Светлана Бичахчан
«Растим любознательных детей». Конференция для родителей
Родительская конференция «Растим любознательных детей»
Мы движемся вперед, открываем новые двери и создаем новые вещи, потому что мы любознательны, и любознательность выводит нас на новые пути.
Уолт Дисней
Цель: повышать педагогическую компетентность родителей в развитии познавательного интереса у детей.
Публикация «„Растим любознательных детей“, Конференция для родителей» размещена в разделах
Задачи: формировать у родителей представления о значении любознательности, познания в развитии ребенка, интереса к проблеме; развивать навыки общения родителей со своим ребенком; развивать интерес к участию в познавательных играх совместно с ребенком.
Форма проведения:
Круглый стол (присутствующим предоставляется возможность высказать свою точку зрения на обсуждаемую проблему, а в дальнейшем сформулировать либо общее мнение, либо четко разграничить разные позиции).
Участники: родители, воспитатели, дети (инсценировка).
Организационный этап.
Во время сбора родителей тихо звучат записи песен; столы расставлены на 2 команды.
Вступительная часть.
Психолог.
1. Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады видеть вас за нашим круглым столом. Спасибо вам за то, что пришли на эту встречу. Это означает, что нас всех объединяет интерес к теме родительской конференции «Растим любознательных детей», а она действительно заслуживает внимания. Мы считаем, вы согласитесь с тем, что познавательный интерес у ребенка должен быть сформирован в дошкольные годы. Ведь ребенок по своей натуре очень любознателен. Его интересует все неизвестное и неизведанное. Каждый день он открывает для себя что-то новое.
2. Ведущий:
-Целый день все дети
Задают вопросы:
Почему же у Танюшки
Нос такой курносый?
-Почему должны мы спать,
Завтра ведь опять вставать!
Чистить зубы, умываться,
В детский садик собираться?
-Сто вопросов- сто ответов.
Сразу всё не рассказать.
Постепенно всё узнаешь,
Вот научишься читать.
-Мир, таинственный, просторный,
Ждёт открытий, добрых дел.
Всё отдаст тебе, бесспорно,
Что узнать ты захотел.
Стремление самостоятельно «познать» часто подводит детей. Они случайно режут скатерть или занавеску, когда хотят узнать, можно ли это разрезать, или разбирают игрушки с целью выяснить, что там внутри и почему они двигаются. Этим они нередко доставляют нам, взрослым, беспокойство. Ребенок растет. Возрастает его любознательность к окружающему, незнакомому. Часто возникают вопросы: что это? Для чего? Почему? Недаром детей называют «почемучками».
Наша сегодняшняя встреча посвящена развитию любознательности у детей. Интересно, одинаковы ли по значению слова «любознательность» и «любопытство»? Мы заглянули в толковый словарь русского языка Сергея Ивановича Ожегова:
«Любознательный» – склонный к приобретению новых знаний, пытливый;
«Любопытство» – мелочный интерес ко всяким, даже не существенным подробностям (праздное любопытство).
Дискуссия.
3. Ведущий:
Как вы думаете, любознательны ли ваши дети? (Высказывания родителей).
Мы задали детям несколько вопросов. Посмотрите, что они ответили.
(Видео запись ответов детей).
Любишь ли ты загадки?-
Кто тебе загадывает их дома?-
Чем ты любишь заниматься больше всего?-
Принимают ли взрослые участие в ваших играх?-
Если бы ты был взрослым, ты бы помогал своим детям в занятиях, играх?-
Если тебя что-то интересует, к кому ты чаще обращаешься с вопросом?
Что такое любознательный?
Что такое любопытство?
Считаешь ли ты себя любознательным, почему?
Вы услышали ответы детей, а теперь хотелось бы узнать ваше мнение.
-Задает ли ваш ребенок вопросы? О чем? Как часто? (Ответ на вопрос через мяч)
-Всегда ли вы отвечаете на вопросы и, как вы считаете, всегда ли надо отвечать?
-Всегда ли ребенок удовлетворен вашим ответом?
-К кому из взрослых ребенок чаще всего обращается с вопросами? Почему?
Обсуждение вопросов.
4. Предлагаем Вам разделиться на 2 команды «Знаечки» и «Умеечки»
Каждая команда получает карточки с 6-7 вопросами. Мы попросим Вас выбрать 3 самых популярных вопроса, которые задают дети. На выполнение задания дается 30 секунд.
-Откуда берутся дети?
- Почему у меня нет столько игрушек, сколько у друга?
- Чем мальчики отличаются от девочек?
-А дед Мороз есть на самом деле?
-А почему у этого дяди большой живот?
-Почему нельзя есть снег?
-Сколько на небе звезд?
-Итак, время вышло. Какой первый по популярности вопрос вы выбрали? (Ответ команд поочередно)
Сколько совпадений у каждой команды? Хорошо! А как вы думаете, нужно ли отвечать на все вопросы ребенка? Какой вывод мы сделаем?
ВЫВОД.
