Ирина Жамкова
Проект по воспитанию интереса и уважения к культурам разных стран у детей 5–7 лет «Радуга дружбы»
▼ Скачать + Заказать документы
Толерантность – гигиена общения.
Толерантность – дорога к миру.
Актуальность темы
Для человека естественно любить свою землю, свое село и город, свою страну и ее народ, а так же своих соседей, другие народы и весь земной шар – и нашу большую Родину.
Воспитание этнической толерантности дошкольников является составляющей духовно-нравственного и патриотического воспитания в детском саду.
Публикация «Проект по воспитанию интереса и уважения к культурам разных стран у детей 5–7 лет „Радуга дружбы“» размещена в разделах
- Дружба. Проекты
- Дружба. Учимся дружить
- Проекты
- Радуга, радужные идеи
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» август 2024
Формирование толерантных качеств - длительный и сложный процесс, начинающийся с появления детей на свет, далее в период становления личности и в какой-то мере протекающий в течение всей жизни. Этот процесс идет под воздействием множества факторов, и решающими среди них являются семья и образование. Подрастающее поколение можно считать своеобразной микромоделью современного полиэтнического общества, где, как на ладони, видны огрехи воспитания старшего поколения. Сегодня все большее распространение в детской среде получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин этому много. Значительная миграция населения стран с разными традициями, языками, верованиями во всем мире приводит к росту психологической напряженности. В результате меняется законодательство, отношение общества ко многим аспектам частной жизни человека в разных странах и разных культурах.
Миссия образовательной организации – трансляция культуры новому поколению. В системе дошкольного образования назрела необходимость перехода к программам, ориентированным на создание детско-взрослых сообществ, в которых происходит трансляция культуры в ее исходной целостности содержания и системы отношений, реализующие соответствующие ценности. Это новый подход к организации содержания образования, его методов и форм.
Описание учреждения
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 12 «Буратино». Количество воспитанников - 299 воспитанников, среди них имеются представители разных национальностей - русские, украинцы, армяне, татары, узбеки, таджики, дагестанцы и другие представители, то есть наш детский сад – многонационален и является теплым, уютным вторым домом для ребенка любого цвета глаз и кожи, любого вероисповедания.
Поэтому возникла необходимость реализовать проект по воспитанию интереса и уважения к культурам разных стран у детей 5- 7 лет, создать благодатную почву для создания сплоченного, обладающего толерантным сознанием, микросоциума, создать благоприятный, дружественный психологический климат в ДОУ, посредством решения задач, поставленных в проекте.
Цель проекта : воспитание интереса и уважения к культурам разных стран у детей 5- 7 лет.
Задачи проекта для детей :
Обучающие:
- создать условия для усвоения ребёнком норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
- представлений о многообразии стран и народов их населяющих, многообразии национальных культур.
Развивающие:
- развивать речь как средство общения и культуры;
- способствовать познавательной активности, любознательности;
- расширять кругозор детей.
Воспитательные :
- воспитывать культуру межличностного взаимодействия детей в группе;
- формировать у детей дошкольного возраста умение видеть и понимать другого человека, проявлять сопереживание, сочувствие к людям;
- закреплять нравственные представления, навыки социально приемлемого поведения.
Задачи проекта для педагогов и родителей (законных представителей) :
- положить начало формированию у всех участников образовательного процесса навыков адекватного, уважительного и доброжелательного отношения при взаимодействии с представителями разных культур, национальностей;
- формировать компетенции у педагогов и родителей (законных представителей) в области этнокультурного воспитания;
- укрепить партнерские отношения между ДОУ и семьями воспитанников.
Участники проекта : дети старшего дошкольного возраста, их родители (законные представители, педагоги ДОУ.
Принципы формирования содержания проекта :
Принцип культуросообразности - отражается в интеграции воспитания в культуру народа, семьи, мира. Воспитание толерантности непосредственно связано с формированием в ребенке умения строить свою жизнь в соответствии с правилами, обычаями и традициями своего народа, мировой культурой в целом, не теряя при этом своей индивидуальности.
Принцип гуманитаризации образования. Раскрывая существо принципа гуманитаризации, академик, психолог В. П. Зинченко пишет, что «любое «предметное» знание должно появляться перед детьми как результат работы и размышлений конкретных людей, как история их поисков, открытий, заблуждений».
