Елена Владимировна Колган
Работа воспитателя по развитию речевой деятельности младшего дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
МКДОУ «Детский сад №12» с. Татарино Каменского муниципального района Воронежской области
«Работа воспитателя по развитию речевой деятельности младшего дошкольника»
Выполнила
воспитатель
Колган Е. В.
Речь – это яркий показатель развития ребенка. Чем лучше будет развита речь ребенка в дошкольные годы, тем выше гарантия успешного его школьного обучения.
Публикация «Работа воспитателя по развитию речевой деятельности младшего дошкольника» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
В младших группах дети еще не умеют заниматься в коллективе, не относят к себе речь обращенную ко всей группе. Они не умеют слушать товарищей, единственный кто способен привлечь внимание детей это педагог – его речь. В этих группах требуется широкое применение наглядности, эмоциональных приемов обучения, в основном игровых (так как игра в этом возрасте является ведущим видом деятельности). Перед детьми не ставится учебной задачи (не сообщается будем учиться или будет занятие, а воспитатель предлагает поиграть (давайте поиграем) ; посмотрим на картинку, послушаем сказку. В процессе игры дети долгое время могут быть внимательными. Структура занятий очень проста. От детей не требуют индивидуальных ответов, на вопросы воспитателя дети отвечают хором (хоровые ответы, либо кто захочет).
Образовательная деятельность включает в себя разные виды занятий: с предметными и сюжетными картинками; с дидактическими игрушками; небольшие игры инсценировки по произведениям устного народного творчества, игры-забавы, хороводные игры на развитие общения, слушание художественной литературы с использованием ярких красочных картинок, игры на развитие мелкой моторики рук, дидактические игры и упражнения, бытовые и игровые ситуации, элементарное экспериментирование, а также провокация или искусственное непонимание речи.
Очень хорошо воспринимаются детьми игры, сопровождаемые потешками. Все наши бытовые моменты в детском саду сопровождаются стихотворно (при умывании, одевании, кормлении и т. д.)
Например: "Водичка, водичка. "
Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
При одевании на прогулку используем потешку Н. Соконской «Где мой пальчик?»
Маша варежку надела.
- Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал,
В свой домишко не попал!
Маша варежку сняла.
- Поглядите-ка, нашла!
Ищешь, ищешь и найдёшь.
Здравствуй, пальчик!
Как живёшь?
Очень широко используются в работе пальчиковые игры.
Пальчиковые игры не только развивают речь, но и активизируют работу внутренних органов.
Большой – отвечает за голову
Указательный – желудок
Средний – печень
Безымянный – почки
Мизинец – сердце
Малыши, которые регулярно занимаются пальчиковой гимнастикой, быстрее учатся писать, лучше говорят, обладают хорошей памятью, развивают координацию движений, силу и ловкость рук.
Немаловажную роль играет артикуляционная гимнастика. Она используется на уровне общего развития в игровой форме. Объем требований к выполнению движений невелик. Надо, чтобы дети усвоили простейшие навыки, без которых трудно будет в дальнейшем развивать и совершенствовать движения артикуляционного аппарата.
Детям рассказывают, что в речи принимают участие рот, губы, зубы, язык, кончик языка. Знакомят со следующими движениями органов артикуляционного аппарата: губы умеют улыбаться, обнажая зубы; вытягиваться вперед трубочкой; нижняя челюсть опускается и поднимается, открывая и закрывая рот; язык поднимается вверх, опускается вниз, умеет двигаться в стороны, к углам рта, вперед и назад.
Также в работе используем загадки. С их помощью проверяется и оценивается знания, воспитывается пытливость ума. Хоть в раннем возрасте еще детям тяжело разгадывать загадки самостоятельно, воспитатель задает наводящие вопросы подталкивающие на ответ. Например: «Мордочка усатая, шубка полосатая, часто умывается, а с водой не знается. Мяу, Мяу? А потом спрашиваем «Кто это?»
Необходимые условия для речевой практики детей : книжный уголок, где размещены книги, достаточное количество предметных и сюжетных картинок, настольный театр, с помощью которого дети инсценируют знакомые произведения.
Получить положительные результаты в речевом развитии своих воспитанников можно только при активном взаимодействии с родителями. На родительских собраниях обязательно нужно говорить о речевом развитии детей (что должен знать и уметь ребенок в своей возрастной категории). Это поможет родителям сориентироваться в подборе детской литературы, игр для занятий с детьми дома. В родительских уголках оформлять папки-передвижки например по таким темам: «Почему ребенок не говорит», «Как занять ребенка», «Развитие речи детей» и т. д.
В результате целенаправленной и систематической работы по развитию речи детей на занятиях и в повседневной жизни наблюдается положительная тенденция.