-Нужно относиться к любым вопросам детей с уважением, не отмахиваться от них, давать им краткие доступные ответы. (вывешивается на доску)
-А как по –вашему, отвечать на детские «почему», чтобы интерес заключенный в вопросе не угасал, а развивался?
Для обсуждения предлагаем ситуацию:
-Находясь на прогулке, пятилетняя Маша увидела красивую бабочку с оранжевыми крылышками: «Мама, как 6называется эта бабочка?» Мама не знала, как она называется, но предложила дочери внимательно рассмотреть ее и запомнить, как она выглядит. ( Вопрос командам: «Для чего мама предложила это ребёнку?». На обсуждение даётся 30 сек. (Ответы команд)
Уважаемые родители, чтобы ответить на возникающие вопросы, можно обратиться к книге. Этим вы воспитываете у дошкольника уважение к знаниям. Ребенок начинает понимать, что знания приобретаются разными путями, среди которых наиболее интересный и увлекательный - чтение книги. Самое главное в книге - это содержание. В библиотеке ребё нка хорошо иметь разные книги: рассказы, литературные сказки, народные сказки, стихи, фольклор, былины.
Вам предлагаются карточки, в которых нужно определить последовательность знакомства с жанрами произведений. На выполнение заданий даётся 30 сек. (Даются карточки). Посмотрите на экран и проверьте сами себя.
Очень эффективно развивается любознательность детей с помощью загадок. Они учат нестандартности мышления: отыскивать сходство между самыми отдаленными, внешне несходными вещами.
Не стремитесь получить от ребенка предполагаемую отгадку, поощряйте нешаблонные ответы. Важнее, что, задумываясь над отгадкой, ребенок учится наблюдать окружающий мир, выделять существенные признаки предметов, у него развивается любознательность, потребность задавать вопросы.
Послушайте загадку: сидит девица в темнице, а коса на улице.
Что это? (Морковь).
Это шаблонный ответ детей, хотя отгадкой может и репа, и редиска, и свёкла, и редька.
Еще одна игра для команд.
На карточках даны загадки с шаблонными ответами на них. Я предлагаю за 30 сек. подобрать как можно больше отгадок к этим загадкам:
1-й команде «Одевают обувь резиновую, кормят маслом и бензином». (Автомобиль, трактор, автобус, грузовик, мотоцикл)
2-й команде «Зимой и летом одним цветом». (Ель, сосна, туя, кедр, пихта) Послушаем отгадки на загадку «Одевают обувь резиновую, кормят маслом и бензином». А сейчас отгадки на загадку «Зимой и летом одним цветом».
У нас ещё один вывод: Используйте загадки в развитии любознательности, они обогащают ребенка новыми знаниями, побуждают к дальнейшим размышлениям, наблюдениям.
Мы все прекрасно понимаем, что наступил век информационных технологий и высоких скоростей. Компьютеры прочно вошли в нашу жизнь и в жизнь наших детей. Дети с раннего возраста тянутся к этому загадочному предмету. Ребенок с пеленок наблюдает, как мама работает за компьютером, а папа эмоционально давит на клавиши с криками: «Ура! Наши победили!» Интерес малыша с возрастом растет, он не хочет быть уже сторонним наблюдателем работы взрослых за компьютером, он хочет сам прикоснуться к святыне. Как вы думаете, уважаемые родители, является ли компьютер средством развития любознательности? В нашем обществе существуют разные мнения по этому поводу.
Давайте разберёмся, компьютер - это добро или зло?
Итак, задание командам: команда «Умеечек» доказывает, что компьютер нужен ребёнку дошкольного возраста, а команда «Знаечек» доказывает противоположную точку зрения. Время на обсуждение 1 мин.
Итак, начинаем высказывать доводы оппонентов по очереди.
-Компьютер служит отличным пособием для развития любознательности. Малыш овладевает новыми знаниями в таких сферах, как чтение, математика, биология, иностранные языки и т. д. Учеными давно доказано, что компьютер не приносит особого вреда зрению, намного опасней смотреть телевизор. Конечно, нужно ограничивать время общения с электронным другом - 15-20 минут в день ребенку вполне достаточно.
Дети подготовительной группы №2 приготовили нам небольшую сценку.
Инсценировка произведения В. Иванова «Почему»
Ведущий:
Сын пришел к отцу с вопросом.
Сын:
Пап! Папа! Вот смешно!
Почему, скажи мне, просом
Называется зерно?
Почему сосед новатор?
Что такое экскаватор?
Почему шагает он?
Как без спичек жили раньше?
Почему бывает дым?
Отец:
Да отстань же ты, отстань же
С почемуканьем своим.
Сын:
Папа!
Ведущий:
Сын вернулся вскоре…
Сын:
А бывал в пустыне ты?
А приплыть в любое море
Могут, думаешь, киты?
Почему с ушами заяц?
Пап, а что такое грань?
Ведущий:
Поглядел отец сердито
Отец:
После! некогда, отстань!