Развивающий характер образования обеспечивается через отбор наиболее значимого, структурообразующего содержания образования.
Принцип научности является ведущим в отборе информационной составляющей воспитательно-образовательной работы.
Принцип учета возрастных психологических особенностей детей определяет отбор и направление разработки форм и методов педагогической работы.
Принцип интеграции образовательных областей.
Принцип патриоцентризма обеспечивает связь любого образовательного содержания с формированием отношения к родной культуре и традициям.
Теоретическое обоснование темы
Толерантность (от лат. tolerantia – терпение) – социологический термин, обозначающий терпимость к иному образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.
В соответствии с Декларацией принципов толерантности (утверждена резолюцией 5.61 Генеральной Конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995г.)
Толерантность определяется следующим образом: «Ценность и социальная норма гражданского общества, проявляющаяся в праве всех индивидов гражданского общества быть различными, обеспечении устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами, уважении к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов, готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям».
Эти культурные процессы тесно связаны с ядром личности человека – его ценностями и смыслами. А. Н. Леонтьев определял личность как иерархию ценностей. Неудивительно, что именно посягательство на ценности рассматривается как самое серьезное для человека испытание, как самая значительная угроза его психологической целостности и психическому здоровью. Действительно, любого рода моральный релятивизм (отрицание обязательных нравственных норм) губителен для личности.
Психологической основой формирования толерантности как отношения к другому человеку, другой культуре может стать присущая ребенку дошкольнику общая познавательная любознательность, поддержке и развитию которой уделяется большое внимание в образовательной программе МАДОУ ДС №12 «Буратино».
Воспитание толерантных отношений у детей дошкольного возраста педагогами нашего детского сада организуются через игровую, образовательную, продуктивную, театрализованную, музыкальную деятельность, организацию экскурсий, семейных праздников. Не менее важен, а даже более нагляден личный пример педагога – изо дня в день ребенок учится у него быть добрым, заботливым, вежливым, культурным, и принимать и понимать на уровне психологическом «непохожих» на него детей. Весь педагогический инструментарий в руках педагога – это беседы, познавательные игры, показ медиа - и видеоматериалов, «погружение» в культуру разных народов, проводимые мероприятия, знакомящие детей с традициями разных народностей, с их бытом, праздниками, национальными блюдами, видами национальных танцев и разнообразием музыкального и художественно-литературного фольклора. Колоритность, самобытность такого досуга наполнят ребенка радостью и чувством сплоченности и дружественности, позволит и родителям (законным представителям, присутствующим и участвующим на таких праздниках, понять и принять многообразие этнического мира.
Семья – главное, первое социальное окружение ребенка, откуда «растут корни» детской ксенофобии, либо, напротив, толерантного, уважительного отношения к представителям разных наций. В семье дошкольник учится уважительному отношению к разным людям, их делам, их отдыху и досугу, традициям, этнокультурным особенностям. Наш детский сад благотворно взаимодействует с семьями воспитанников, с целью оказания помощи в воспитании толерантности детей друг к другу и к окружающему миру. Осознание большого значения формирования этнической толерантности в становлении гражданской позиции, духовно-нравственных качеств личности дошкольника, послужило поводом для разработки долгосрочного проекта «Радуга дружбы».
Краткая аннотация проекта
Суть и основа данного проекта – сравнение культурных традиций у разных народов, связанных с простой и понятной детям стороной повседневной жизни.
Мы понимали, насколько это деликатная и психологически непростая задача. Мы обсудили наши планы с родителями (законными представителями) детей. К нашей радости нашли в лице родителей (законных представителей) понимание и поддержку, а позднее и активную помощь.
Дети с одинаковым увлечением смотрели мультфильмы разных народов, читали сказки разных народов, рисовали к ним иллюстрации.
Информационно-коммуникативная технология способствовала погружению детского сознания в восприятие культур разных народов через их сравнительную характеристику. Организуя работу в группах, педагоги несли в детские души мысль о том, что мы все разные, но живем в мире и дружбе, в нашей любимой стране Россия.
Итогом работы становится театрализованное представление, на которое приглашаются родители (законные представители).
Время реализации проекта : сентябрь 2022 года – декабрь 2023 года.
