алена басалаева
«Развитие детей раннего возраста с нарушением зрения посредством сенсорно-двигательных игр»
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие детей раннего возраста с нарушением зрения посредством сенсорно-двигательных игр»
Известно, что в раннем возрасте у ребенка закладываются такие важные качества, как моторная ловкость, сенсомоторная координация, чувство равновесия, соразмерность и целенаправленность движений и др. Современная педагогика формирование этих качеств связывает с физическим воспитанием. Однако это сводиться не только к тренировке движений и развитию моторики. Он охватывает характер взаимодействия маленького ребенка с миром, предметным и социальным, а так же со становлением чувствам Я.
Публикация «„Развитие детей раннего возраста с нарушением зрения посредством сенсорно-двигательных игр“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Младшая группа
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Общее развитие ребенка раннего возраста не возможно без базового телесного ощущения самого себя. Переживание своего движения, равновесия и чувства осязания поверхности своего тела – пространственный образ себя – играет важнейшую роль в построении ребенком своих психологических границ и, следовательно, является важнейшим условием становления самосознания. От овладения своим телом, произвольного управления им, от адекватной тактильной чувствительности зависит и формирование произвольности поведения, внимания, зрительно – пространственная ориентация. На этой основе базируется способность ребенка к обучению письму и чтению и в целом к школьному обучению.
Пространственный образ Я складывается в раннем возрасте - 1-3 лет. Для детей с нарушением зрения характерны недостатки развития движений и малая двигательная активность. У них чаще, чем у нормально видящих, можно наблюдать отсутствие самоконтроля, саморегуляцию движений. Трудности ориентировки в пространстве и формирования пространственных образов создают проблемы в самостоятельном передвижении. Несформированность или нарушение границ телесного Я отражается и на внутреннем самоощущении ребенка, его эмоциональной, речевой, коммуникативной, познавательной сфере. Сенсорно-двигательные игры сочетают в себе возможности переживания движения и чувства осязания поверхности своего тела. С помощью таких игр ребенок отстаивает свои психологические границы, а это — важнейшее условие становления самосознания.
Исходя из этого, определила для себя актуальные задачи:
• развивать у детей восприятие границ своего тела и произвольное управление своими движениями;
• развивать равновесие, координацию, ловкость, внимание, зрительно - пространственную ориентацию;
• развивать восприятие окружающего пространства и самих себя в этом пространстве;
• развивать двигательную активность, способствовать формированию всех психофизиологических процессов.
Сенсорно-двигательным играм присущи следующие черты:
- рифмованный текст или песенка, которые создают целостный образ и эмоциональный фон;
- ритмичные движения, в которых присутствуют чередование контрастов: быстро - медленно, высоко - низко, далеко - близко, крепко - нежно и т. п.
- повороты, предполагающие различные качества и вариации движений;
- движения-касания, поглаживания, похлопывания, пальчиковые игры;
- эмоциональное напряжение и расслабление по ходу развития сюжета, которые малыш переживает вместе с взрослым.
В первую очередь к таким играм относятся потешки и пестушки. Они непременно сопровождаются как ритмичными стихами или песенками, так и движениями.
Сенсорно-двигательные игры использую во время умывания («Кран откройся, нос умойся, мойтесь сразу оба глаза…», одевания («Куй, куй ковалек! Подкуй сапожок, на правую ножку правую сапожку…», во время дневного пробуждения («Вот проснулись, потянулись, с боку на бок потянулись). По сложности - это простые сенсорно-двигательные игры, относящиеся к повседневной жизни, где важным элементом является непосредственное восприятие собственного тела в обыденной жизни.
Существуют еще сложные сенсорно-двигательные игры. Например, такие игры можно использовать во время проведения утренней разминки («Мы сегодня утром встали и зарядку делать стали. Ручки вверх, ручки вниз, пола ручками коснись…», на музыкальных занятиях («Наши ручки в пляс пустились. Закружились. На головке полежали…», в повседневной жизни («Месим, месим тесто, нет ему в кастрюле места. Тесто месят кулаком, мнут его руками…»). Эти игры предполагают более сложные движения.
Все эти игры, несмотря на их отличия и сложность обостряют у ребенка чувство переживания своего движения, развивают тактильное и осязательное восприятие. Кроме переживания своего движения, игры такого рода предполагают наблюдение и восприятие движений других играющих. Наблюдение, как и подражание – это тоже переживание движений, только уже внутреннее. Внимательно наблюдая, малыш воспроизводит воспринимаемое движение взрослого внутри себя, незримо, о чем говорит мимика, жесты и спонтанные повторения. Поэтому наблюдения так же, как и непосредственное действие, способствует становлению переживания и осознания ребенком самого себя.
***
Нос, рот, голова, (при назывании дотрагиваться пальцем)
Уши, щеки, лоб, глаза.
Плечи, плечи, шея, грудь,
Не забыть бы что-нибудь.
Руки хлоп-хлоп-хлоп,
Ноги топ-топ-топ,
Раз-туда, два-сюда, (повороты головы в влево-вправо)
Это нет, а это да. (кивок головой в стороны, потом вверх-вниз)
***
Мороз прибежал (кулачками стучать по коленкам)
Колотушкой застучал (кулачками стучать друг о друга)
Мы мороза не боимся (руки выбрасывать вперед, пальцы сжимать-разжимать, как бы прогоняя)
Мы на санках с горки мчимся (поглаживать с плеча правой рукой левую, и наоборот)
***
Маленькие ножки шли по дорожке (на каждый слог передвигаемся короткими шагами).
Большие ноги бежали по дороге (на каждый слог большой шаг).
Бежали по лесочку (останавливаемся и поворачиваемся лицом к центру круга).
Скакали по кочкам (прыгаем на месте, 2-3 раза).
Прибежали во лесок. Ой! (Встаем на одну ногу, вторую подгибаем.)
Потеряли сапожок (сохраняем равновесие, потеряли, потеряли, потеряли сапожок.
Заглянули под пенек (опускаем глаза, смотрим вниз).
Вот он, вот он, сапожок! (Радостно крутим перед собой ножкой.)
***
В нашем маленьком домике (кладем голову на колени, закрываем глаза) в колыбельке спят детишки.
Вот с кровати кувыркнулись (согнутыми в локтях руками крутим перед собой катушку).
Быстро-быстро все проснулись (руки на колени ладонями вверх, бодрый взгляд).
Мы проснулись, потянулись.
Всем вокруг мы улыбнулись (смотрим в глаза друг другу, улыбаясь).
Наши ручки в пляс пустились (крутим согнутые в локтях руки, держа их перед собой).
Завертелись, закружились (руки полусогнуты в локтях, раскрытые кверху кисти поворачиваем в разные стороны).
На коленях полежали,
И на ножках побежали.
И за спинку убежали.
Спрятались.
Где же, где же наши ручки? (Руки спрятаны за спиной.)
Вот-вот-вот-вот пляшут ручки! (Хлопки по коленям.)