Ведущий:
Снова сын пришел к папаше…
Сын:
Где луна бывает днем?
Папа, папа, а когда же
Мы с тобой в театр пойдем?
Ведущий:
А в ответ сверкнула вспышка:
Отец:
У меня свои дела!
Ведущий:
И, вздохнув, побрел сынишка
От отцовского стола.
Почему? Когда же? Где же?
Всякий раз ответ один.
Постепенно стал все реже беспокоить папу сын.
Но однажды в час вечерний
У почтенного отца
От волненья, огорченья
Изменился цвет лица.
Вопрошал родитель сына :
Отец:
Вызов в школу? Почему? Что такое?
В чем причина? Совершенно не пойму!
У других, посмотришь, детки
Только радуют сердца.
Почему твои отметки –
Огорченье для отца?
Почему разбил стекло ты?
Поцарапал в школе дверь?
Почему одни заботы
Причиняешь мне теперь?
Почему других ты хуже?
В толк никак я не возьму?
Отчего же? Почему же?
Ведущий:
(В самом деле, почему?
Обсуждение ситуации.)
Все мы не хотим, чтобы такая ситуация сложилась в наших семьях, с нашими детьми
Ведь «почему» – это стремление детей постичь суть окружающего, понять причины, связи между предметами и явлениями. Наша задача – поддерживать в детях любознательность и пробуждать ее, чтобы число вопросов росло, помня при этом, что ответы на детские вопросы должны соответствовать возрасту ребенка и не перегружать его. Чем больше в вашем доме «почему», тем лучше развит ребенок, тем выше его творческий потенциал. Отсутствие таких вопросов – один из сигналов неблагополучия в его развитии.
Что же сегодня мы можем сделать для своих детей?
- А сейчас я хочу познакомить вас с некоторыми играми, которые помогают развивать познавательную активность детей :
Настольные игры:
«Четвёртый лишний»
«Что не подходит?»
«Где я это видел?»
«Из чего мы сделаны»
«Одинаковое – разное»
«Времена года»
«Противоположности»
Словесные игры:
«Назови признаки» (давайте поиграем в эту игру)
«Сравнение» ( например: чем отличается слон т волка)
«Почему?» (почему котята резвятся, а кошка - нет? И др.)
- Ценность этих игр заключается в том, что они дают возможность ребёнку самому найти решение, подтверждение или опровержение собственных представлений.
- Мы предлагаем вам поучаствовать в конкурсе рисунков. Мы просим вас оживить круги, в предметы круглой фирмы.
Итак, уважаемые родители! Обе команды сегодня хорошо поработали. Вам, наверно, интересно, почему мы не выставляем оценки и не подсчитываем баллы, хотя мы поделились на команды. Потому что соревновательный дух стимулирует интерес, азарт и активизирует мыслительные процессы.
В результате нашей игры мы совместными усилиями составили памятку для родителей «Как развивать любознательность у ребёнка».
5. Рефлексия.
Наш круглый стол подошел к концу. Хотелось бы узнать ваше мнение.
Заполните, пожалуйста, небольшую анкету. (Либо устно)
1. Какие вопросы в рамках данного собрания Вас заинтересовали?
2. Что в ходе собрания вас не устраивало?
3. О чем бы Вы хотели услышать дополнительно?
4. Что вам показалось наиболее удачным?
5. Ваши пожелания.
Антуан де Сент – Экзюпери писал: «Я пришел из детства, как из страны. Нам, взрослым, следует чаще думать, какими красками мы покрасили страну детства для пришедших туда наших малышей. Эта страна пока еще полностью в наших руках, и за неё мы по-настоящему в ответе. За оригинал – не за отражение!» Открывайте мир вместе с ребенком! Поощряйте любознательность вашего ребенка.
Памятка для родителей.
Как отвечать на детские вопросы.
Отнеситесь к вопросам детей с уважением, не отмахивайтесь от них.
Внимательно вслушайтесь в детский вопрос, постарайтесь понять, что заинтересовало ребёнка в том предмете, явлении, о котором он спрашивает.
Давайте кратные и доступные пониманию дошкольника ответы, избегайте сложных слов, книжных оборотов речи.
Ответ должен обогатить ребёнка новыми знаниями, побудить к дальнейшим размышлениям, наблюдениям.
Поощряйте самостоятельную мыслительную деятельность ребёнка, отвечая на его вопросы встречным «А ты думаешь как?».
В ответ на вопрос ребёнка постарайтесь вовлечь его в наблюдения за окружающей жизнью, перечитать книгу, рассмотреть вместе с вами иллюстративный материал.
Отвечая на вопрос ребёнка, воздействуйте на его чувства. Воспитывайте в нём чуткость, тактичность к окружающим людям.
Если ответ на вопрос не доступен пониманию ребёнка, не бойтесь ему сказать: «Пока ты ещё мал. Пойдёшь в школу, научишься читать, узнаешь многое и сможешь сам ответить на свой вопрос».