Получи документы

«Работа учителя-логопеда с детьми с ОНР: традиции и новации»

Екатерина Новикова
«Работа учителя-логопеда с детьми с ОНР: традиции и новации»
▼ Скачать + Заказать документы

Как и всякая педагогическая работа, логопедия ставит перед собой определенные цели. Для достижения этих целей выполняются определенные задачи, наполненные конкретным содержанием.

Работа с дошкольниками подразумевает:

• формирование понимания чужой речи;

• формирование способности продуцировать собственную речь, подражая другим людям;

развитие способности у детей продуцировать двусоставные простые предложения, опираясь на знание базовых принципов словообразования.

Публикация «„Работа учителя-логопеда с детьми с ОНР: традиции и новации“» размещена в разделах

Общее недоразвитие речи – это речевая патология, при которой отмечается стойкое отставание в формировании всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики и грамматики. Общее недоразвитие речи встречается у 40% дошкольников. Логопеды выделяют четыре уровня речевого развития:

• 1 уровень – характеризуется полным отсутствием связной речи. В медицинской сфере такое состояние носит название «безречевые дети». Малыши общаются при помощи упрощённой речи или лепета, а также активно жестикулируют;

• 2 уровень – наблюдается начальное развитие общей речи, но запас слов остаётся беден, а ребёнок допускает большое количество ошибок во время произношения слов. В таких случаях максимум, что может ребёнок – произнести простое предложение, которое будет состоять не более, чем из трёх слов;

• 3 уровень – отличается тем, что дети могут составлять предложения, однако смысловая и звуковая нагрузка развита недостаточно;

• 4 уровень – самая лёгкая стадия. Это объясняется тем, ребёнок разговаривает довольно хорошо, речь практически не отличается от сверстников. Тем не менее наблюдаются нарушения во время произношения и построения длинных фраз.

Как правило, логопедические занятия не проводятся со всей группой целиком. Дети разделяются на небольшие подгруппы. Занятия проводятся в виде игровых ситуаций, что положительно влияет на мотивационную составляющую речевой активности. Для большей привлекательности занятий используются игрушки, устраиваются театральные постановки и т. п. Формирование способности понимать чужую речь проводится следующим образом: развиваются детские представления о предметах, формируется их понимание разных слов и целых выражений, которая связаны со знакомыми дошкольникам обстоятельствами. С самого начала занятий логопед учит детей понимать словосочетания. Он часто использует короткие фразы, которые состоят из двух-четырех слов. Также он использует метод повторения, когда одни и те же словосочетания повторяет много раз. Постепенно дети запоминают, как правильно называются предметы и действия, совершаемые с ними. Они учатся правильно называть и признаки предметов. В качестве материалов для этих занятий выступают игрушки, предметы посуды и одежды, а также продукты питания и другие вещи, с которыми дошкольники ежедневно взаимодействуют. Также дети учатся понимать разные грамматические значения. Особенно уделяется внимание на их способность замечать, чем отличаются грамматические формы у понятий разного числа. Также они учатся замечать, чем отличаются слова-повеления, обращенные к одному человеку, от тех же слов, обращенных к нескольким. Еще один важный навык – научиться отличать слова, обозначающие действия, которые близки по ситуации или противоположны. Развитие пассивной речи позволяет преодолеть конкретность и неразделенность по значениям используемых словесных понятий. Насколько точным окажется понимание речевой инструкции, настолько точно ребенок будет ее выполнять. Чтобы у детей формировался активный лексический словарь, они должны проявлять самостоятельность в речи. Логопед активно пытается внедрить в занятия те слова, которые он хочет включить в активную речевую деятельность детей. Важно создавать такие педагогические ситуации, которые будут вызывать у ребенка потребность в коммуникациях и в познавательной активности. Когда логопед обучает детей повелительному наклонению во втором лице ед. ч., сначала можно позволить ему произносить лишь один ударный слог. А затем количество слогов увеличится. Дошкольников также нужно учить грамотно работать с предложениями. Сначала эти предложения состоят всего из двух слов: существительного и глагола. При этом педагог стремится научить детей правильно согласовывать все части предложения между собой. Логопед стремится к тому, чтобы вовлечь дошкольников в речевое общение и научить их пользоваться такими элементарными видами речи, как короткий ответ на заданный вопрос. Это позволяет постепенно научиться принимать участие в простых диалогах.

Логопедическая работа зависит от уровня речевого развития. Так, основными направлениями при ОНР 1 уровня является развитие понимания обращенной речи, активизация самостоятельной речевой активности и неречевых процессов: внимания, памяти и мышления.

При ОНР 1 уровня обращают внимание на грамматическую сторону речи, но не ставится задача правильного фонетического оформления высказывания.

При ОНР 2 уровня развивают речевую активность и понимание речи, лексико-грамматические средства языка, фразовую речь и уточнение звукопроизношения и вызывания отсутствующих звуков.

При ОНР 3 уровня развивают связную речь, совершенствуют лексико-грамматическую сторону речи. Закрепляют правильное звукопроизношение и фонематическое восприятие. На этом этапе уделяют внимание подготовке к усвоению грамоты.

