Татьяна Орунова
Консультация «Работа по профориентации и самоопределению обучающихся в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Профориентация – есть неотъемлемая часть общекультурной среды, формирующая целостный жизненный опыт ребенка в социальной сети. Приобщаясь к ней, ребенок принимает мир взрослых с его проблемами, успехами, решениями. Посредством профориентационной работы удовлетворяются важнейшие социальные потребности: ребенок через игру знакомится с атрибутами разных профессий.
Публикация «Консультация „Работа по профориентации и самоопределению обучающихся в ДОУ“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Ранняя профориентация дошкольников
- Темочки
Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями и трудом взрослых обоснована ФГОС ДО, и входит в социально-коммуникативное развитие, определяющее содержание образовательной работы с детьми в этом направлении. Известно, что интерес к труду, необходимые трудовые навыки, и личностные качества закладываются в детстве. Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, который охватывает и дошкольный период.
В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и их широким выбором.
Учитывая тот факт, что одним из приоритетных направлений современной социальной политики государства является сохранение и укрепление здоровья дошкольника и видя большой интерес ребят к спорту, мы решили ещё более активизировать его, расширив представления детей о людях спортивных профессий. Это оказалось очень интересно и для детей, и для взрослых, ведь эта тема достаточно редко находит своё отражение в образовательном процессе ДОУ.
Был разработан проект «Ступеньки к здоровью»
Цель: расширение представлений детей о труде взрослых и создание позитивного образа людей спортивных профессий через интеграцию двигательной и продуктивной видов деятельности.
Задачи:
сформировать интерес к профессиям, связанных со спортом и здоровьем, знакомство с процессом работы, трудовыми действиями, результатом труда;
вовлечь детей в различные виды спорта (футбол, хоккей, волейбол и др.); расширить навыки действия со спортивными снарядами (лыжи, сани, клюшка и др.); сформировать культуру здоровья;
укрепить связи и создать взаимопонимания между педагогами, детьми и родителями;
воспитывать уважение к людям труда; формирование культуры труда, положительного отношения к нему; развитие настойчивости, целеустремлённости, способности к преодолению трудностей для достижения поставленной цели.
Участниками данного проекта стали: инструктор по физической культуре, дети старшего дошкольного возраста, воспитатели и родители.
Методы исследования:
беседы с детьми на заданную тему, демонстрация видеоряда, видеофильмов;
встречи с людьми спортивных профессий;
наблюдения за трудом людей спортивных профессий;
подбор информации из различных источников (самостоятельно и совместно со взрослыми)
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
Подготовительный этап
Проект начался с обсуждения с дошкольниками вопросов по теме проекта. Дети совместно с воспитателем и родителями составили «Дерево познания», на котором размещалась информация о том, что знают дети и что они хотят узнать о данной профессии.
К родителям обратились с просьбой принять активное участие в проекте, найти с детьми информацию о спортивных профессиях, принести фотографии для создания альбома, подобрать стихи или составить мини рассказ.
Основной этап
Изучение темы началось на фронтальных занятиях. Дети знакомились с названием, содержанием и значимостью профессии (спортсмен, тренер, спортивный врач, спортивный комментатор, спортивный журналист, спортивный фотограф.). В процессе работы дети заучивали стихи, отгадывали загадки, рассматривали иллюстрации.
Наиболее действенные способы ознакомления детей с трудом взрослых - наблюдения и экскурсии. Экскурсии дают реальное представление детям о профессии. В нашем случаи экскурсия проходила на стадионе, где дети встретились с тренерами, со спортсменами. Побывали в гостях в медицинском кабинете. Прошлись по спортивным залам, познакомились со спортивными снарядами и т. д. Очень впечатлило наблюдение за работой тренеров : тяжелой атлетики, фитнеса и т. д.
Дети подготовительной группы принимали участие в продуктивной деятельности: пробовали себя в роли инструктора по физической культуре, давая разминочный комплекс упражнений. В процессе сюжетно-ролевых игр с удовольствием примеряли на себя роль спортивного комментатора, фотографа, корреспондента.
Заключительный этап
Итоги проекта:
В процессе проведенной работы дети получили знания о спортивных профессиях;
Совместное творчество способствовало созданию атмосферы взаимопонимания и доверительных отношений между родителями, педагогами и детьми;
Наш проект закончился детско-родительскими спортивным праздником «Планета Спортландия», выставкой рисунков «Рисуем спорт», созданием фотоальбома «Спортивные профессии» изготовленного при помощи родителей и детей.
В ходе проекта дети стали с большим интересом относиться к миру спорта. Несколько детей из подготовительной группы начали активно посещать спортивные секции. Ребята с удовольствием стали смотреть спортивные соревнования, как по телевидению, так и в жизни, делясь друг с другом впечатлениями. Пополнилась и «армия» болельщиков.
В заключении, хочется отметить, что ключевой фигурой в ФГОС ДО прописан ребенок, но и педагогу отводится немаловажная роль. Стандарт дошкольного образования нацелен на Концепцию социальной успешности человека, у руля стоит – его величество ребенок. Главная наша задача - развить мотивационно-ценностную сферу: чувство гордости у ребенка за свои достижения; повысить мотивацию у дошкольников - развить качества - сотрудничество со сверстниками; умение самостоятельно строить, планировать свою деятельность в игре, а не с помощью взрослых выполнять алгоритм действий; развивать социализацию жизненных навыков.