в раскрашивание.
Необходимо научить ребенка правильному захвату карандаша. Сначала нужно развить дифференцированные движения пальцев рук, умение складывать большой палец в щепотку и захватывать различные предметы (перекладывать палочки в коробку, расстегивать и застегивать пуговицы, шнуровать, нанизывать кольца на тесьму, сортировать крупу, нанизывать бусины).
Упражнения:
1. Захват граненого карандаша большим и указательным пальцами рабочей руки.
2. Перекладывание карандаша с одного листа на другой, при этом карандаш захватывается большим и указательным пальцами.
3. Прокатывание карандаша между ладонями.
4. Прокатывание карандаша между большим и указательным пальцами.
5. Расслабление кистей рук путем поглаживание листа бумаги от середины в сторону или сверху вниз (можно использовать ткань, мех).
6. Круговые вращения кистей рук с последующим расслаблением.
7. Попеременное поглаживание одно кисти руки другой.
Также использую шарик Су – Джок.
После освоения основных графических приемов, знакомимся с буквами, при условии постановки их в речи. Дети «печатают» букву, «чинят» букву, обводят по пунктирным линиям.
В процессе работы выяснилось, что дети старшей группы имеют более низкие показатели развития мелкой моторики рук. Это факт говорит о необходимости проведения последовательной и систематической работы по развитию мелкой моторики рук.
Структура занятий
* «Гимнастика для глаз» - выполнение упражнений для снятия нагрузки с зрительного анализатора. Исследования ученых убедительно доказывают, что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности.
* разминка – основной задачей данного этапа является создание у ребят определенного положительного эмоционального фона, включение в работу. Поэтому движения пальцев рук разминки достаточно легкие, способные вызвать интерес. Но они же и подготавливают ребенка к активной моторной деятельности;
* тренировка психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей: внимания, памяти, воображения, мышления. Все задания подобраны так, что степень их трудности увеличивается от занятия к занятию.
* физкультминутка – динамическая пауза, проводимая на занятии, не только развивает двигательную сферу ребенка, но и способствует развитию умения выполнять несколько различных заданий одновременно;
* графические диктанты – направлены на развитие умений действовать по правилу и самостоятельно по заданию взрослого, а также развитие пространственной ориентировки и мелкой моторики руки и отслеживание и контролем направления движения руки;
* пальчиковая гимнастика – способствует развитию мышечной активности и поддержания тонуса мышц участвующих в акте письма, а также подвижности и гибкости кистей рук.
Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Смена видов деятельности обеспечивает отсутствие переутомления у дошкольника.
Прогнозируемые результаты и методы диагностического контроля
К предполагаемым результатам обучения относится реализация задач и, соответственно, цели программы «Развитие графомоторных навыков у дошкольников». Выявление полученных результатов обучения проводится в форме итогового тестирования. Кроме того, проводятся и собственные наблюдения логопеда за развитием каждого ребенка.
К прогнозируемым результатам можно отнести реализацию поставленных задач обучения, а именно:
1. развить мелкую мускулатуру руки
2. писать вертикальные линии сверху вниз, горизонтальные - слева направо;
3. подготовить руку к письму,
4. уметь ориентироваться на листе бумаги,
5. сформированное умение соблюдать гигиенические правила письма (положение корпуса, руки, тетради, карандаша)
6. сформировать взаимосвязь у учащихся номинативной функции слова и отражения ее в графической модели.
7. Знать, как составляется модель к предложению и предложение к модели.
Календарно-тематическое планирование.
Месяц неделя Содержание занятий:
Сентябрь 1-2 Диагностика
3 «Сравни». Прямые и наклонные линии; работа по шаблону; (обведение и раскрашивание веточки земляники).
4 «Веселое превращение». Упражнение на развитие воображения; работа по шаблону (обвести и дорисовать и раскрасить рыбку).
Октябрь 1 Развитие мелкой моторики руки. Штриховка.
2 Предмет и слово. Работа по шаблону. Работа в прописи.
3 Слова, называющие предметы. Работа по шаблону. Работа в прописи (обведение и раскрашивание по образцу). Модель слова.
4 Слова, называющие действия. Работа по шаблону. Работа в прописи (обведение и раскрашивание по образцу). Модель слова.
Ноябрь 1 Слова, называющие признаки. Работа по шаблону. Работа в прописи (обведение и раскрашивание по образцу). Модель слова.
2 Набор слов и предложения. Изменение слова в предложении. Работа по шаблону. Работа в прописи (обведение и раскрашивание по образцу).
3 Выполнение упражнений «Дорисуй вторую половину», «Узоры по клеточкам»
4 Проведение графического диктанта.
Декабрь 1 Завиток. Штриховка дугообразной строчкой.
2 Линия с петлями без отрыва карандаша. Штриховка зигзагами.