При ОНР 4 уровня детей обучают до достижения возрастной нормы устной речи, необходимой для успешного школьного обучения. Для этого совершенствуют произношение, лексику и грамматику, развернутую фразовую речь. Развивают первичные навыки чтения и письма.

Наряду с традиционными методами работы с детьми с ОНР используют современные инновационные технологии. Инновация — новое, а инновационные технологии — привнесение нового и действенного. Иными словами — это методы обучения и развития дошкольников с ОВЗ путем сотрудничества как равноправных партнеров учителя-логопеда и детей с ОВЗ. Инновационные технологии являются дополнением в коррекционной деятельности. В логопедической практике чаще всего пользуются следующими технологиям: арт-терапевтические, здоровьесберегающими, технологии сенсорного воспитания, информационные.

Арт-терапевтические технологии:

• музыкотерапию применяют у детей с ОНР для развития слухового внимания, чувства темпа, ритма, мыслительных способностей и фантазии, коммуникативных навыков.

• изо-терапия – метод психолого-коррекционной работы с детьми с ОНР.

• кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное воздействие, способствует улучшению памяти, улучшает мыслительную деятельность.

• сказкотерапия – это создание коммуникативной направленности каждого слова и высказывания ребёнка через проживание сказки.

• мнемотехника – это система приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.

песочная терапия: ребёнок получает первый опыт рефлексии (самоанализа, учится понимать себя и других. Наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, ребёнок прислушиваться к себе и проговаривает свои ощущения. А это способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти, что очень важно для детей с общим недоразвитием речи.

Здоровьесберегающие технологии наиболее актуальны для детей с ОВЗ. Цель данных технологий: обеспечить ребенку возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения, навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Широко используются в коррекционной работе : различные виды массажа; различные виды дыхательной и голосовой гимнастик; артикуляционная, мимическая гимнастика; логопедическая ЛФК; гимнастика для глаз; упражнения на развитие координации движений рук и пальцев рук; упражнения на релаксацию; психопластика; упражнения на профилактику нарушений осанки; Cу-джок терапия; логоритмика.

Сенсорные технологии воспитания, направленные на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служат основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт.

Информационная технология обучения – это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (кино-, аудио видео средства, мультимедийный проектор, компьютеры, телекоммуникативные сети) для работы с информацией.

На каждом занятии должны учитываться коррекционные и общеобразовательные задачи. Ведущим принципом является личностно-ориентированный подход к каждому ребёнку.

Публикации по теме:

Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда В последнее время отмечается резкое увеличение числа детей с нарушениями речи. Возникает необходимость в коррекции недостатков речи данной.

Формы работы учителя-логопеда с семьей Наиболее эффективные формы работы учителя – логопеда с семьей: - коллективные формы работы учителя-логопеда с семьей; 1. Групповые родительские.

Фотоотчет о работе учителя-логопеда ДОУ: НОД, мероприятия, праздникиФотоотчет о работе учителя-логопеда ДОУ: НОД, мероприятия, праздники Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию фотоматериал логопедических занятий, мероприятий и праздников в ДОУ. Возможно, у ребенка.

Годовой отчет о работе учителя–логопеда .

Использование мнемотехники в коррекционной работе учителя-логопеда Инновационная технология – мнемотехника в работе с дошкольниками. Цель: Предложить педагогам приёмы мнемотехники в работе с детьми. Задачи:.

Мониторинг как одно из направлений в работе учителя-логопеда ДОУ Мониторинг – как одно из направлений в работе учителя – логопеда, работающего в условиях логопедического пункта с интернальной интеграцией.

Перспективное планирование работы учителя-логопеда с родителями и детьми адаптационной группыПерспективное планирование работы учителя-логопеда с родителями и детьми адаптационной группы Учебно-тематический план работы учителя-логопеда Голубевой Т. В. в адаптационной группе "Цыплята" МБДОУ «Детский сад № 38 «Золотой петушок».

Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в ДОУВзаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в ДОУ В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положительную роль играют совместные занятия логопеда и музыкального.

Развивающая предметно-пространственная коррекционная среда кабинета учителя-дефектолога, учителя-логопеда ДООРазвивающая предметно-пространственная коррекционная среда кабинета учителя-дефектолога, учителя-логопеда ДОО Пояснительная записка Паспорт кабинета – основной документ, который отражает материально-техническое оборудование, состояние и оснащённость.

Сценарий урока учителя-логопеда с детьми 2 класса, испытывающими трудности в освоении письменной речиСценарий урока учителя-логопеда с детьми 2 класса, испытывающими трудности в освоении письменной речи Сценарий урока учителя-логопеда с детьми 2 класса, испытывающими трудности в освоении письменной речи. [/b]Тема:Письмо от Буратино Звуко-буквенный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Работа учителя-логопеда с детьми с ОНР: традиции и новации»
Опубликовано: 20 декабря 2020 в 17:27
+31Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Работа учителя-логопеда с детьми с ОНР: традиции и новации»» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Новикова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД