Екатерина Сухинина
Консультация на тему «Работа воспитателя по развитию речевой деятельности младшего дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация на тему «Работа воспитателя по развитию речевой деятельности младшего дошкольника»
Речь – это яркий показатель развития ребенка. Чем лучше будет развита речь ребенка в дошкольные годы, тем выше гарантия успешного его школьного обучения.
Публикация «Консультация на тему „Работа воспитателя по развитию речевой деятельности младшего дошкольника“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2015
В младших группах дети еще не умеют заниматься в коллективе, не относят к себе речь обращенную ко всей группе. Они не умеют слушать товарищей, единственный кто способен привлечь внимание детей это педагог – его речь. В этих группах требуется широкое применение наглядности, эмоциональных приемов обучения, в основном игровых (так как игра в этом возрасте является ведущим видом деятельности). Перед детьми не ставится учебной задачи (не сообщается будем учиться или будет занятие, а воспитатель предлагает поиграть (давайте поиграем); посмотрим на картинку, послушаем сказку. В процессе игры дети долгое время могут быть внимательными. Структура занятий очень проста. От детей не требуют индивидуальных ответов, на вопросы воспитателя дети отвечают хором (хоровые ответы, либо кто захочет.
В нашей группе развитию речи уделяется большое внимание. Образовательная деятельность включает в себя разные виды занятий: с предметными и сюжетными картинками; с дидактическими игрушками; небольшие игры инсценировки по произведениям устного народного творчества, игры-забавы, хороводные игры на развитие общения, слушание художественной литературы с использованием ярких красочных картинок, игры на развитие мелкой моторики рук, дидактические игры и упражнения, бытовые и игровые ситуации, элементарное экспериментирование, а также провокация или искусственное непонимание речи.
Очень хорошо воспринимаются детьми игры, сопровождаемые потешками. Все наши бытовые моменты в детском саду сопровождаются стихотворно (при умывании, одевании, кормлении и т. д.)
Например: "Водичка, водичка. "
Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
При одевании на прогулку используем потешку Н. Соконской «Где мой пальчик?»
Маша варежку надела.
- Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал,
В свой домишко не попал!
Маша варежку сняла.
- Поглядите-ка, нашла!
Ищешь, ищешь и найдёшь.
Здравствуй, пальчик!
Как живёшь?
Очень широко в нашей группе используются в работе пальчиковые игры.
Пальчиковые игры не только развивают речь, но и активизируют работу внутренних органов.
Большой – отвечает за голову
Указательный – желудок
Средний – печень
Безымянный – почки
Мизинец – сердце
Малыши, которые регулярно занимаются пальчиковой гимнастикой, быстрее учатся писать, лучше говорят, обладают хорошей памятью, развивают координацию движений, силу и ловкость рук.
Работу по развитию движений пальцев и всей кисти проводим в течение всего дня (во время утренней гимнастики, физ. минутки, в свободное время утром и после сна).
Этот пальчик – маленький,
Мизинчик удаленький.
Безымянный – кольцо носит,
Ни за что его не бросит.
Ну а этот – средний, длинный.
Он как раз посередине.
Этот указательный,
Пальчик замечательный.
Большой палец, хоть не длинный,
Среди пальцев самый сильный.
Пальчики не ссорятся
Вместе дело спорится.
Моя семья
Этот пальчик – дедушка (разжимаем поочередно пальцы из кулачка,начиная с большого)
Этот пальчик –бабушка
Этот пальчик – папочка
Этот пальчик – мамочка
Этот пальчик – я
Вот и вся моя семья! (вращаем разжатой ладошкой)
На развитие мелкой моторики рук благоприятно оказывают игры с предметами: мозаика; пирамидки; застегивание и расстегивание пуговиц; шнуровка; застегивание молний; игры с прищепками; растирание ладоней карандашом; игры-лабиринты; пазлы; игры-вкладыши; «собери картинку из кубиков»; рыбалка; лего; конструктор; складывание разрезных картинок и т. д.
Особое место в играх на развитие мелкой моторики занимают рисование и лепка (рисование пальчиками, восковыми карандашами, мелками, кисточкой и карандашами, разукрашивание и т. д.)
Даже без лишних трат можно устроить ребенку веселые игры на развитие мелкой моторики. В ход пойдут подручные средства:
- крупы (запускание ручек в таз с фасолью, а не дне сюрприз (какая-либо игрушка, также можно из крупы выкладывать интересные фигуры и формы;
- природные материалы;
- различные емкости, пузырьки, коробочки;
- молнии, шнурки, завязки, нитки, веревочки, пуговицы;
- бусины и кольца (детям особо интересно нанизывание на тесьму);
- из спичек, ватных палочек, счетных палочек можно выкладывать различные рисунки;
- работа с ножницами и т. д.
Немаловажную роль играет артикуляционная гимнастика. В нашей группе она используется на уровне общего развития в игровой форме. Объем требований к выполнению движений невелик. Надо, чтобы дети усвоили простейшие навыки, без которых трудно будет в дальнейшем развивать и совершенствовать движения артикуляционного аппарата.
Детям рассказывают, что в речи принимают участие рот, губы, зубы, язык, кончик языка. Знакомят со следующими движениями органов артикуляционного аппарата: губы умеют улыбаться, обнажая зубы; вытягиваться вперед трубочкой; нижняя челюсть опускается и поднимается, открывая и закрывая рот; язык поднимается вверх, опускается вниз, умеет двигаться в стороны, к углам рта, вперед и назад.
Также в работе используем загадки. С их помощью проверяется и оценивается знания, воспитывается пытливость ума. Хоть в раннем возрасте еще детям тяжело разгадывать загадки самостоятельно, воспитатель задает наводящие вопросы подталкивающие на ответ. Например: «Мордочка усатая, шубка полосатая, часто умывается, а с водой не знается. Мяу, Мяу? А потом спрашиваем «Кто это?»
В группе созданы необходимые условия для речевой практики детей : имеется книжный уголок, где размещены книги, достаточное количество предметных и сюжетных картинок, также имеется настольный театр, с помощью которого дети инсценируют знакомые произведения. Хорошо инсценируются русско народные сказки «Репка», «Теремок» и т. д.
Показы и игра с настольными и кукольным театром обогащают деятельность детей; хорошо стимулирует их речевую активность, эмоциональное отношение к содержанию спектакля и его героям.
Получить положительные результаты в речевом развитии своих воспитанников можно только при активном взаимодействии с родителями. На родительских собраниях обязательно нужно говорить о речевом развитии детей (что должен знать и уметь ребенок в своей возрастной категории). Это поможет родителям сориентироваться в подборе детской литературы, игр для занятий с детьми дома. В родительских уголках оформлять папки-передвижки например по таким темам: «Почему ребенок не говорит», «Как занять ребенка», «Развитие речи детей» и т. д. Консультирование родителей по использованию пальчиковых игр для развития мелкой моторики, рекомендовать необходимую литературу.
В результате целенаправленной и систематической работы по развитию речи детей на занятиях и в повседневной жизни в нашей группе наблюдается положительная тенденция.
Дети легко понимают речь, отвечают на вопросы воспитателя, охотно вступают в речевые контакты с воспитателями и близкими людьми. Уже к концу года в нашей группе можно увидеть подгруппы детей которые играют вместе, развертывают небольшие сюжеты и что самое интересное дети начали самостоятельно играть в хороводные игры (без участия воспитателя). Дети стали пользоваться речью полноценно, как средством общения со сверстниками.