Татьяна Гриневич
«Развитие аппликативной деятельности в процессе реализации образовательной области «Художественное творчество».
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие аппликативной деятельности в процессе реализации образовательной области «Художественное творчество».
Детское сердце чутко к призыву
творить красоту…важно только,
чтобы за призывами следовал труд.
В. А. Сухомлинский
Публикация «„Развитие аппликативной деятельности в процессе реализации образовательной области „Художественное творчество“,» размещена в разделах
Творчество в широком смысле - это деятельность, направленная на получение чего-то нового, неповторимого, и поэтому основным показателем творчества является новизна его результата (рисунок, аппликация, стихотворение и т. п.).
Отечественные психологи и педагоги (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, Н. Н. Поддьяков, Н. А. Ветлугина, Н. П. Сакулина, Е. А. Флёрина и др.) доказали, что творческие возможности детей проявляются уже в дошкольном возрасте и развитие их происходит при овладении общественно выработанными средствами деятельности в процессе специально организованного обучения. Так, В. В. Давыдов в послесловии к книге Л. С. Выготского «Воображение и творчество в детском возрасте» указывает на то, что творчество является постоянным спутником детского развития.
Интерес к художественному творчеству у детей обусловливается его важностью для развития личности ребенка, и с годами потребность в нём не ослабевает, а все более увеличивается.
Образовательная область «Художественное творчество» в основной общеобразовательной программе включает в себя изобразительную деятельность, лепку, аппликацию и художественное конструирование – традиционные для российского дошкольного образования виды активности, объединенные общим понятием «продуктивная деятельность детей».
В программе «Развитие» раздел «Изобразительное искусство» не имеет задач и методических разработок, направленных на развитие аппликативной деятельности.
В то время, как аппликативная деятельность актуальна на современном этапе воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Она имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по своему характеру относится к образовательной области «Художественное творчество».
Специфика аппликативной деятельности даёт широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности.
Установлено, что дошкольники способны в процессе предметной чувственной деятельности (аппликации, выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связь между отдельными предметами и явлениями и отражать их в образной форме.
Этот процесс особенно заметен в различных видах аппликативной деятельности : формируются обобщенные способы анализа, сравнения и сопоставления, развиваются умение самостоятельно находить способы решения творческих задач, умение планировать свою деятельность, т. е. производятся умственные действия.
Занятия аппликацией содействуют :
• Развитию сенсорного восприятия (операции по обработки бумаги : сгибание; резанье; разрывание и обрывание; наклеивание).
• Развитию мускулатуры руки, координации движений (владение ножницами, правильное вырезание форм, поворачивание листа бумаги, раскладывание формы на листе на равном расстоянии друг от друга).
• Развитию речи дошкольников, что является неотъемлемой частью в воспитании гармонической личности.
• Развитию математических представлений (знакомство с названиями и признаками простейших геометрических форм, получение представления о пространственном положении предметов и их частей (слева, справа, в углу, в центре и т. д.) и величин (больше, меньше).
• Развитию нравственного воспитания ( нравственно-волевых качеств: потребность и умение доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, преодолевать трудности и т. п.
• Освоению трудовых умений и навыков (развитие внимания, упорства, выдержки).
Однако основное значение аппликативной деятельности заключается в том, что она является средством эстетического воспитания, главная задача которого - это пробуждение у детей эмоционального отношения к природе, а эмоциональное отношение к природе помогает сделать человека выше, богаче, внимательнее.
Поскольку данный вид продуктивной деятельности отсутствует в программе «Развитие» и возникла необходимость в применении дополнительных технологий, направленных на формирование у дошкольников навыков работы с бумагой, клеем и ножницами. В своей работе по аппликативной деятельности я опираюсь на авторскую программу Ирины Александровны Лыковой – кандидата педагогических наук - «Цветные ладошки». Разработки по аппликативной деятельности у автора содержательны и направлены на реализацию задач художественно – творческого развития детей. Вместе с тем, они оригинальны и увлекательны для детей. Работу с детьми аппликацией провожу в свободное от непосредственно образовательной деятельности время.
