Анна Беля
Развитие графоморных функций и мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие графомоторных функций и мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья».
С детьми с ограниченными возможностями здоровья необходимо проводить целенаправленную работу по формированию графомоторных навыков, а также специальные игры и упражнения на развитие крупной и мелкой моторики, пространственной ориентировки. Одним из факторов психологического базиса для развития высших психических функций у детей является развитие крупной (или общей) и мелкой (или ручной) моторики.
Публикация «Развитие графоморных функций и мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья» размещена в разделах
- Графомоторика. Развитие графомоторных навыков у детей
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Мелкая моторика
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Для успешного овладения графомоторными навыками у ребенка должны
быть сформированы следующие функции :
- зрительное восприятие;
- пространственная ориентировка.
Несовершенство одной из данных функций затрудняет овладение
графомоторными навыками, письмом и рядом других учебных и трудовых
Коррекционная направленность занятий предполагает также работу по укреплению моторики рук, развитию координации движений кисти рук.
Для детей с ограниченными возможностями здоровья характерно наличие синкинезий, тонических движений, слабость мышц, неумение распределять мышечные усилия, неловкость движений, недостаточная сформированность праксиса и т. д. Дети с двигательной недостаточностью на занятиях с трудом осваивают технику письма. Из-за несовершенства моторики при обучении математике испытывают затруднения в работе со счетными палочками, линейкой. Идентичные трудности проявляются в процессе ручного труда, рисования. Моторное недоразвитие тормозит овладение предметными действиями, а значит, и овладение ориентировкой в окружающем мире. Развитие графомоторных навыков зависит от качества мелких движений пальцев, кистей рук, тренированности мышц, точности и координации движений, а также от уровня сформированности психических процессов внимания, зрительной и двигательной памяти, пространственных представлений.
Поэтому с детьми с ограниченными возможностями здоровья необходимо проводить целенаправленную работу по формированию графомоторных навыков, а также игры и упражнения на развитие крупной и мелкой моторики.
Для проведения игр и упражнений по развитию моторики применяется
следующее специальное оборудование:
— разнообразные мелкие предметы (пуговицы, бусинки, камешки, орешки, скрепки канцелярские, кнопки и др.) и различные коробки, банки, лотки для их раскладывания;
— свободные катушки для наматывания на них ниток, веревочек, проволочек;
— дощечки и игрушки-шнуровки «Чудо- шнуровка» с множеством отверстий для сшивания и вышивания шнуром;
— различные виды застежек: крючки, пуговицы, шнурки, молнии;
— наборы веревочек и лент разной длины и толщины для завязывания и
развязывания узлов, плетения косичек, завязывания бантов;
— наборы пластмассовых или деревянных палочек, разноцветные прищепки;
— различные виды мозаики, конструкторов, пазл.
Для формирования тонко координированных графических движений
полезны следующие упражнения:
— штриховка в разных направлениях с различной силой нажима.
— раскрашивание листа в разных направлениях с ограничением и без
ограничения закрашиваемой поверхности;
— обведение рисунка по контуру, копирование;
— рисование по опорным точкам;
— дорисовывание изображений;
— рисование по клеточкам и на другой ограниченной поверхности;
— графический диктант;
- выкладывание ниток по контуру различных изображений, которые
нанесены или вырезаны из бархатной бумаги.
Кинезиологические упражнения повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению память и внимания, облегчают процесс чтения и письма.
В процессе работы развивается сила руки, е ловкость, переключаемость
с одного вида движений на другой, так же внимание, глазомер, зрительная
память, усидчивость, аккуратность, фантазия, образное мышление,
подготовка руки к письму.
С этой целью используются различные виды деятельности, прямо или
косвенно способствующие развитию тактильно-двигательных ощущений:
—лепка из глины, пластилина, теста;
— аппликация из разного материала (бумага, ткань, пух, вата, фольга);
—аппликационная лепка (заполнение рельефного рисунка пластилином);
— конструирование из бумаги (оригами);
— рисование пальцами, кусочком ваты, бумажной «кисточкой»;
— игры с крупной и мелкой мозаикой, конструктором (металлическим,
пластмассовым, кнопочным);
— сортировка бобов, фасоли, гороха, а также перебор круп (пшено,
гречка, рис);
— собирание пазлов;
— составление контуров предметов из палочек сначала более крупных
размеров, а затем более мелких (стол, дом, треугольник, машина);
Сортировка мелких предметов (камушки, пуговицы, желуди, бусинки, фишки, ракушки, разных по величине, форме, материалу.
Очень хорошо себя зарекомендовала и разнообразная предметная деятельность, сочетающаяся с навыками самообслуживания, которая также способствует развитию мелкой моторики :
- имитационные движения для кистей рук:
- мытье рук перед едой;
- стряхивание воды с кисти;
- полоскание белья;
- надевание перчаток.
Для улучшения подвижности пальцев, развития их силы и гибкости, улучшения почерка, снижения физической усталости и морального напряжения во время занятий применяются пальчиковые игры и массаж «активных точек» на пальцах и ладонях.
Развивая моторику, создам предпосылки для становления многих психических процессов. Таким образом, с детьми с ограниченными возможностями здоровья необходимо проводить целенаправленную работу по формированию графомоторных навыков.