Папки-передвижки

Формирование эмоционально-речевой деятельности детей младшего возраста

ольга ромахина
Формирование эмоционально-речевой деятельности детей младшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Врачи заметили, что люди, у которых беден эмоциональный словарь, часто страдают болезнями сердца, сосудов, гипертонией и т. д. Специалисты доказали, что неумение говорить о своих чувствах - болезнь, и дали ей название алекситимия (а - отрицание, тимос - настроение, лексис - словарь, лексика).

Какая же связь между словарём и сердцем или желудком. Эмоциональный разряд формируется в глубинах мозга, требует выхода, но прямой выход, т. е. выплеск, непосредственное проявление эмоций, невозможен. Эмоция требует "переработки". Один из механизмов такой переработки - словесное оформление, т. е. анализ эмоций с помощью слов, эмоций.

Публикация «Формирование эмоционально-речевой деятельности детей младшего возраста» размещена в разделах

А если нет слов? Вот я и хочу, чтобы наши дети не оказались "без языка". И, поэтому учу сначала всматриваться, вслушиваться, учу быть внимательными к своим ощущениям, тонко воспринимать всеми рецепторами мир природы и предметов, а потом это чуткое, уже натренированное восприятие естественно обращается на людей. Восприятие себя и другого человека, восприятие его и своего настроения, желаний, побуждений сначала не является осознанным, т. е. "оречевлённым". А затем, с помощью речи, т. е. "языка чувств", происходит осознание малышом своих чувств и эмоций, управление ими. Да, и само, развитие эмоций связано с речью.

Что же надо понимать под понятием "овладение языком чувств"?

Во-первых, это овладение особой лексикой, пополнение словаря понятиями, называющими состояния, эмоции, настроение, его оттенки, переживания. Эти слова дают возможность "прояснить", определить желания, цели, ощущения и самоощущения.

Во-вторых, это овладение особыми фразами и особым речевым поведением, помогающим улаживать конфликты, разрешать споры, устанавливать речевые контакты.

В-третьих, это умение делать комплименты, т. е. составлять и искренне произносить тексты лестных отзывов, приятных и любезных слов: не лицемерить, а искренне заметить достойное похвалы.

В-четвёртых, это умение слушать и слышать, понимать, что стоит за словами, а также читать "язык тела".

Я уверена, что с помощью "языка чувств" можно научить ребёнка понимать себя и других, заводить друзей, "нейтрализовать" обидчиков.

Психологи отмечают, что основы овладения эмоциональным словарём закладывается в раннем детстве. Именно к 3 годам родители замечают, ребёнок становится капризным, упрямым, непослушным. В это время у ребёнка начинает проявляться собственное "я", что является следствием стремления отделиться от матери. Приобретая собственное "я", ребёнок как бы пребывает в абстракции - он не помнит, что с ним было в прошлом, не знает, что станет с ним в будущем. Находясь в детском коллективе, ребёнок не может оценить своё поведение, регулировать свои поступки и выражения эмоций. Словарь эмоциональной лексики детей ограничен, как их очень маленьким опытом, так и внутренними возможностями.

А чтобы разобраться в себе, в своих чувствах, человек должен уметь переводить эмоции в словесный план, т. к. речевая деятельность дошкольников неразрывно связана с эмоциями, которые придают определённую окраску восприятию, представлениям, рассуждениям.

Ребёнку необходимо разобраться в своём состоянии, особенно, если он находится в группе сверстников в детском саду, не неизбежны "столкновения интересов". К сожалению, "столкновения интересов" разрешаются прозвищами, жалобами. Я помогаю малышам "прояснить чувства", разобраться в своих состояниях и отношениях с помощью определенных слов, фраз: "Мне приятно - мне неприятно", "мне нравится - мне не нравится", "я рассержен, я огорчён, мне стыдно". Это в психотерапии называется прояснениями. В конфликтных ситуациях я не задаю вопрос: "Зачем ты это сделал?", ведь ребёнок не может объяснить истинный мотив поступка. А, прислушиваясь специалистов, помогаю ребёнку, примерно такими выражениями: "Наверное, тебе очень захотелось, поэтому ты не красиво поступил" или "Ты ведь не специально его обидел",«Уверена, что ты не захочешь больше так поступать», «Чувствую, что тебе стыдно и больно, ты не захочешь, чтобы это повторилось». Иногда, спасительным оказывается юмор. Например, ситуацию можно понимать так: «вы поступили, как два жадных медвежонка или как два упрямых барана (драчливых петуха, две обиженные вороны)».