В связи с введением ФГТ к структуре основных общеобразовательных программ акцент со знаний, умений и навыков переносится на формирование общей культуры, развитие «качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность» и т. п.
Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области "Художественное творчество" направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через решение следующих задач:
- развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);
- развитие детского творчества;
- приобщение к изобразительному искусству.
Данные задачи частично решаются посредством реализации разделов программы «Развитие» : «Изобразительное искусство», «Ознакомление с художественной литературой и развитие речи», «Художественное конструирование» с применением методической литературы:
Занятие с дошкольниками по изобразительной деятельности : Кн. Для воспитателей дет. сада и родителей. – 2-е изд., дораб. Казакова Т. Г. - М. : Просвещение, 1996 г.
Изобразительная деятельность в детском саду : планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. Лыкова И. А. -М. : «Карапуз», переиздание дораб. и доп., 2009.
Задачи Задачи и разделы программы «Развитие» Задачи программы «Цветные ладошки»
Развитие продуктивной деятельности
детей Развивать умение выделять и передавать в графическом изображении движения объекта, его функции, учить соотносить образную выразительность с пространственными характеристиками
(изобразительное искусство) В аппликативной деятельности поощрять составление композиций из готовых и самостоятельно вырезанных или иным способом подготовленных форм (полосок, кругов, треугольников, трапеций, рваных и мятых кусочков бумаги) в предметной, сюжетной или декоративной аппликации (листья на ветке, цветы в вазе, кораблики на реку, рыбки в аквариуме); учить пользоваться ножницами (правильно держать, передавать, резать).
Развитие детского творчества Учить работать с цветом и создавать композиции с использованием оппозиционных тем
(изобразительное искусство) Сочетать различные техники изобразительной деятельности (графика, живопись, пластика) и конструирования на одном и том же занятии, когда одни детали вырезают и наклеивают, другие лепят, третьи прорисовывают, четвертые конструируют из бумаги (Например, сюжеты «Наш город», «Наш аквариум»).
Учить использовать символические средства в предметной живописи, включать их в характеристику персонажей, обозначать с их помощью свое отношение к изображенным героям.
(изобразительное искусство) Развивать у детей способность передавать одну и ту же форму или образ в разных техниках (обрывание, сминанием, скатыванием, наклеивание готовых форм)
Учить создавать образы воображения, опираясь на некоторые признаки реальности
(ознакомление с художественной литературой)
Способствовать воспитанию самостоятельности, решительности, творческой активности
Учить создавать новые образы предметного мира путем преобразования имеющихся представлений о нем.
(конструирование) Поощрять детей воплощать в художественной форме свои представления, переживания, чувства, мысли; поддерживать личностное творческое начало
Учить создавать творческие постройки, отражающие их индивидуальное восприятие и эмоциональное отношение к миру (конструирование) Учить передавать характерные особенности аппликативных объектов (городской дом высокий, многоэтажный, каменный, а деревенский низкий, одноэтажный, деревянный
Приобщение к изобразительному искусству. Развивать умение детей выражать свое отношение к действительности и находить средства для воплощения такого отношения. Развивать действия по построению новых образов на основе отдельных признаков предметов, обозначенных схематически
(Художественное конструирование) Знакомить с цветовой гаммой, с вариантами композиций и разным расположением изображения на листе бумаги
Освоить способы образного перевоплощения, передающих особенности пластики персонажей и их внутренние переживания
(выразительное движение)
Знакомить с произведениями изобразительного искусства, знакомить со скульптурой малой формы, имеющие ярко выраженный характер, пластику движения
(изобразительное искусство)
Развивать интерес к народному декоративно-прикладному искусству; побуждать принимать активное участие в рассматривании произведений народного декоративно-прикладного и изобразительного искусства подбирая тематику с учётом интересов мальчиков и девочек. Формировать представление о средствах выразительности (элементы узора, их цвет, расположение на форме); вызывать у детей задавать вопросы.
