МААМ-картинки

Организация работы с одарёнными детьми на уроках биологии (из опыта работы)

Ольга Сметанина
Организация работы с одарёнными детьми на уроках биологии (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы

Организация работы с одарёнными детьми на уроках биологии

Учитель Сметанина Ольга Петровна

В современных условиях очень важно быть успешным человеком, не менее важно быть успешной, конкурентоспособной в нашей молодой республики. В тяжелое военное время и время неопознанных вирусов очень хочется повернуть время в сторону науки, понимая что без развития биологии, в частности генетики, вирусологии и селекции, Республика отстает от других развитых держав на десятилетия. Для развития биологических наук необходимы новые,молодые современные кадры, а начинаем воспитывать эти кадры мы - учителя биологии в школе. Среди сотен наших учеников мы находим одаренных, нестандартно мыслящих, влюбленных в биологию учеников.

Темочки:

В педагогической деятельности я около 8 лет, а в школе около 4 лет. В первые годы своей педагогической деятельности при подготовке к олимпиадам я удивлялась: «Откуда ребенок может знать столько много информации, которой нет в учебнике?». Постепенно я стала сама изучать глубины биологии, накапливать для себя дополнительный материал.

На мой взгляд, главная задача учителя при работе с одаренными детьми заключается в том, что мы должны создать условия, которые помогут ученику проявить себя, и дать возможность развить интеллект в самостоятельной творческой деятельности. В своей работе с одаренными детьми я ставлю главной целью развитие у них познавательного и творческого интереса к исследовательской деятельности, склонности к выполнению сложных проблемных и биологических заданий, а также воспитать в них уверенность в своих силах, и развить в них стремления к неизученному. Для достижения своей поставленной цели я решаю задачи по выявлению одаренных детей. Индивидуальный подход к каждому ученику.

Начиная с 6 класса, когда дети приходят на мои уроки биологии, я начинаю включать в работу задачи, требующие нестандартного решения, ставлю перед ребятами проблемные вопросы. Наблюдаю, как ребята справляются с заданиями. Если же ученик старается только ради отличной оценки, то я проявляю слабый интерес. А если ребенок делает для себя новые открытие, начинает неординарно мыслить и его любопытный ум требует новых задач, то это мой единомышленник. С такими ребятами мы переходим на новый уровень общения. Многим из них я предлагаю поработать над научной темой и выступить на научно-практической конференции школьников. Есть ребята, которые сами приходят и предлагают тему для исследования. Мое большое желание дать знания ребятам, получать знания не только от меня, но и самостоятельно их добывать, то в таком напоре мы добиваемся хороших результатов. Для работы с одаренными детьми я использую на уроках и во внеурочное время дополнительные задания разного характера. Например, задания творческого характера плюс биология. Ребятам очень нравиться это направление, и они охотно участвуют в таких мероприятиях.

Например:

Задания на развития творческого мышления. Например, придумать, нарисовать рисунок-иллюстрацию к изучаемой теме урока или создать презентацию, собрать и оформить коллекцию насекомых, провести самостоятельно исследование в виде эксперимента по заданному алгоритму. Хочу сказать, что наибольший интерес и творчество ребята проявляют при составлении собственных заданий, таких как составить текст с ошибками, придумать загадки, кроссворды. Эти задания подразумевают немалые усилия со стороны ребят, они вызывают у них чувство удовлетворения и гордости за самого себя.

К заданиям на развитие творческого мышления я также отношу такие задания, как «У тебя есть машина времени. Переместись во времена господства динозавров. Расскажи, что ты видишь?», или «Ты стал размером меньше горошины. Соверши путешествие по пищеварительному тракту человека и расскажи о судьбе бутерброда», или «Ты ядро клетки. Как ты устроено и какие функции выполняешь?»

Нахождение обобщающего понятия к данным видовым. Например, артерии, вены, капилляры – это сосуды. Одуванчик, подсолнечник, астра – семейство сложноцветные.

«Перевод с русского на русский» - пословицы, переведенные на язык биологических терминов необходимо перевести в традиционную форму. Это развивает у детей образное мышление. Например, такая пословица «Сколько волка не корми, он все равно в лес смотрит» в переводе звучит так: «Сколько это млекопитающее не снабжай питательными веществами, оно все равно смотрит в растительное сообщество». Перевести название животного из шутливого в традиционное: бабочка из шкафа – моль, птица-кашевар – сорока.