Практическая значимость проекта
Реализация данного проекта не только повысит профессиональную компетенцию воспитателей, но и повысит педагогическую компетенцию родителей (законных представителей) по толерантному воспитанию своих детей. А дети в свою очередь, научатся доброжелательному отношению друг к другу, отзывчивости и справедливости, расширят кругозор. Все вышеперечисленное внесет значительное изменение в психологический климат ДОУ и повлияет на повышение качества образовательного процесса.
Проект состоит из трёх этапов
I этап: подготовительный
№ п/п Мероприятия Сроки
1. Анкетирование воспитателей (адаптированная и дополненная методика Е. И. Николаевой, С. Г. Кудельниковой, Н. Рейнер).
Цель: определить отношение воспитателей к проявлению этнотолерантных установок к людям различных рас (национальностей, а также изучить отношения воспитателей к проблеме воспитания этнотолерантности у детей 5-7 лет в условиях детского сада. Сентябрь 2022 г.
2. Разработка плана работы ДОУ по формированию толерантности у всех участников образовательного процесса на 202-2024 год Сентябрь
3. Составление списка произведений художественной литературы для чтения и обсуждения с детьми старшего дошкольного возраста. Октябрь
4. Создание картотеки подвижных игр народов мира Ноябрь
5. Методическая работа с педагогами, освещающая вопросы формирования толерантности у педагогов и детей. Сентябрь-ноябрь
II этап: основной
№ п/п Мероприятие проекта Сроки
1. ООД «Путешествие по странам» (заочная ознакомительная экскурсия с Арменией, Узбекистаном, Таджикистаном, Татарстаном). Тематические беседы по ознакомлению с ремёслами и культурными традициями народов мира. Декабрь
2. Фестиваль «Игры народов мира» Сентябрь, ноябрь
3. Семейная фотовыставка «Место, где я родился» (рассказы о родном крае и фотографии интерьеров национальных жилищ) Апрель
4. Создание интерактивной выставки «Национальный костюм и предметы быта моего народа» Май - август
5. Просмотр мультфильмов о традициях разных народов Сентябрь-ноябрь
6. Постановка детского спектакля «Дружба»
Закрытие проекта Декабрь
7. Оснащение предметно-развивающей среды в группах и в ДОУ, отвечающей принципам культуросообразности, индивидуальности. В течение реализации проекта
8. Вовлечение родителей (законных представителей) в образовательный процесс, подготовку общесадовских и групповых мероприятий по теме проекта В течение реализации проекта
III этап: заключительный
№ п/п Мероприятие проекта Сроки
1 Определение значимости данного направления работы по результатам опроса родителей (законных представителей) о качестве образовательной услуги Октябрь
2 Распространение опыта среди коллег 2024 год
Результаты
1. В ДОУ созданы условия для развития толерантных отношений у детей дошкольного возраста.
2. Расширен кругозор детей, сформированы предпосылки для развития толерантного самосознания - чувства уважения, доброжелательного отношения друг к другу, независимо от национальной принадлежности, особенности культуры и быта, вероисповедания, тем самым заложен фундамент для воспитания патриота на следующих ступенях системы образования.
3. Организованы партнерские отношения между ДОУ и семьями воспитанников по вопросу толерантного воспитания детей дошкольного возраста. Наблюдается активное вовлечение родителей (законных представителей) в жизнедеятельность детского сада.
4. Повышена педагогическая компетенция педагогов ДОУ. Методический кабинет пополнен современной методической литературой и методическими разработками по воспитанию толерантных отношений у детей дошкольного возраста.
Библиографический список
1. Макарова Т. В., Ларионова Г. Ф. Толерантнность и правовая культура дошкольников. Методические рекомендации. – М. : Сфера, 2008. – 80 с.
2. Щеколдина С. Д. Тренинг толерантности. – М. : Ось – 89, 2004. – 80 с.
3. Пастухова М. В. Патриотическое воспитание во взаимосвязи с проблемой этнической толерантности // Наука и образование в развитии промышленной, социальной и экономической сфер регионов России «Регионы России – 2012».
4. Соловьева Е. В., Редько Л. В. Воспитание интереса и уважения к культурам разных стран у детей 5- 8лет. – М. :Просвещение. 2017.- 72с.
5. Гурылева Н. И. Воспитание этнотолерантности у детей старшего дошкольного возраста в рамках поликультурного образования. Международная научная конференция «педагогическое мастерство». Москва, апрель 2012г.