(изобразительное искусство) Поддерживать интерес к народному и декоративному искусству (дымковская, филимоновская игрушка, семеновская и полхов-майданская матрешка).
Содержание психолого-педагогической работы по аппликативной деятельности интегрируется в воспитательно-образовательном процессе с другими образовательными областями Программы :
«Физическая культура»
«Здоровье»
«Коммуникация» Развитие свободного общения с взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности, практическое овладение воспитанниками нормами речи
«Познание» Сенсорное развитие : различие цветовых контрастов, размещение цвета по степени интенсивности (до 5 светлотных оттенков); формирование целостной картины мира, расширение кругозора в сфере изобразительного искусства, творчества, формирование элементарных математических представлений
«Социализация» Формирование гендерной: различие полов (одежда для девочек, одежда для мальчиков, семейной принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу
«Музыка» Использование музыкальных произведений для обогащения содержания образовательной области, приобщение к различным видам музыкального искусства: симфоническая, камерная и др. мелодии.
«Труд» Формирование трудовых умений и навыков (самообслуживание, воспитание трудолюбия, воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду сверстников и их результатам
«Чтение художественной литературы» Использование художественных произведений для обогащения содержания образовательной области, развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
«Безопасность» Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в аппликативной деятельности : правила работы с ножницами, аккуратное обращение с бумагой, умение пользоваться клеем.
При определении структуры воспитательно-образовательного процесса я опираюсь на положения концепции Л. С. Выготского «Схема развития любого вида деятельности такова : сначала она осуществляется в совместной деятельности с взрослыми, затем – в совместной деятельности со сверстниками и, наконец, становится самостоятельной деятельностью ребенка, и взгляды Д. Б. Эльконина «Специфика дошкольного образования заключается в том, что обучение является по сути процессом “усвоения” содержания в видах деятельности».
Развитие аппликативной деятельности проходит :
• в совместной партнерской деятельности взрослого и детей;
• в свободной самостоятельной деятельности детей;
• в взаимодействии с семьями воспитанников.
Совместная деятельность взрослого и детей Самостоятельная деятельность детей Взаимодействие с родителями воспитанников
Непосредственно организованная образовательная деятельность Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов
• Аппликативная деятельность
Дидактические игры (на группировку предметов по форме, комбинирование форм, подбор и сравнение цвета)
• Рассматривание и обсуждение произведений искусства: репродукций картин, игрушек, изделий народно-прикладного искусства, иллюстраций
• Наблюдения в природе, за деятельностью взрослого
• Творческая мастерская (изготовление подарков своими руками) • Привлечение внимания детей к красоте природы и окружающих предметов
• Рассматривание одежды, ее декоративных элементов
• Сюжетно-ролевые игры Продуктивная художественная (аппликативная) деятельность
• Дидактические и настольно-печатные игры
• Рассматривание репродукций картин, изделий народно-прикладного искусства, иллюстраций книг
• Работа клуба выходного дня «Посиделки у самовара»
• Встречи с интересным человеком
• Творческие практикумы
• Развлечения
• Конкурсы аппликативных работ, поделок с использованием аппликации
• Участие в оформлении группы
• Посещение выставок
Совместная деятельность взрослого и детей осуществляется как в виде непосредственно образовательной деятельности, так и в виде образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов.
Совместная деятельность по аппликации реализуется через интеграцию различных видов детской деятельности (игровой, двигательной, познавательно-исследовательской, коммуникативной, продуктивной, музыкально-художественной, трудовой, а также чтения художественной литературы) с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется в зависимости решения конкретных образовательно-воспитательных задач.