В работе с одаренными детьми я использую задания на нахождение ошибок в тексте. Например: «Лишайники относятся к царству растений. В состав лишайника входят многоклеточные водоросли. Кустистые лишайники первыми заселяют голые скалы». Более высокой ступенью эрудиции я считаю создание заданий с ошибками самими учениками. Когда я даю такие задания детям на дом, сразу видно, кто подошел к этому заданию механически, а кто создал шедевр.

При решении биологических задач на выдвижение гипотезы и ее защиты, мне очень нравится задание на доказательство того, что сосуды, которые мы видим под кожей являются венами. Многие ребята встают в ступор. Некоторые начинают давить на руку в области запястья и видят, что сосуды со стороны кисти набухают. Делают вывод о том, что это вены, зная, что кровь по венам идет от периферии к сердцу. Другие ребята рассуждают логически. Капилляры – самые мелкие сосуды, артерии пульсируют, а те сосуды, которые просвечиваются под кожей не пульсируют, и не являются самыми мелкими, значит это вены.

В нашей школе одаренные ребята получают поощрения в виде грамот и маленьких презентов, но тем имении они рады учувствовать в различных олимпиадах и конкурсах.

В своей работе я разрабатываю систему поиска и поддержки талантливых детей, привлекаю их к выполнению творческих заданий на уроке, вовлекаю их во внеурочную деятельность, готовлю к научно-практической конференции, участию в олимпиадах.

В этом году моя ученица 11 класс Пальцева Инна заняла не последнее место на олимпиаде, Я надеюсь что и в дальнейшем, мои знания помогут молодым, новым исследователям постигнуть силу науки!

Опубликовано 19.04.2022г. в 15:41

Публикации по теме:

Активные формы работы с родителями — участниками образовательных отношений (из опыта работы) Мне представилась возможность на городском семинаре поделиться опытом работы, рассказать об активных формах работы с родителями- участниками.

Лэпбук — одна из вариативных форм работы с одарёнными детьмиЛэпбук — одна из вариативных форм работы с одарёнными детьми В условиях реализации нового федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) педагогам приходится искать новые средства.

Мастер-класс как эффективная форма работы с родителями в условиях ДОУ из опыта работыМастер-класс как эффективная форма работы с родителями в условиях ДОУ из опыта работы В соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом Дошкольного Образования одной из основных задач стоящих перед дошкольной.

Мастер–класс для учителей литературы «Литературный клуб как эффективная форма работы с одарёнными детьми» Одной из важнейших проблем современной школы является совершенствование индивидуальных, творческих способностей обучающихся, что предполагает.

Мастер-класс «Организация опытно-экспериментальной деятельности» (из опыта работы)Мастер-класс «Организация опытно-экспериментальной деятельности» (из опыта работы) Ни для кого не секрет, что ребенок усваивает новые знания прочно и надолго, когда слышит, видит и делает все сам. Желание ребёнка получить.

Методические рекомендации из опыта работы «Коррекция памяти на уроках и внеклассных занятиях для детей с ОВЗ» Одной из основных высших психических функций человека является память. Человек, лишённый памяти, перестаёт, по сути дела быть человеком.

Мой подход к работе с детьми (из опыта работы)Мой подход к работе с детьми (из опыта работы) В детском саду дошкольники получают первый опыт общения, первый опыт обучения. Моя основная задача как педагога – сделать этот опыт удачным,.

Организация работы с детьми по дополнительной программе экологической направленности Экологическое воспитание это систематическая деятельность педагога, направленная на развитие у дошкольников экологической культуры. Проблема.

Презентация на тему: «Нетрадиционные формы работы с родителями» (из опыта работы) ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ " НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ" (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ) 1 СЛАЙД "Нетрадиционные формы работы с родителями " (.

Сообщение из опыта работы на педсовете «Проектная деятельность как одна из инновационных форм работы с родителями в ДОУ» В настоящее время важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация работы с одарёнными детьми на уроках биологии (из опыта работы)
Опубликовано: 21 апреля 2022 в 14:14
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Организация работы с одарёнными детьми на уроках биологии (из опыта работы)» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Сметанина (УИ 947421) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД