Екатерина Новикова
«Работа учителя-логопеда с детьми с ОНР: традиции и новации»
▼ Скачать + Заказать документы
Как и всякая педагогическая работа, логопедия ставит перед собой определенные цели. Для достижения этих целей выполняются определенные задачи, наполненные конкретным содержанием.
Работа с дошкольниками подразумевает:
• формирование понимания чужой речи;
• формирование способности продуцировать собственную речь, подражая другим людям;
развитие способности у детей продуцировать двусоставные простые предложения, опираясь на знание базовых принципов словообразования.
Публикация «„Работа учителя-логопеда с детьми с ОНР: традиции и новации“» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2020
Общее недоразвитие речи – это речевая патология, при которой отмечается стойкое отставание в формировании всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики и грамматики. Общее недоразвитие речи встречается у 40% дошкольников. Логопеды выделяют четыре уровня речевого развития:
• 1 уровень – характеризуется полным отсутствием связной речи. В медицинской сфере такое состояние носит название «безречевые дети». Малыши общаются при помощи упрощённой речи или лепета, а также активно жестикулируют;
• 2 уровень – наблюдается начальное развитие общей речи, но запас слов остаётся беден, а ребёнок допускает большое количество ошибок во время произношения слов. В таких случаях максимум, что может ребёнок – произнести простое предложение, которое будет состоять не более, чем из трёх слов;
• 3 уровень – отличается тем, что дети могут составлять предложения, однако смысловая и звуковая нагрузка развита недостаточно;
• 4 уровень – самая лёгкая стадия. Это объясняется тем, ребёнок разговаривает довольно хорошо, речь практически не отличается от сверстников. Тем не менее наблюдаются нарушения во время произношения и построения длинных фраз.
Как правило, логопедические занятия не проводятся со всей группой целиком. Дети разделяются на небольшие подгруппы. Занятия проводятся в виде игровых ситуаций, что положительно влияет на мотивационную составляющую речевой активности. Для большей привлекательности занятий используются игрушки, устраиваются театральные постановки и т. п. Формирование способности понимать чужую речь проводится следующим образом: развиваются детские представления о предметах, формируется их понимание разных слов и целых выражений, которая связаны со знакомыми дошкольникам обстоятельствами. С самого начала занятий логопед учит детей понимать словосочетания. Он часто использует короткие фразы, которые состоят из двух-четырех слов. Также он использует метод повторения, когда одни и те же словосочетания повторяет много раз. Постепенно дети запоминают, как правильно называются предметы и действия, совершаемые с ними. Они учатся правильно называть и признаки предметов. В качестве материалов для этих занятий выступают игрушки, предметы посуды и одежды, а также продукты питания и другие вещи, с которыми дошкольники ежедневно взаимодействуют. Также дети учатся понимать разные грамматические значения. Особенно уделяется внимание на их способность замечать, чем отличаются грамматические формы у понятий разного числа. Также они учатся замечать, чем отличаются слова-повеления, обращенные к одному человеку, от тех же слов, обращенных к нескольким. Еще один важный навык – научиться отличать слова, обозначающие действия, которые близки по ситуации или противоположны. Развитие пассивной речи позволяет преодолеть конкретность и неразделенность по значениям используемых словесных понятий. Насколько точным окажется понимание речевой инструкции, настолько точно ребенок будет ее выполнять. Чтобы у детей формировался активный лексический словарь, они должны проявлять самостоятельность в речи. Логопед активно пытается внедрить в занятия те слова, которые он хочет включить в активную речевую деятельность детей. Важно создавать такие педагогические ситуации, которые будут вызывать у ребенка потребность в коммуникациях и в познавательной активности. Когда логопед обучает детей повелительному наклонению во втором лице ед. ч., сначала можно позволить ему произносить лишь один ударный слог. А затем количество слогов увеличится. Дошкольников также нужно учить грамотно работать с предложениями. Сначала эти предложения состоят всего из двух слов: существительного и глагола. При этом педагог стремится научить детей правильно согласовывать все части предложения между собой. Логопед стремится к тому, чтобы вовлечь дошкольников в речевое общение и научить их пользоваться такими элементарными видами речи, как короткий ответ на заданный вопрос. Это позволяет постепенно научиться принимать участие в простых диалогах.
Логопедическая работа зависит от уровня речевого развития. Так, основными направлениями при ОНР 1 уровня является развитие понимания обращенной речи, активизация самостоятельной речевой активности и неречевых процессов: внимания, памяти и мышления.
При ОНР 1 уровня обращают внимание на грамматическую сторону речи, но не ставится задача правильного фонетического оформления высказывания.
При ОНР 2 уровня развивают речевую активность и понимание речи, лексико-грамматические средства языка, фразовую речь и уточнение звукопроизношения и вызывания отсутствующих звуков.
При ОНР 3 уровня развивают связную речь, совершенствуют лексико-грамматическую сторону речи. Закрепляют правильное звукопроизношение и фонематическое восприятие. На этом этапе уделяют внимание подготовке к усвоению грамоты.
При ОНР 4 уровня детей обучают до достижения возрастной нормы устной речи, необходимой для успешного школьного обучения. Для этого совершенствуют произношение, лексику и грамматику, развернутую фразовую речь. Развивают первичные навыки чтения и письма.
Наряду с традиционными методами работы с детьми с ОНР используют современные инновационные технологии. Инновация — новое, а инновационные технологии — привнесение нового и действенного. Иными словами — это методы обучения и развития дошкольников с ОВЗ путем сотрудничества как равноправных партнеров учителя-логопеда и детей с ОВЗ. Инновационные технологии являются дополнением в коррекционной деятельности. В логопедической практике чаще всего пользуются следующими технологиям: арт-терапевтические, здоровьесберегающими, технологии сенсорного воспитания, информационные.
Арт-терапевтические технологии:
• музыкотерапию применяют у детей с ОНР для развития слухового внимания, чувства темпа, ритма, мыслительных способностей и фантазии, коммуникативных навыков.
• изо-терапия – метод психолого-коррекционной работы с детьми с ОНР.
• кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное воздействие, способствует улучшению памяти, улучшает мыслительную деятельность.
• сказкотерапия – это создание коммуникативной направленности каждого слова и высказывания ребёнка через проживание сказки.
• мнемотехника – это система приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.
• песочная терапия: ребёнок получает первый опыт рефлексии (самоанализа, учится понимать себя и других. Наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, ребёнок прислушиваться к себе и проговаривает свои ощущения. А это способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти, что очень важно для детей с общим недоразвитием речи.
Здоровьесберегающие технологии наиболее актуальны для детей с ОВЗ. Цель данных технологий: обеспечить ребенку возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения, навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Широко используются в коррекционной работе : различные виды массажа; различные виды дыхательной и голосовой гимнастик; артикуляционная, мимическая гимнастика; логопедическая ЛФК; гимнастика для глаз; упражнения на развитие координации движений рук и пальцев рук; упражнения на релаксацию; психопластика; упражнения на профилактику нарушений осанки; Cу-джок терапия; логоритмика.
Сенсорные технологии воспитания, направленные на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служат основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт.
Информационная технология обучения – это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (кино-, аудио видео средства, мультимедийный проектор, компьютеры, телекоммуникативные сети) для работы с информацией.
На каждом занятии должны учитываться коррекционные и общеобразовательные задачи. Ведущим принципом является личностно-ориентированный подход к каждому ребёнку.