У детей среднего дошкольного возраста наблюдается большое стремление к самостоятельности, независимости.
Поэтому для развития самостоятельной деятельности у детей в свободном доступе находятся дидактические и настольно-печатные игры, книги с иллюстрациями изделий народно-прикладного искусства. Ножницы выдаются по требованию.
С целью качественной реализации представленных выше задач составила перспективный план работы на год с детьми средней группы. Работу провожу в процессе совместно организованной деятельности кружка «Умелые ручки», которая способствует развитию технических умений детей в аппликативной деятельности, формированию творческого воображения, способности реализовать собственные замыслы, совершенствованию навыков социального общения и сотрудничества детей со сверстниками.
Основная аппликативная деятельность в кружке проводятся 2 раза в месяц, перед проведением аппликации ведется подготовительная работа: чтение произведений, рассматривание иллюстраций, игры дидактические, настольно-печатные, экспериментирование, наблюдения и т. д. Работа по аппликации проводится по подгруппам, как и предусмотрено программой «Развитие». В слабой подгруппе дается меньшее количество деталей, более легкое выполнение композиций. Работа по подгруппам проводится еще и для того, чтобы максимально поддержать каждого ребенка, вселить уверенность в собственные силы. Большую роль во время проведения аппликации отводиться овладению детьми сложными техническими умениями: наносить клей на бумагу, вырезать детали. Аппликация очень трудоемкий вид деятельности, поэтому я включаю в неё физминутки, пальчиковую гимнастику, мимические этюды, которые помогают детям в нужный момент расслабиться. Детские работы используются для оформления стендов в выставочных студиях, для оформления группы, в сюжетно-ролевых играх.
Для определения уровня умений и навыков детей в наклеивании и вырезании провела контрольное обследование, что позволило мне оценить динамику развития ребят, спланировать дальнейшую работу с учетом дополнительных знаний для формирования необходимых навыков.
Составила подборку игр и упражнений со стихами: «Пальчики играют», способствующих развитию у детей движений кистей и пальчиков рук, стимулирующих развитие памяти и речи у дошкольников.
Подбираю и систематизирую наглядно-иллюстративный материал с образцами аппликационных техник; составляю подборку дидактических игр на развитие сенсорных способностей, игр на ориентировку в пространстве.
Пройдя курсы повышения квалификации по теме «Психолого-педагогические технологии работы с семьёй», с успехом применяю для планирования индивидуальной формы работы с семьями воспитанников.
Индивидуальные беседы направлены на обеспечение систематической информированности родителей о жизни ребёнка в детском саду, его индивидуальных особенностях развития.
Также мое взаимодействие с родителями воспитанников направлено на объединение семьи и детского сада в единое образовательное пространство, подразумевающее взаимопонимание и сотрудничество между педагогами ДОУ и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка. Я считаю, что работа с родителями будет иметь конкретный, действенный характер, способствовать взаимопониманию и взаимному интересу родителей и воспитателей, если в ней будут реализованы в единстве следующие задачи:
• ознакомление с материальными условиями жизни семьи, ее психологическим климатом, особенностями поведения ребенка в семье;
• выработка и принятие единых требований, предъявляемых ребенку в ДОУ и дома;
• определение уровня педагогической культуры родителей;
• выявление трудностей, испытываемых родителями;
• изучение положительного опыта семейного воспитания с целью его распространения.
Большое значение я придаю наглядным формам работы с родителями. В приё мной группового помещения оформлен стенд для родителей с рубриками:
- достижения детей “Вести с занятий ”,
- демонстрационный портфель – персональная папка каждого ребенка, в которую дети и педагоги копят личные работы,
- “Играя, развиваемся и обучаемся!” - график на месяц, ориентирующий членов семьи ребенка и воспитателей на участие в работе группы.
- «В родительскую копилку» - возможность для родителей поделиться своим опытом, идеями, замечаниями,
- фоторепортажи «Вот что мы умеем».