Эти произведения дети хорошо знают и поэтому, узнавание себя в знакомых персонажах, прекрасно разряжает напряженную обстановку. А ещё я предлагаю при конфликте детям самим найти выход из создавшегося положения, высказать своё мнение. И если ребёнок решился такими непослушными словами, которые уже живут в его сердце, заложены в пассивном словаре, но ещё не имеют своего правильного словесного выражения высказываться, то я всегда притронусь к его руке, выберу позу, чтобы мои глаза были на уровне его глаз и выслушаю его.

Начиная работу по эмоционально-речевой деятельности в младшей группе, я начала с темы «Познание самого себя».

Цель работы: понять свои эмоциональные состояния, переживания, осознать, что чувства, эмоции, могут иметь различный характер, зависеть от окружающей нас обстановки, ситуации, выражать своё эмоциональное состояние в речи.

Группу нужно было наполнить радостью, теплом, светом, поэтому я изготовила дидактическое пособие «Солнышко», одна сторона которого была доброй, тёплой, весёлой, а другая – грустной, холодной.

Это «Солнышко» используем во время утреннего приёма детей, на занятиях и в другие режимные моменты. Если ребёнок печален, то и солнышко тоже печалится, подбадривает ребёнка, гладит своей мягкой стороной по руке, щеке, а затем и радуется вместе с ним. Ребёнок, таким образом, с опорой на внешнее наглядное выражение своего эмоционального состояния учится понимать и чувствовать его внутри себя.

Мы попросили родителей принести каждому ребёнку своё, индивидуальное зеркало, чтобы ребёнок мог всегда видеть своё отражение, в каком бы настроении он не находился, привыкать к своему «двойнику» в зеркале, к самому себе, учиться себя любить и ласкать.

В нашем обществе комплименты считаются чем-то лишним, неискренним, а это далеко не так. Психологи установили, что любая оценка-характеристика является как бы прогнозом, который сбывается. Значит необходимо говорить доброе, чтобы доброе в ребёнке взошло. Вот это и делают фольклорные «комплименты»: потешки, прибаутки, присловия – характеристики для самых маленьких и все на «языке чувств», например:

Катя, Катя маленька,

Катенька удаленька.

Пройди по дорожке,

Топни Катя ножкой.

У любого народа фольклор содержит множество таких словесных «поглаживаний» для малышей. Это замечательный «витамин роста» - роста самооценки, самоощущения.

Малыши обожают похваливания как в свой адрес, так и не скупятся на ласковые слова к любимым игрушкам, здесь опять на помощь приходит русский фольклор, в котором масса выразительных средств.

Когда дети стали разбираться в своих эмоциях, настроениях, я внесла в группу схематическое изображение лиц, с помощью которых учились анализировать мимику человеческого лица. Для закрепления умения узнавать разные эмоциональные состояния, была изготовлена кукла со сменными лицами.

В процессе игры с «эмоциональным кубиком» дети продолжают учиться узнавать разные настроения, учились отвечать на вопросы:

• Почему ты так думаешь?

• Где и когда у тебя было такое настроение?

В ходе проводимой работы значительно расширился эмоциональный словарь детей, что позволило им выражать свое настроение. В повседневной жизни стали употреблять выражения, указывающие на эмоциональное состояние: «Я рассержен, мне нравится, очень обидно, мне интересно, мне страшно».

Я считаю, что «язык чувств» помогает детям заявить о себе, сформировать положительную самооценку. А если понимаешь себя, то легче понять и других.

Поэтому, дальнейшая моя работа будет направлена на более глубокое понимание настроения и чувств, других людей под названием «я среди других». У нас в группе имеются такие игры, как «сложи портрет», «свет мой зеркальце, скажи», «разрезные пиктограммы».

Кроме того, буду учить детей соотносить собственные эмоции с состоянием природы, погодой, музыкой, а также с соответствующими событиями и индивидуальными предпочтениями, анализировать причины эмоционального состояния, развивать понимание того, что хорошее настроение зависит от отношения окружающих.

Работа по формированию у детей эмоционально-речевой деятельности помогает мне понять эмоциональный мир ребёнка, лучше узнать его переживания, осознать, что именно его тревожит и радует, установить более доверительные отношения, что, думаю, облегчит процесс воспитания.

Публикации по теме:

«Знак минус, вычитание». Конспект занятия по математике в старшей группе НОД Познание в старшей группе Тема «Знак минус, вычитание» Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Художественное.

Пальчиковые игры и их влияние на уровень развития речи детей Многие исследователи, занимающиеся проблемой воспитания детей младшего возраста, указывают на взаимосвязь и взаимозависимость становления.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование эмоционально-речевой деятельности детей младшего возраста
Опубликовано: 11 марта 2015 в 23:05
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование эмоционально-речевой деятельности детей младшего возраста» (включая файлы) размещена пользователем ольга ромахина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД