Яна Лебедикова
Консультация «Пути формирования музыкальной культуры ребёнка»
▼ Скачать + Заказать документы
«Пути формирования музыкальной культуры ребёнка»
Музыкальная деятельность - одна из центральных составляющих эстетического воспитания - играет особую роль во всестороннем развитии дошкольника, которая определяется спецификой музыки, как вида искусства, с одной стороны, и спецификой детского возраста - с другой. Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека», - писал о музыке В. А. Сухомлинский.
Публикация «Консультация „Пути формирования музыкальной культуры ребёнка“» размещена в разделах
Музыка развивает сферу чувств, способствует самопознанию. Гармоническое развитие личности невозможно без постижения гармонии звуков и ритмов. Музыка оказывает одно из самых сильных эмоциональных воздействий на человека: она заставляет радоваться и страдать, мечтать и грустить, думать, учить разбираться в окружающем мире, людях, их взаимоотношениях. Она может увести в мир грез, оказаться враждебной, но может оказать и положительное воспитательное воздействие даже в тех случаях, когда все другие средства не эффективны. Музыка эмоциональна по своей сущности, по своему непосредственному содержанию. Эмоциональная отзывчивость на музыку - одна из важнейших музыкальных способностей. Она связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку.
Музыка является активно действенным средством эмоциональной коррекции, помогает детям войти в нужное эмоциональное состояние. Когда музыка служит фоном, на котором развивается игровое действие, она усиливает эмоции и делает более яркими образные представления детей.
Музыка, оказывая сильное эмоциональное воздействие на детей, способствует интеллектуальному развитию ребенка. Слушая и исполняя музыкальные произведения, ребенок приобретает знания и представления о мире. При систематическом слушании музыки дети начинают выделять ее настроение, эмоциональную окраску: радость, грусть.
Музыкальное воспитание - уникальное средство формирования эмоциональной и интеллектуальной сфер психики ребенка, поскольку оно оказывает огромное влияние не только на эмоциональное, но и на познавательное развитие ребенка, ибо музыка несет в себе не только эмоции, но и огромный мир идеи, мыслей, образов. Формирование музыкального мышления способствует общему интеллектуальному развитию ребенка.
Интеллектуальное развитие осуществляется в разных видах музыкальной деятельности. Так, в пении дети имеют возможность импровизировать, создавать свои варианты мелодии. В музыкально-ритмической деятельности дети с удовольствием придумывают, комбинируют движения пляски, напевая и двигаясь под музыку.
Музыка развивает ребенка умственно. Она отражает многие жизненные процессы, которые обогащают представления детей об обществе, о природе, о быте и традициях. Восприятие музыкальной формы предполагает активность таких умственных операции, как сравнение, сопоставление, выделение черт общего и различного и др. Одним из главных достоинств музыкального воспитания является возможность формирования в процессе его осуществления творческого потенциала личности. Музыкальное искусство способствует нравственному становлению человека, формированию его, как личности.
Музыка оказывает влияние на процесс физического совершенствования ребенка. Известно, что она влияет и на жизненный тонус человека, вызывает изменения в кровообращении, в дыхании. Слишком громкая, высокочастотная музыка вызывает негативные реакции. Музыка «заводит», возбуждает людей до такой степени, что они становятся невменяемыми. Музыкой можно регулировать процессы возбуждения и торможения. Недаром испокон веков, укладывая ребенка спать, ему напевают колыбельную песню, тихую, спокойную, ласковую. Научные данные о физиологических особенностях музыкального восприятия дают основание роли музыки в воспитании ребенка. Занятия музыкой способствуют общему развитию личности.