3 Ломанная зигзаг. Штриховка крестиками.
4 «Определи направление». Вертикальные и горизонтальные линии; работа по шаблону (обведение, раскрашивание снеговика и домика).
Январь 1-2 каникулы
3 «Сравни». Прямые и наклонные линии. Работа по шаблону (обведение, раскрашивание кита). Развитие мелкой мускулатуры пальцев.
4 «Сравни машины». Определение направления «вправо», «влево»; работа по шаблону (обведение и раскрашивание машины и светофора).
Февраль 1 Работа по шаблону. Работа в прописи (обведение и раскрашивание по образцу).
2 Развитие речи (составление устных предложений). Работа по шаблону. Работа в прописи (обведение и раскрашивание по образцу).
3 Развитие мелкой моторики руки. Работа в прописи по шаблону (копирование, дорисовка и раскрашивание клоуна и божьей коровки).
4 Развитие мелкой моторики руки. Работа в прописи по шаблону (копирование, дорисовка и раскрашивание пароходика и клубнички).
Март 1 Развитие мелкой моторики руки. Работа в прописи по шаблону (копирование, дорисовка и раскрашивание бабочки и вертолетика).
2 Развитие мелкой моторики руки. Работа в прописи по шаблону (копирование, дорисовка и раскрашивание клоуна и божьей коровки).
3 Проведение графического диктанта
4 Звуки речи как материал языка. Развитие фонематического слуха. Составление модели к предложению.
Апрель 1 Способ выделения звуков в слове. Определение кол-ва звуков в слове с опорой на модель. Развитие фонематического слуха. Работа в прописи (обведение и раскрашивание по образцу).
2 Гласные и согласные звуки. Развитие фонематического слуха. Составление модель к предложению. Работа по шаблону в прописи.
3 Штриховка с чередованием прямых и зигзагообразных линий.
4 Проведение графического диктанта
май 1 Проведение графического диктанта
2 Закрепление сформированных навыков
3-4 Диагностика
Материально-техническое оснащение:
• специальные принадлежности для мелкой моторики пальцев, канцелярские принадлежности
• шаблоны
• меловая доска (для демонстрации написания, начертания)
• интерактивная доска
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Принимая во внимание важность речевого развития детей, подготовки детей к школе, был сделан вывод о целесообразности проведения работы по формированию мелкой моторики рук у дошкольников с общим недоразвитием речи в системе.
Старшая группа.
1. Умеет закрашивать карандашом в одном направлении неотрывными движениями, без пропусков, не выходя за контур с равномерным нажимом.
2. Умеет вырезать круги из квадратов и овалы из прямоугольников в соответствии с величиной исходной формы.
3. Развиты плавность и согласованность движений рук.
Подготовительная группа.
1. Совершенствование мелкой моторики рук (штриховка, развитие техники рисунка)
2. Совершенствование пространственных и временных представлений (ориентация на листе, в пространстве на примере собственного тела, ориентация во времени)
3. Совершенствование активной речи, словарного запаса.
4. Совершенствование мышления, памяти, внимания, зрительного и слухового восприятия.
5. Совершенствование навыков учебной деятельности.
В совокупности с другими направлениями деятельности идет коррекция речевых нарушений дошкольников с ОНР.
У многих родителей, вооруженных знаниями и рекомендациями, появилось желание по-другому взглянуть на особенности развития своего ребенка.
Список используемой литературы
1. Афонькина Ю. А. Диагностическая программа в системе предшкольного образования. Методическое пособие для педагогов-психологов образовательных учреждений. - Мурманск, 2006.
2. Башаева Т. В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. - Ярославль, 1998.
3. Борисенко М. Г. Наши пальчики играют. – СПб., 2002.
4. Беззубова Г. В. Развиваем руку ребенка, готовим ее к письму. - М., 2003.
5. Гатанова Н. В., Тунина Е. Г. Тесты для подготовки ребенка к школе. Для детей 6-8 лет. – СПб., 2001.
6. Журова Л. Е., Варенцова Н. С. и др. Обучение дошкольников грамоте. М., 1998.
7. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. / Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко. М., 1989.
8. Кольцова М. М. Ребенок учится говорить. М., 1973.
9. Косинова Е. М. Гимнастика для пальчиков. – М., 2002.
10. Рузина М. С. Страна пальчиковых игр. – СПб., 2000.
11. Филичева Т. Б. Чиркина Г. В. Программа обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи. – М., 1993.
12. Ткаченко Т. А. «Пиши,читай-ка» Москва 2017г.
13. Гомзяк О. С. «Я буду писать правильно» Москва 2018г.
14. Гомзяк О. С. «Говорим правильно в 5-6 лет» Москва 2012г.
15. Гомзяк О. С. «Говорим правильно 6-7 лет» Москва 2012г.